Если предложенная ситуация наскучит, то можно выбрать другие ситуации из следующего списка, воспользоваться предложенными участниками или придумать новые.
1. Жена встала пораньше и приготовила завтрак.
2. Муж сам выстирал свои носки и рубашки.
3. Друг согласился помочь при переезде, еще и своих друзей обещал привести.
4. Дочь вовремя вернулась с прогулки.
5. Сын по собственной инициативе почистил обувь себе и вам.
6. Сосед по лестничной площадке убрал в подъезде.
7. Ребенок сам сделал уроки и на следующий день получил отличную оценку.
8. Выступление мужа перед советом директоров имело успех.
9. Жена специально красиво оделась к возвращению мужа из командировки.
10. Пожилые родители принесли в подарок варенье, которое сварили специально для вас.
141
Домашнее задание
Участники получают задание вспомнить и записать три ситуации, в которых близкий человек своим поведением доставил им приятные чувства. Эти ситуации будут обсуждаться на следующей встрече.
Упражнение 40. СБОР СИТУАЦИЙ ПО ТЕМЕ «ВЫРАЖЕНИЕ ПОЗИТИВНЫХ ЧУВСТВ»
|
|
Материалы Время Инструкция Обсуждение | По три бланка для записи ситуаций на каждого из участников. Обсуждение — 5—10 мин. на каждого участника. «Пожалуйста, прочитайте ситуации, в которых близкий человек своим поведением доставил вам приятные чувства». «Как вы считаете, будет ли партнеру приятно узнать о ваших чувствах? Сумеете ли вы быть настойчивыми в выражении позитивных чувств? Понадобится ли вам настойчивость?» |
Ролевая игра 7. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
Материалы Время Ситуация Инструкция участнику | Не требуется. Игра — 15 мин., обсуждение — 5—7 мин. на каждого участника. Используются ситуации, предложенные участниками. «Ваша задача состоит в том, чтобы в ясной форме выразить позитивные чувства партнеру и точно указать поведение, которое их вызвало. Следите за соответствием вербального и невербального поведения. Будьте настойчивы». |
142
Инструкция группе Обсуждение | «Следите, пожалуйста, за тем, чтобы разговор шел действительно о чувствах, и лишь время от времени переходил в плоскость оценок». «Что мог бы участник изменить, чтобы улучшить взаимопонимание?» |
Комментарии
В этом упражнении обычно бывает мало трудностей. Участникам лишь необходима поддержка в случае, если они считают, что выглядят смешно или нелепо со своими чувствами. При возникновении такой ситуации можно спросить мнение группы или еще раз вернуться к обсуждению схемы «Позитивное отношение к собственным чувствам».