Стрелочный перевод служит для перехода подвижного состава с одного пути на другой. Его главные части: стрелка, состоящая из двух рамных рельсов, двух остряков и переводного механизма; крестовина; контррельсы; переводная кривая, соединяющая стрелку и крестовину. Рамные рельсы — это часть рельсовых нитей, расходящихся на стрелочном переводе. Изготовляют их из обычных типовых рельсов и закрепляют при помощи стрелочных башмаков неподвижно. Остряки — подвижные части стрелочного перевода; специальный прокат (рис. 2) и обработка (острожка) обеспечивают плотное прижатие их к рамным рельсам. Остряки соединены между собой стрелочными тягами, первая из которых (считая от острия) соединена с переводной тягой, идущей к переводному механизму, и называется рабочей.
Рис. 1. Схема обыкновенного стрелочного перевода:
1—шаг остряка; 2—стык рамных рельсов; 3 —переводной механизм; 4 —острие остряка; 5—соединительные тяги; 6 —желоб остряка по прямому пути; 7—то же по боковому; 8—желоб контррельса; 9—горло крестовины; 10 —контррельс; 11 —желоб крестовины; 12 —сердечник
|
|
Кроме рабочей тяги, на стрелочных переводах, включенных в электрическую централизацию, оборудуется вторая тяга, называемая контрольной (рис. 3). Ее назначение — обеспечить надежный контроль положения стрелки и не позволить появиться на пульте у дежурного по станции показанию правильности приготовленного маршрута при разъединении остряков или рабочей тяги с остряками. В таких случаях рабочая и контрольная тяги во время перевода стрелки перемещаются неодновременно и это не позволяет сработать автопереключателю и замкнуть электрическую цепь. На пульте дежурного по станции не будет контроля положения стрелки. Переводной механизм, служащий для перемещения стрелочных остряков из одного положения в другое, может быть механическим (электрическим) или ручного действия.
Крестовина стрелочного перевода обеспечивает безопасный проход подвижным составом мест пересечения рельсовых нитей. Она состоит из двух основных частей — сердечника и усовиков. Крестовины бывают цельнолитые и сборные, с литым сердечником. Изготавливают из высокомарганцевой стали с повышенной износоустойчивостью. Напротив крестовины укладывают контррельсы, которые направляют движение колёсных пар при прохождении «мёртвого пространства», места, где нарушается непрерывность рельсовой нити. Контррельсы прикреплены к рабочим рельсам и удерживаются на определённом расстоянии при помощи распорных муфт.
Переводная кривая – часть переводного пути, идущая в сторону бокового направления и соединяющая стрелку с крестовиной. Радиус определяет её крутизну 1/18 – 960 м. 1/11 – 300 м. 1/9 – 205 м. Чтобы определить марку крестовины необходимо найти отношение ширины сердечника к его длине.
|
|
Рельсы и стрелочные переводы на главных путях по мощности и состоянию должны соответствовать грузонапряжённости, осевым нагрузкам и скоростям движения.
Рис. 2. Профиль специального рельса для стрелочных остряков
Рис.3. Крепление рабочей 1 и контрольной 2 тяг
3.15.ПТЭ - Не допускается эксплуатировать стрелочные переводы и глухие пересечения, у которых допущена хотя бы одна из следующих неисправностей:
- разъединение стрелочных остряков и подвижных сердечников крестовин с тягами;
- отставание остряка от рамного рельса, подвижного сердечника крестовины от усовика на 4 мм и более, измеряемое у остряка и сердечника тупой крестовины против первой тяги, у сердечника острой крестовины — в острие сердечника при запертом положении стрелки;
- выкрашивание остряка или подвижного сердечника, при котором создается опасность набегания гребня, и во всех случаях выкрашивание длиной:
на главных путях.........................................200 мм и более
на приемо-отправочных путях...................300 мм «»
на прочих станционных путях....................400 мм «»
- понижение остряка против рамного рельса и подвижного сердечника против усовика на 2 мм и более, измеряемое в сечении, где ширина головки остряка или подвижного сердечника поверху 50 мм и более;
- расстояние между рабочей гранью сердечника крестовины и рабочей гранью головки контррельса менее 1472 мм;
- расстояние между рабочими гранями головки контррельса и усовика более 1435 мм;
1440 + - 3 – расстояние между внутренними гранями КП
33 – толщина гребня
-2 – прогиб оси
-2 – износ усовика, контррельса
- излом остряка или рамного рельса;
- излом крестовины (сердечника, усовика или контррельса);
- разрыв контррельсового болта в одноболтовом или обоих в двухболтовом вкладыше.
Вертикальный износ рамных рельсов, остряков, усовиков и сердечников крестовин и порядок их эксплуатации при превышении норм износа устанавливаются в соответствующей инструкции МПС России.