Статистические методы контроля качества продукции

Инструменты контроля качества являются эффективными и достаточно приемлемыми для освоения персоналом средствами систематического решения вопросов контроля качества (рис. 10.4). К ним относятся:

1) контрольные листы. Они представляют собой бланки, заполняемые непосредственно на рабочем месте при наступлении событий, учет которых ведется.

Рис. 10.4. Семь инструментов контроля качества (7Q-tools)

Контрольные листы служат для проверки наличия определенных нормативных признаков, отображения частоты наступления отдельных проблем (дефектов, поломок), отображения частоты наступления измеряемой величины в определенных пределах измерения;

2) диаграммы Парето. Это простой, но очень эффективный инструмент для наглядного представления существующих проблем. Значения частоты наступления событий сортируются по величине, и сразу же становится ясно, с решения каких проблем необходимо начать. Это будут те отклонения и дефекты, на которые приходится наибольшая часть затрат в рабочем процессе;

3) диаграммы причинно-следственных связей. Они также часто называются диаграммами Ишикавы или диаграммами «рыбьего скелета», внедряется для структурированного анализа и обсуждения проблемы в рабочей группе. Эта диаграмма отражает отношение между показателем качества и воздействующими на него факторами.

Сначала формулируется существующая проблема, или дефект качества. Она помечается как «голова рыбы». Главные категории потенциальных причин обозначаются как «кости скелета». Для каждой главной категории на диаграмму наносятся все вероятные причины проблемы в виде «ребер».

Выявление причин, влияющих на качество, может быть произведено либо в процессе обсуждения, либо методом «мозгового штурма». Необходимо систематически обновлять данные диаграммы с возникновением новых явных причин недостатков качества и по мере устранения ранее существовавших причин;

4) гистограммы. Они служат для визуализации распределения измеряемых величин в пределах одного процесса (к примеру, число дефектов за день, за рабочую смену).

С помощью этих гистограмм можно:

- установить соответствует ли частота появления измеряемых величин нормальному распределению или плотность распределения высока;

- сравнить отдельные измеряемые величины с пределами допуска (к примеру, стабильное соблюдение норм времени может указывать на наличие резервов времени);

5) контрольные карты. Это инструмент, с помощью которого можно проследить изменение во времени параметров, от которых зависит качество. В эту карту заносятся результаты вычислений или непосредственно измеряемые признаки качества из выборки текущего рабочего процесса. Через какой-то промежуток времени становится возможным отделить системные ошибки, обусловленные нарушением элемента процесса, от случайных. Также возможно выявить тенденции в развитии ошибок;

6) диаграммы рассеивания. Они служат для проверки предполагаемой связи между двумя показателями.

Если данные о них вносить в диаграмму в течение какого-то промежутка времени, то образуется некое количество точек (так называемое «облако точек»). Если это «облако точек» выстраивается в прямую, то рассматриваемые признаки коррелируют между собой, т.е. между двумя признаками существует связь.

Чаще происходит рассеивание точек около прямой. Чем сильнее точки отклоняются от прямой, тем меньше зависимость между признаками. Если же в расположении точек невозможно выявить тренд, то связи между признаками не существует и предположение существующей связи неверно;

7) стратификация. Метод стратификации данных – это инструмент, позволяющий произвести отбор данных, которые отражают требуемую информацию о процессе.

Данные группируют в зависимости от условий их получения, а затем каждую группу рассматривают в отдельности. Данные, разделенные на группы, называют стратами.

Используя метод стратификации, данные многократно расслаивают по различным признакам и анализируют возникающую при этом разницу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: