В условиях, когда рынок требует повышения или, по крайней мере, не снижения уровня качества производимой продукции, была разработана стратегия всеобщего управления качеством (total quality management, TQM).
Всеобщее управление качеством - это долгосрочный интегрированный подход к руководству организацией, гарантирующий в срок и с минимальными затратами обеспечение и повышение качества выпускаемого товара (услуги) на всех стадиях производственного процесса, предполагающий усилия всех сотрудников фирмы по оптимальному удовлетворению потребностей покупателей.
Система TQM направлена на процессы между поставщиками и покупателями, а составляют ее следующие элементы (рис. 10.3):
1) «жесткие» составляющие TQM (персонал, системность, инструментарий).
Качество - в руках персонала и может быть достигнуто только в команде.
Системность, т.е. систематически протекаемые процессы планирования, организации (деятельности), контроля, анализа и корректировки, - одно из основополагающих требований процесса TQM.
Рис. 10.3. Составные элементы системы ТОМ
Применение соответствующего инструментария (к примеру, методов статистического контроля процессов, различной техники решения проблем и т.д.) помогает достичь в процессе повышения качества желаемых показателей с наиболее эффективным результатом;
2) «мягкие» составляющие TQM (вовлеченность, культура, коммуникации).
Вовлеченность, т.е. признание и осознание собственной ответственности менеджмента в процессе управления качеством, является основополагающей предпосылкой функционирования TQM.
Цель TQM - ориентированная на качество культура предприятия, которая включает взаимопомощь, гордость за выполняемую работу и за свое предприятие, улучшенные условия труда, открытую и творческую атмосферу в коллективе.
Без коммуникаций между сотрудниками и управляющими стратегия TQM реализоваться не может. Содействие при поиске решения, «прозрачность» принимаемых решений, обратная связь должны присутствовать в системе. Предпосылкой для налаживания коммуникаций является применение, к примеру, техники переговоров и презентаций.
3) процессы «поставщики—покупатели». Основная идея состоит в том, чтобы оптимизировать и обеспечивать высочайшее качество процесса производства, исходя из потребностей клиентов (от сбыта до обеспечения сырьем и материалами).