Показателем качества продукции называется количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество.
Оценивать качество продукции следует только по совокупности показателей, имеющих к нему непосредственное отношение и установленных в соответствии с назначением продукции.
Показатели качества продукции носят относительный характер, поскольку установленные и предполагаемые потребности могут со временем меняться (то, что вчера удовлетворяло потребителя, сегодня может оказаться неприемлемым).
Регламентация принципов выбора системы показателей отражается в нормативно справочной документации, количественные методы оценки качества составляют самостоятельный раздел в управлении качеством - квалиметрию.
А). По числу характеризуемых свойств показатели делятся:
1) на единичные показатели, которые характеризуют какое-то одно свойство изделия;
2) на комплексные показатели, которые принято, в свою очередь, разделять на:
- обобщенные (характеризуют наиболее существенную совокупность свойств, по которой принято оценивать качество);
|
|
- интегральные (отражают соотношение суммарного полезного эффекта и суммарных затрат эксплуатации);
- индексные (отражают соотношение качества разнородной продукции).
Б). По применению показатели разделяются:
- на абсолютные (выражаются в натуральных и стоимостных единицах);
- на относительные (характеризуют свойства по сравнению с базовым, эталонным или конкурирующим образцом).
В). По характеризуемым свойствам показатели качества делятся следующие группы:
1) показатели назначения. Онихарактеризуют сущность продукции, свойства, определяющие способность продукции выполнять свои функции в заданных условиях использования по назначению (например, полезная работа, производительность, мощность);
2) показатели надежности. Они отражают способность изделия с течением времени выполнять требуемые функции в заданном режиме. Это показатели безотказности, ремонтопригодности, долговечности и сохраняемости;
3) показатели безопасности. Они оценивают степень безопасности при эксплуатации (потреблении);
4) показатели технологичности. Ониописывают оптимальное распределение затрат на всех стадиях жизненного цикла продукции (например, материалоемкость, трудоемкость, себестоимость, фондоемкость);
5) показатели транспортабельности. Онихарактеризуют приспособленность продукции к транспортировке без ее использования и потребления;
6) показатели стандартизации и унификации. Они отражают степень использования стандартных, унифицированных и оригинальных частей в составе изделия;
|
|
7) патентно-правовые показатели. Они характеризуют степень патентной защиты и патентной чистоты продукции;
8) эргономические показатели. Ониотражают удобство и комфорт эксплуатации (потребления). В эту группу входят подгруппы таких показателей как:
- гигиенические (уровень освещенности, запыленности, шума и др.);
- антропометрические (обеспечивающих рациональную и удобную рабочую позу, правильную осанку и т. д.);
- физиологические (показатели соответствия продукции слуховым, скоростным, энергетическим возможностям человека);
- психологические (соответствие изделия навыкам человека, его возможностям восприятия и переработки информации);
9) показатели эстетичности. Они характеризуют эстетическое воздействие продукции на человека. Здесь выделяют показатели художественной выразительности, рациональности форм, целостности композиции, совершенства производственного исполнения;
10) экологические показатели. Они:
- отражают уровень вредных воздействий на окружающую среду при эксплуатации (потреблении) продукции;
- определяют уровень опасных и вредных химических выбросов в окружающую среду, уровень акустических воздействий;
- отражают уровень электромагнитных, радиационных и других излучений, и т.д.;
11) экономические показатели. Онихарактеризуют уровень затрат на эксплуатацию (потребление). Примерами могут служить уровень потребления энергии, затраты на расходные материалы.
Г). По элементам бизнес-процесса показатели качества делятся на следующие группы:
- информационные (связаны с получением, переработкой и передачей информации);
- материальные (включают обеспечение проведения входного контроля сырья, материалов, полуфабрикатов);
- технико-технологические (связаны с обслуживанием оборудования и его состоянием);
- трудовые (показывают квалификацию персонала, уровень подготовки персонала в области качества);
- организационные (отражают применение прогрессивных методов организации производства).