Функциональный аудит касается четырех основных частей, составляющих рекламную деятельность: рекламных технологий, рекламы кампаний, рекламной мультимедиа и системы управления компанией-
Он проводится по технологии внутреннего аудита. В компании должно быть подразделение по внутреннему аудиту либо группа аудиторов в составе отдела маркетинга, отдела технического контроля или других. Аудиторы должны наделяться соответствующими полномочиями, обеспечивающими им независимость от объекта проверки (рис. 7.10).
Задачами внутренних аудиторов являются:
1. Формирование набора регламентирующих документов, с которыми
будут сопоставляться результаты аудита;
2. Сбор информации о проверяемых процессах или явлениях;
3. Выявление их отклонений от стандартов или принятых в компании
регламентов;
4. Документальное оформление этих отклонений;
5. Предварительная оценка отклонений;
6. Предоставление данных контроля уполномочившему их лицу;
7. Помощь работникам компании профессионально выполнять свои
функции.
А. аупит рекламных технологий (РТ)
Для контроля РТ наиболее подходит аудит на соответствие и аудит финансовой отчетности. Задачами аудита являются:
• отбор необходимых стандартов, регламентов, правил и инструкций;
• сбор информации о состоянии технических параметров действующего оборудования, используемой технологии, сырья и комплектующих изделий. Получение данных бухгалтерского учета, в том числе баланса и других необходимых данных учета;
• сопоставление реальных полученных сведений с данными стандартов, регламентов, правил и инструкций. Выявление отклонений;
• документальное оформление отклонений в РТ за подписью всех аудиторов, проводивших проверку;
• анализ отклонений и определение их роли в общей системе отклонений;
• составление аудиторского заключения и утверждение его у руководителя аудиторской группы или подразделения;
• информирование заинтересованных работников о результатах аудита
и. предоставление по их желанию рекомендаций по влиянию исследуемых параметров проверки на общее состояние предмета аудита;
• предоставление данных внутреннего аудита по запросу внешней аудиторской компании, заключившей с рекламным агентством договор на внешний аудит.
Б. аудит рекламных кампаний СРЮ. Для контроля РК наиболее под. ходит операционный аудит. Задачами аудита являются:
• отбор необходимых общепринятых сведений, регламентов, правил
и инструкций;
• сбор информации о проверяемых процессах или явлениях, в том числе:
а о реальном выполнении медиаплана;
– о заключенных договорах со СМИ;
– о данных бухгалтерского учета;
– о правонарушениях при проведении РК;
– о размерах целевой аудитории населения;
– об организационных проблемах проведения РК;
• сопоставление реальных полученных сведений с медиапланом,
прайс-листами, стандартами финансовой отчетности, имеющимися регламентами, правилами, инструкциями, рекомендациями. Вы
явление отклонений;
• документальное оформление отклонений в РК за подписью всех аудиторов, проводивших проверку;
• анализ отклонений и определение их роли в общей системе отклонений;
• составление аудиторского заключения и утверждение его у руководителя аудиторской группы или подразделения;
• информирование заинтересованных работников о результатах аудита
и предоставление по их желанию рекомендаций по влиянию исследуемых параметров проверки на общее состояние предмета аудита;
• предоставление данных внутреннего аудита по запросу внешней аудиторской компании, заключившей с рекламным агентством договор на внешний аудит.
В. Аудит рекламной мультимедиа (РМ). Для контроля РМ наиболее подходит операционный аудит. Задачами аудита являются:
• отбор необходимых регламентов, правил и инструкций;
• сбор информации о проверяемых процессах или явлениях, в том числе:
– о реальном соблюдении общепринятых приемов творческой
работы;
– о количестве рекламных работ, получивших призы на конкурсах;
– конкретных критериях, использованных в агентстве для оценки
качества РМ; а о количестве использованных типовых рисунков, клипов, иконок,
фонтов;
• сопоставление реальных полученных сведений с набором приемов,
заявленным количеством заявок, рекомендуемыми критериями, набором типовой РМ;
• документальное оформление отклонений в РМ за подписью всех аудиторов, проводивших проверку;
• анализ отклонений и определение их роли в общей системе отклонений;
• составление аудиторского заключения и утверждение его у руководителя аудиторской группы или подразделения;
• информирование заинтересованных работников о результатах аудита
и предоставление по их желанию рекомендаций по влиянию исследуемых параметров проверки на общее состояние предмета аудита;
• предоставление данных внутреннего аудита по запросу внешней аудиторской компании, заключившей с рекламным агентством договор на внешний аудит.
Г. Аудит системы управления компании (СУ)., в том числе система управления качеством и для контроля СУ наиболее подходит аудит на соответствие. Задачами аудита являются:
• отбор необходимых стандартов, регламентов, правил и инструкций;
• сбор информации о проверяемых процессах или явлениях; в том числе:
– о реальном состоянии ключевых элементов системы управления;
– о выполнении должностных инструкций, положений о подразделениях;
– о ходе выполнения заключенных договоров;
– о выполнении статей устава и учредительного договора агентства;
– о соблюдении законодательства;
• сопоставление реальных полученных сведений с данными договоров, уставных документов, законов РФ. Выявление отклонений;
• документальное оформление отклонений в СУ за подписью всех аудиторов, проводивших проверку;
• анализ отклонений и определение их роли в общей системе отклонений;
• составление аудиторского заключения и утверждение его у руководителя аудиторской группы или подразделения;
• информирование заинтересованных работников о результатах аудита
и предоставление по их желанию рекомендаций по влиянию исследуемых параметров проверки на общее состояние предмета аудита;
• предоставление данных внутреннего аудита по запросу внешней ау-
диторской компании, заключившей с рекламным агентством договор на внешний аудит.
По каждому направлению аудита ведутся журнал аудиторских проверок и акты аудиторских проверок. В журнал записываются дата проведения аудита, фамилия и должности аудиторов и другие сведения, необходимые
для понимания третьими лицами мотивов выбора критериев и оценки результатов. В журнал вкладывается копия акта аудиторской проверки.
Резюме
Аудит — это процесс получения данных учета деятельности объекта контроля или его состояния и установления уровня соответствия между данными учета и заданными критериями, нормами, стандартами.
Имеется классификация аудита: по цели, по масштабам использования, по этапам контроля и ревизии, по источникам информации, по формам хозрасчетных отношений, по методам, по уровню, по субъектам, по характеру, по стадиям производственной деятельности, по периодичности, по направлениям, по реальности, по степени охвата.
Применительно к организационной системе аудит дает следующие преимущества по отношению к обычному контролю: гармонизация, достоверность, независимость, объективность, однозначность, повторяемость, понятность, профессионализм, уместность, сопоставимость, стабильность, своевременность.
Аудит разделяется по отраслям, подотраслям, направлениям и полноте.
Отрасли аудита: Аудит имущества (АИ); Аудит профессионализма персонала (АПП); Аудит интеллектуальной собственности (АИС); Аудит методологии управления (АМУ); Аудит механизма управления (АМУ); Аудит технологии и процесса производства (АТПП); Аудит организации производства (АОП); Операционный аудит (ОА); Управленческий аудит (УА); Аудит бухгалтерского учета (АБУ). Среди них:
• полностью разработанные отрасли: ОА, АБУ;
• отрасли разрабатываются: АПП, АИС, АМУ, АМУ, АТПП, АОП, АУ;
• отрасли еще не разрабатываются: АИС.
Уровни полноты аудита: функциональный, комплексный и системный. Функциональный аудит определяется разделением труда аудиторов по функциям производства и управления. Комплексный аудит характеризуется охватом наиболее значимых элементов и процессов в деятельности организации, например, аудит управленческих технологий, целей и функций одновременно. Он осуществляется на базе функциональных аудитов либо самостоятельно по принятому перечню проверок. Системный аудит — это более глубокий по сравнению с комплексным аудитом контроль организации за счет учета влияния каждого функционального аудита друг на друга и аудита элементов и процессов, связывающих организацию с внешней средой.
Каждое направление аудита организации состоит из пяти видов аудита: технологического, организационного, экономического, правового и социального.
Организационный аудит является связующим элементом системы общих видов аудита.
Реальные успехи контрольной деятельности с позиций аудита активизируют интерес ряда специалистов к аудиту систем управления качеством, маркетингу и экологии.
Аудит системы управления качеством — представляет контроль выполнения всех директив, установленных стандартами серии ИСО 9000.
Маркетинговый аудит — это процесс получения данных учета деятельности объекта контроля или его состояния и установление уровня соответствия данных учета заданным в маркетинге критериям, нормам и стандартам.
Экологический аудит — это процесс получения данных учета деятельности объекта контроля или его состояния и установление уровня соответствия данных учета заданным в экологии критериям, нормам и стандартам.
Внутренний аудит — это деятельность независимого эксперта в компании по проверке ее работы в интересах этой же компании. Более точно внутренний аудит — это обследование деятельности, чтобы проверить ее точность, обычность кем-то, кроме человека, ответственного нее. Задачами внутреннего аудита являются:
• формирование набора необходимых стандартов, правил и регламентов;
• сбор информации о реальном положении дел;
• выявление отклонений в контролируемых процессах или явлениях
от принятых в компании регламентов;
• предварительная оценка отклонений;
• предоставление данных контроля уполномочившему их лицу;
• помощь работникам компании профессионально выполнять свои
функции.
Операционный аудит представляет проверку процессов или явлений, имеющихся в организации для оценки их эффективности, результативности и производительности. Результатом аудита является аудиторское заключение в произвольной форме и отдельный документ для лица, инициировавшего проверку, с перечнем рекомендаций по совершенствованию анализируемых объектов. Аудит проводится в тех сферах производства и управления, где имеются лишь качественные измерения вместо количественных, а также местные нормы, нормативы, правила и регламенты. На операционный аудит большое влияние имеют субъективизм аудитора и его представления.
Аудит на соответствие представляет проверку процессов или явлений, происходящих в организации на базе имеющихся законодательных актов, стандартов и жестких регламентов (например, контрактные соглашения, судебные или административные санкции). Аудиторы должны иметь также регламентирующие документы и производить сравнение реальных значений параметров с предписанными и формировать свое мнение о степени соответствия. Результатом аудита является аудиторское заключение, написанное по утвержденной форме. Аудиторы не дают обязательных рекомендаций, их задача — фиксирование степени достижения соответствия.
Аудит финансовой отчетности весьма близок к аудиту на соответствие и контролирует только эту область финансовой деятельности организации.
Организационное оформление служб внутреннего аудита может быть реализовано в форме штабной структуры управления с возможными элементами матричной. При этом работники службы внутреннего аудита должны быть административно независимыми от руководства проверяемого подразделения. Лучший вариант достигается при прямом подчинении ее высшему руководству компании.
Функциональный аудит касается четырех основных частей, составляющих рекламную деятельность: рекламных технологий, рекламных кампаний, рекламной мультимедии и системы управления компанией. Он проводится по технологии внутреннего аудита. В компании должны быть подразделение по внутреннему аудиту либо группа аудиторов в составе отдела маркетинга, отдела технического контроля или других. Аудиторы должны наделяться соответствующими полномочиями, обеспечивающими им независимость от объекта проверки.
Для контроля рекламных технологий наиболее подходят аудит на соответствие и аудит финансовой отчетности. Для контроля рекламных кампаний наиболее подходит операционный аудит. Для контроля рекламной мультимедиа наиболее подходит операционный аудит. Для контроля систем управления наиболее подходит аудит на соответствие.
По каждому направлению аудита ведутся журнал аудиторских проверок и акты аудиторских проверок. В журнал записываются дата проведения аудита, фамилия и должности аудиторов и другие сведения, необходимые для понимания третьими лицами мотивов выбора критериев и оценки результатов. В журнал вкладывается копия акта аудиторской проверки.
Контрольные вопросы
1. Приведите классификацию аудита.
2. Какие преимущества дает аудит среди других видов контроля?
3. Какие основные отрасли обслуживает аудит?
4. Какие уровни полноты рассматриваются в аудите?
5. В чем заключаются особенности аудита системы управления качеством?
6. Каковы основные задачи внутреннего аудита?
7. Каково предназначение операционного аудита, аудита на соответствие и аудита финансовой отчетности?
8. Какой вид аудита наиболее подходит для контроля рекламных
технологий?
9. Какой вид аудита наиболее подходит для контроля рекламных кампаний?
10. Какой вид аудита наиболее подходит для контроля рекламной мультимедии?