Существует еще одна группа издержек, которые, при их возникновении, следует относить или к базовым, или к дополнительным, в зависимости от новизны продукции.
Это затраты на брак и его исправление.
Их величина может существенно колебаться и состоять из расходов:
1) На производство забракованной продукции при наличии неисправимого брака.
2) Затрат на исправление брака, если брак не окончательный.
3) Оплата морального или физического ущерба, нанесённого потребителю некачественной продукцией.
Вывод:
Затраты на создание, поддержание производствакачественной продукции и, следовательно, имиджа самого предприятия, образуется как на предприятии, так и за его пределами, поэтому необходимы их глубокий качественный и количественный анализ и расчёт.
6.2 Информационная база анализа затрат на качество продукции
Цели сбора информации
Для анализа стоимостной величины средств, затрачиваемых на поддержание качества продукции, используетсяразличнаяинформация.Но, прежде чем приступить к её сбору, следуетопределить, каково назначение информации.
Цель сбора данных в процессе стоимостного анализа качества, может состоять в следующем:
- снижение затрат на единицу продукциипри сохранении её прежнего качества;
- снижение затрат на изделияпри одновременном улучшении их свойств;
- повышение удельных затрат, позволяющих добитьсявысокого уровня качества, дающего преимущества по сравнению с конкурентами;
- увеличение объёма производства без снижения качества продукции из прежнегообъема ресурсов за счет уменьшения и ликвидации отходов;
- анализ отклонений от установленных требований;
- контроль продукции;
- установление цены на продукцию.
Отсюда видно, что часть данных о качестве, касающаяся технических особенностей изделия и его производства, находится на предприятии-изготовителе, другая часть - на конкурирующем предприятии или в сфере реализации, т. е. во внешней среде.