Организация управления экономикой региона

Сущность регионального управления. Принципы организации регио-

нальных органов государственной власти. Региональная структура управ-

ления. Некоторые проблемы функционирования органов региональной

власти в современный период. Вопросы регулирования экономического

развития региона. Местное самоуправление – реальная власть. Муници-

пальные образования и процессы региональной стабилизации. Регионы и

центр.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Каковы принципы регионального управления?

2. Какова система органов власти в субъектах РФ?

3. Опишите схему государственного воздействия на экономическую

деятельность региона.

4. Охарактеризуйте сущность местного самоуправления.

5. Каковы формы местного самоуправления?

6. Каково информационное обеспечение управления регионом?

Методические рекомендации. Приступая к изучению дисциплины

"Региональная экономика и управление", необходимо, прежде всего, уяс-

нить, что страна вступила на путь экономических радикальных реформ

формирования рынка. Структура экономики России подвергается корен-

ной реконструкции в сторону социологизации.

В настоящее время экономика страны продолжает испытывать спад про-

изводства, который во многом объясняется разрывом экономических связей с

бывшими республиками СССР – ныне суверенными государствами.

Активный процесс суверенизации регионов, республик, автономных

образований, регионализация экономики отдельных субъектов Федерации

обусловили выработку новой региональной политики и региональной

стратегии, главные положения которых нужно знать каждому экономисту.

Специалисту, работающему с регионами, необходимо также знание терри-

тории России и ее регионов, природно-ресурсного потенциала, уровней

развития, трудовых ресурсов, размещения ведущих отраслей хозяйства.

На современном этапе особенно важен дифференцированный подход к

решению конкретных экономических вопросов в зависимости от возмож-

ностей и особенностей каждого региона. Только строгий всесторонний

учет всех природно-экономических, демографических, экологических и

иных условий и особенностей различных регионов под углом зрения задач

развития и размещения хозяйственного комплекса страны дает возмож-

ность разумно сочетать решение основных задач подъема экономики с ра-

циональным развитием экономики регионов.

Студентам рекомендуется обязательное конспектирование лекций. При

изучении каждой темы необходимо внимательно прочесть основную и до-

полнительную литературу, выделить главные положения, определения и

кратко законспектировать ответы на вопросы. От студента требуются обяза-

тельное знание и понимание отдельных научных положений и, в первую оче-

редь, определения предмета региональной экономики, знание закономерно-

стей и принципов размещения производительных сил, определения экономи-

ческого района, промышленного центра, промышленного узла, территори-

ального и агропромышленного комплекса, овладение методами исследования.

Большое значение для студентов имеет умение составлять экономиче-

ские характеристики отраслей народного хозяйства, экономических рай-

онов, республик, федеральных округов, входящих состав России. Так, на-

пример, план изучения отдельной отрасли должен включать следующие

последовательно излагаемые вопросы:

1) значение отрасли для хозяйства России и ее структура;

2) экономическая оценка сырьевой базы отрасли;

3) современная оценка состояния отрасли в условиях развитие рыноч-

ных отношений;

4) размещение отрасли по территории России, особенности размещения;

5) основные направления развития и ход экономических реформ.

При изучении экономического района (федерального округа) логиче-

ская последовательность изложения должна включать следующие темы:

1) административный состав федерального округа;

2) особенности экономико-географического положения;

3) место в хозяйственном комплексе страны;

4) краткая экономическая оценка природных условий и ресурсов; эко-

логические проблемы региона;

5) характеристика населения и трудовых ресурсов; демографические

проблемы;

6) развитие и размещение основных отраслей рыночной специализации;

7) отрасли, дополняющие территориальный комплекс и сферы услуг;

8) внутри- и межрегиональные экономические связи;

9) промышленные центры, узлы, территориально-производственные

комплексы;

10) основные направления развития региона в условиях развития ры-

ночных отношений.

План способствует осознанному усвоению студентами методики эко-

номического анализа конкретного региона, помогает выделить основной

материал. Практика показывает, что если они запоминают множество фак-

тов, не систематизируя их и не включая в завершенную концепцию, то

учебный материал быстро забывается.

Глубоко усвоить учебный материал — это уметь состоятельно разби-

раться в нем, правильно обосновывать главные теоретические положения

дисциплины.

Большое значение при изучении региональной экономики имеет срав-

нительный метод, который нагляднее показывает различия в специфике

регионов и республик. Особенно важно установить черты сходства или

различия в географическом положении, природных условиях и ресурсах,

структуре хозяйства и рыночной специализации отдельных экономиче-

ских регионов.

При сопоставлении следует делать выводы о сходстве и различии и

объяснять их причины. Сравнения способствуют сознательному и более

глубокому изучению учебного материала. Большое место при подготовке

занимают различные экономико-статистические показатели и данные,

умение работать с которыми особенно важно для будущего государствен-

ного служащего. Однако заучивание цифровых показателей не должно

служить самоцелью. Цифровые данные являются объективными и точны-

ми критериями определения уровней развития отраслей хозяйства. В ре-

комендованной литературе цифровые показатели даются в систематизиро-

ванном виде, служат для сравнения уровней развития отраслей хозяйства

на разных исторических этапах.

От студента требуется знание численности и плотности населения Рос-

сии, округов, республик, соотношения городского и сельского населения,

уровня развития отдельных важнейших отраслей хозяйства в динамике.

Чтобы эти знания были осознанными, а не механически заученными, в

процессе работы с лекционным материалом и литературой необходимо

уметь сопоставлять цифровые показатели.

При изучении отдельных тем студенты должны выделить и усвоить

главное их содержание.

При подготовке первых тем следует обратить особое внимание на оп-

ределение научной дисциплины, предмет исследования на современном

этапе, методы исследования и основные задачи.

Работая над темой "Природно-ресурсный потенциал региона. Распре-

деление экономической деятельности в пространстве", студент должен

понять механизм экономической оценки природных ресурсов, запомнить

размещение основных полезных ископаемых и природных ресурсов, уметь

показать их на карте.

В темах, содержащих анализ развития и размещения отраслей про-

мышленности, студент должен усвоить структуру промышленности, знать

особенности (принципы) размещения каждой отрасли, размещение эле к-

тростанций различных типов, важнейшие нефтегазоносные районы,

угольные и металлургические базы, размещение других отраслей про-

мышленности, а также ход экономических реформ.

В темах, характеризующих федеральные округа, особо пристального вни-

мания заслуживает теория экономического районирования. Необходимо знать

административно-территориальное устройство России, состав округов, ры-

ночную специализацию и размещение ведущих отраслей хозяйства каждого

округа, а также территориально-производственные комплексы.

В заключительной теме студенту необходимо усвоить сущность и цели

регионального управления, понять, что в последние годы значительно

усиливается роль регионального управления в общей системе государст-

венного управления, поскольку именно через регионы осуществляется р у-

ководство государством в целом.

Под региональным управлением понимают государственное управле-

ние, которое осуществляется органами государственной власти субъектов

РФ в административно-территориальных границах всеми подведомствен-

ными отраслями и сферами, входящими в их компетенцию, и в соответст-

вии с разграничением предметов ведения и полномочий на основе федера-

тивных отношений. При изучении данной темы студентам следует обра-

тить особое внимание на то, что правовое, организационное, финансово-

организационное обеспечение регионального управления не может быть

отвлечено от местного самоуправления, имеющего, как известно, террито-

риальную основу в административных границах субъектов РФ.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: