4.1. Ответственность за качество
Организация должна:
а) достигать, поддерживать и стремиться к постоянному улучшению качества своей продукции в соответствии с требованиями;
b) улучшать качество своей работы с целью постоянного удовлетворения требований потребителей и других заинтересованных лиц;
с) обеспечивать уверенность руководства и других работников в том, что требования к качеству выполняются и происходит улучшение качества;
d) обеспечивать уверенность потребителей и других заинтересованных лиц в том, что требования к качеству поставляемой продукции достигаются или будут достигнуты;
е) обеспечивать уверенность в том, что требования к системе качества выполняются.
4.2. Заинтересованные лица и их требования
Каждая организация, выступающая в роли поставщика, имеет пять основных групп заинтересованных лиц: потребители, работники, владельцы, субподрядчики и общество.
Поставщик должен уделять внимание требованиям и запросам всех заинтересованных лиц.
Заинтересованные лица поставщика | Типичные требования или запросы | |
Потребители Работники | Качество продукции | Карьера и (или) удовлетворение работой |
Владельцы Субподрядчики | Показатели инвестирования Возможность непрерывного предпринимательства | |
Общество | Ответственное управление |
Международные стандарты серии ИСО 9000 сосредоточивают свои методические указания и требования на удовлетворении потребителя.
Требования общества становятся более жесткими во всем мире. Кроме того, требования и запросы становятся более явными при рассмотрении гигиены и безопасности на рабочем месте, защиты окружающей среды (включая сохранение энергии и естественных ресурсов) и безопасности. Учитывая, что международные стандарты серии ИСО 9000 обеспечивают широко практикуемый подход к административным системам, которые могут удовлетворять требования к качеству, эти административные принципы можно использовать в интересах общества и других областях. Совместимость подхода административной системы в этих областях может повышать эффективность организации. Точно так же как технические условия на продукцию и процесс самостоятельны по отношению к требованиям административных систем, технические условия в каждой области должны разрабатываться отдельно.
Требования к системе качества являются дополнительными по сравнению с техническими требованиями к продукции. Технические условия на продукцию и технические условия на процесс различны и отличаются от применяемых требований или методических указаний семейства ИСО 9000.
Международные стандарты серии ИСО 9000 изложены в виде задач систем качества, которые предстоит выполнить. ■ти международные стандарты не описывают, как выполнить эти задачи, но предоставляют такой выбор руководству организации.