Сущность регионального управления. Принципы организации регио-
нальных органов государственной власти. Региональная структура управ-
ления. Некоторые проблемы функционирования органов региональной
власти в современный период. Вопросы регулирования экономического
развития региона. Местное самоуправление – реальная власть. Муници-
пальные образования и процессы региональной стабилизации. Регионы и
центр.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Каковы принципы регионального управления?
2. Какова система органов власти в субъектах РФ?
3. Опишите схему государственного воздействия на экономическую
деятельность региона.
4. Охарактеризуйте сущность местного самоуправления.
5. Каковы формы местного самоуправления?
6. Каково информационное обеспечение управления регионом?
Методические рекомендации. Приступая к изучению дисциплины
"Региональная экономика и управление", необходимо, прежде всего, уяс-
нить, что страна вступила на путь экономических радикальных реформ
формирования рынка. Структура экономики России подвергается корен-
ной реконструкции в сторону социологизации.
В настоящее время экономика страны продолжает испытывать спад про-
изводства, который во многом объясняется разрывом экономических связей с
бывшими республиками СССР – ныне суверенными государствами.
Активный процесс суверенизации регионов, республик, автономных
образований, регионализация экономики отдельных субъектов Федерации
обусловили выработку новой региональной политики и региональной
стратегии, главные положения которых нужно знать каждому экономисту.
Специалисту, работающему с регионами, необходимо также знание терри-
тории России и ее регионов, природно-ресурсного потенциала, уровней
развития, трудовых ресурсов, размещения ведущих отраслей хозяйства.
На современном этапе особенно важен дифференцированный подход к
решению конкретных экономических вопросов в зависимости от возмож-
ностей и особенностей каждого региона. Только строгий всесторонний
учет всех природно-экономических, демографических, экологических и
иных условий и особенностей различных регионов под углом зрения задач
развития и размещения хозяйственного комплекса страны дает возмож-
ность разумно сочетать решение основных задач подъема экономики с ра-
циональным развитием экономики регионов.
Студентам рекомендуется обязательное конспектирование лекций. При
изучении каждой темы необходимо внимательно прочесть основную и до-
полнительную литературу, выделить главные положения, определения и
кратко законспектировать ответы на вопросы. От студента требуются обяза-
тельное знание и понимание отдельных научных положений и, в первую оче-
редь, определения предмета региональной экономики, знание закономерно-
стей и принципов размещения производительных сил, определения экономи-
ческого района, промышленного центра, промышленного узла, территори-
ального и агропромышленного комплекса, овладение методами исследования.
Большое значение для студентов имеет умение составлять экономиче-
ские характеристики отраслей народного хозяйства, экономических рай-
онов, республик, федеральных округов, входящих состав России. Так, на-
пример, план изучения отдельной отрасли должен включать следующие
последовательно излагаемые вопросы:
1) значение отрасли для хозяйства России и ее структура;
2) экономическая оценка сырьевой базы отрасли;
3) современная оценка состояния отрасли в условиях развитие рыноч-
ных отношений;
4) размещение отрасли по территории России, особенности размещения;
5) основные направления развития и ход экономических реформ.
При изучении экономического района (федерального округа) логиче-
ская последовательность изложения должна включать следующие темы:
1) административный состав федерального округа;
2) особенности экономико-географического положения;
3) место в хозяйственном комплексе страны;
4) краткая экономическая оценка природных условий и ресурсов; эко-
логические проблемы региона;
5) характеристика населения и трудовых ресурсов; демографические
проблемы;
6) развитие и размещение основных отраслей рыночной специализации;
7) отрасли, дополняющие территориальный комплекс и сферы услуг;
8) внутри- и межрегиональные экономические связи;
9) промышленные центры, узлы, территориально-производственные
комплексы;
10) основные направления развития региона в условиях развития ры-
ночных отношений.
План способствует осознанному усвоению студентами методики эко-
номического анализа конкретного региона, помогает выделить основной
материал. Практика показывает, что если они запоминают множество фак-
тов, не систематизируя их и не включая в завершенную концепцию, то
учебный материал быстро забывается.
Глубоко усвоить учебный материал — это уметь состоятельно разби-
раться в нем, правильно обосновывать главные теоретические положения
дисциплины.
Большое значение при изучении региональной экономики имеет срав-
нительный метод, который нагляднее показывает различия в специфике
регионов и республик. Особенно важно установить черты сходства или
различия в географическом положении, природных условиях и ресурсах,
структуре хозяйства и рыночной специализации отдельных экономиче-
ских регионов.
При сопоставлении следует делать выводы о сходстве и различии и
объяснять их причины. Сравнения способствуют сознательному и более
глубокому изучению учебного материала. Большое место при подготовке
занимают различные экономико-статистические показатели и данные,
умение работать с которыми особенно важно для будущего государствен-
ного служащего. Однако заучивание цифровых показателей не должно
служить самоцелью. Цифровые данные являются объективными и точны-
ми критериями определения уровней развития отраслей хозяйства. В ре-
комендованной литературе цифровые показатели даются в систематизиро-
ванном виде, служат для сравнения уровней развития отраслей хозяйства
на разных исторических этапах.
От студента требуется знание численности и плотности населения Рос-
сии, округов, республик, соотношения городского и сельского населения,
уровня развития отдельных важнейших отраслей хозяйства в динамике.
Чтобы эти знания были осознанными, а не механически заученными, в
процессе работы с лекционным материалом и литературой необходимо
уметь сопоставлять цифровые показатели.
При изучении отдельных тем студенты должны выделить и усвоить
главное их содержание.
При подготовке первых тем следует обратить особое внимание на оп-
ределение научной дисциплины, предмет исследования на современном
этапе, методы исследования и основные задачи.
Работая над темой "Природно-ресурсный потенциал региона. Распре-
деление экономической деятельности в пространстве", студент должен
понять механизм экономической оценки природных ресурсов, запомнить
размещение основных полезных ископаемых и природных ресурсов, уметь
показать их на карте.
В темах, содержащих анализ развития и размещения отраслей про-
мышленности, студент должен усвоить структуру промышленности, знать
особенности (принципы) размещения каждой отрасли, размещение эле к-
тростанций различных типов, важнейшие нефтегазоносные районы,
угольные и металлургические базы, размещение других отраслей про-
мышленности, а также ход экономических реформ.
В темах, характеризующих федеральные округа, особо пристального вни-
мания заслуживает теория экономического районирования. Необходимо знать
административно-территориальное устройство России, состав округов, ры-
ночную специализацию и размещение ведущих отраслей хозяйства каждого
округа, а также территориально-производственные комплексы.
В заключительной теме студенту необходимо усвоить сущность и цели
регионального управления, понять, что в последние годы значительно
усиливается роль регионального управления в общей системе государст-
венного управления, поскольку именно через регионы осуществляется р у-
ководство государством в целом.
Под региональным управлением понимают государственное управле-
ние, которое осуществляется органами государственной власти субъектов
РФ в административно-территориальных границах всеми подведомствен-
ными отраслями и сферами, входящими в их компетенцию, и в соответст-
вии с разграничением предметов ведения и полномочий на основе федера-
тивных отношений. При изучении данной темы студентам следует обра-
тить особое внимание на то, что правовое, организационное, финансово-
организационное обеспечение регионального управления не может быть
отвлечено от местного самоуправления, имеющего, как известно, террито-
риальную основу в административных границах субъектов РФ.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ