В 1950-е годы была выдвинута концепция тотального (всеобщего) управления качеством – TQC. Её автором был американский ученый А.Фейгенбаум.
Системы TQC развивались в Японии с большим акцентом на применение статистических методов и вовлечение персонала в работу кружков качества.
Сами японцы долгое время подчеркивали, что они используют
Рисунок 9 – Третья звезда качества подход TQSC, где буква S означала
Statistical (статистический).
На этом этапе, обозначенном третьей звездой, появились документированные системы качества, устанавливающие ответственность, полномочия и взаимодействие в области качества всего руководства предприятия, а не только специалистов служб качества (Рисунок 9).
Системы мотивации стали смещаться в сторону человеческого фактора. Материальное стимулирование уменьшалось, моральное - увеличивалось.
Главными мотивами качественного труда стали работа в коллективе, признание достижений коллегами и руководством, забота фирмы о будущем работника, его страхование.
Все большее внимание уделяется учёбе. В Японии и Южной Корее работники учатся в среднем от нескольких недель до месяца, используя и самообучение.
Конечно, внедрение и развитие концепции TQC в разных странах мира осуществлялись неравномерно. Явным лидером в этом деле стала Япония, хотя все основные идеи TQC были рождены в США и в странах Европы. В результате, американцам и европейцам пришлось учиться у японцев. Однако это обучение сопровождалось и нововведениями.
В странах Европы стали уделять большое внимание документированию систем обеспечения качества и их регистрации или сертификации третьей стороной.
Особенно следует отметить британский стандарт BS 7750, значительно поднявший интерес европейцев к проблеме обеспечения качества и сертификации систем качества.
Системы взаимоотношений поставщик - потребитель также начинают предусматривать сертификацию продукции третьей стороной.
При этом более серьезными стали требования к качеству в контрактах, более ответственными гарантии их выполнения.