Система показателей качества продукции

Показателем качества продукции называется количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество.

Оценивать качество продукции следует только по совокупности показателей, имеющих к нему непосредственное отношение и установленных в соответствии с назначением продукции.

Показатели качества продукции носят относительный характер, поскольку установленные и предполагаемые потребности могут со временем меняться (то, что вчера удовлетворяло потребителя, сегодня может оказаться неприемлемым).

Регламентация принципов выбора системы показателей отражается в нормативно справочной документации, количественные методы оценки качества составляют самостоятельный раздел в управлении качеством - квалиметрию.

А). По числу характеризуемых свойств показатели делятся:

1) на единичные показатели, которые характеризуют какое-то одно свойство изделия;

2) на комплексные показатели, которые принято, в свою очередь, разделять на:

- обобщенные (характеризуют наиболее существенную совокупность свойств, по которой принято оценивать качество);

- интегральные (отражают соотношение суммарного полезного эффекта и суммарных затрат эксплуатации);

- индексные (отражают соотношение качества разнородной продукции).

Б). По применению показатели разделяются:

- на абсолютные (выражаются в натуральных и стоимостных единицах);

- на относительные (характеризуют свойства по сравнению с базовым, эталонным или конкурирующим образцом).

В). По характеризуемым свойствам показатели качества делятся следующие группы:

1) показатели назначения. Онихарактеризуют сущность продукции, свойства, определяющие способность продукции выполнять свои функции в заданных условиях использования по назначению (например, полезная работа, производительность, мощность);

2) показатели надежности. Они отражают способность изделия с течением времени выполнять требуемые функции в заданном режиме. Это показатели безотказности, ремонтопригодности, долговечности и сохраняемости;

3) показатели безопасности. Они оценивают степень безопасности при эксплуатации (потреблении);

4) показатели технологичности. Ониописывают оптимальное распределение затрат на всех стадиях жизненного цикла продукции (например, материалоемкость, трудоемкость, себестоимость, фондоемкость);

5) показатели транспортабельности. Онихарактеризуют приспособленность продукции к транспортировке без ее использования и потребления;

6) показатели стандартизации и унификации. Они отражают степень использования стандартных, унифицированных и оригинальных частей в составе изделия;

7) патентно-правовые показатели. Они характеризуют степень патентной защиты и патентной чистоты продукции;

8) эргономические показатели. Ониотражают удобство и комфорт эксплуатации (потребления). В эту группу входят подгруппы таких показателей как:

- гигиенические (уровень освещенности, запыленности, шума и др.);

- антропометрические (обеспечивающих рациональную и удобную рабочую позу, правильную осанку и т. д.);

- физиологические (показатели соответствия продукции слуховым, скоростным, энергетическим возможностям человека);

- психологические (соответствие изделия навыкам человека, его возможностям восприятия и переработки информации);

9) показатели эстетичности. Они характеризуют эстетическое воздействие продукции на человека. Здесь выделяют показатели художественной выразительности, рациональности форм, целостности композиции, совершенства производственного исполнения;

10) экологические показатели. Они:

- отражают уровень вредных воздействий на окружающую среду при эксплуатации (потреблении) продукции;

- определяют уровень опасных и вредных химических выбросов в окружающую среду, уровень акустических воздействий;

- отражают уровень электромагнитных, радиационных и других излучений, и т.д.;

11) экономические показатели. Онихарактеризуют уровень затрат на эксплуатацию (потребление). Примерами могут служить уровень потребления энергии, затраты на расходные материалы.

Г). По элементам бизнес-процесса показатели качества делятся на следующие группы:

- информационные (связаны с получением, переработкой и передачей информации);

- материальные (включают обеспечение проведения входного контроля сырья, материалов, полуфабрикатов);

- технико-технологические (связаны с обслуживанием оборудования и его состоянием);

- трудовые (показывают квалификацию персонала, уровень подготовки персонала в области качества);

- организационные (отражают применение прогрессивных методов организации производства).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: