научные и филос. соч. ср.-век. авторов, из числа к-рых Иоанн Дамаскин и Иоанн Скот Эриугена могут считаться непосредств. предшественниками С, поскольку они уже ставили своей задачей систематизацию и филос. обоснование теологии. Характерной формой филос. произведений этого периода стали компилятивные соч., в к-рых систематизировалось античное научно-филос. наследие. Таковы соч. «Источники, или Этимология» («Origines seu Etymologiae») Исидора Севильского (ок. 560—636), «О природе вещей» («De rerum. natura») Беды Достопочтенного (672 — 735), «О мире, или о природах вещей» («De universo seu de rerum naturae) Рабана Мавра (ок. 780—856). В филос. плане более значителен учитель последнего Алкупн(ок. 735—804), возглавлявший важную в истории ранне-средневековой образованности школу при дворе Карла Великого, автор соч. «Диалектика», «О разуме души» («De animae ratione») — первого соч. по вопросам психологии в эпоху европ. средневековья, а также ряда дидактич. соч. На развитие ранней, а затем п поздней С. оказывали воздействие арабская философия и евр. ср.-век. философия. Последние, развиваясь на почве мусульманства и иудаизма, имели своим предметом, как и С, филос. осмысление догматов моно-теистич. теологии и основывались в общем на тех же, что и С, филос. источниках — неоплатонизме и ари-стотелпзме.
|
|
Ранняя С. (11 —12 вв.) была вызвана к жизни новым подъемом культуры, начавшимся в 11 в. Большое значение имело возникновение в эту эпоху городских нецерк. школ, подрывавших монополию в области образования. В новых условиях хрпст. теология, существовавшая до тех пор в форме патристики и ее обработок, должна была придать христианству формализованный, рационализированный характер, сделав предметом своей систематизации теолого-филос. положения патристики. В собственно филос. отношении ранняя С. характеризовалась ориентацией на Платона и неоплатонизм. Аристотель и арпстотелнзм ассимилировались лишь в их логич. учении. В этот период сформировались и развились номинализм и реализм. К числу ранних схоластиков-реалистов относятся Петр Дамиани, Анселъм Контерберийскпй, Гилъом из Шампо и др., к числу номиналистов — Беренгар Турский, Росцелин, Абеляр и др.
Поздняя, или зрелая, С. (13—14 вв.) возникла в связи с дальнейшим прогрессом гор. жизни, возникновением ун-тов, ставших осн. центрами преподавания наук и философии (особенно Парижский к Оксфордский ун-ты). Именно в этот период неортодоксальная С. испытывала сильное влияние со стороны передовой арабоязычной философии, особенно Ибн Рошда. Существ, значение для развития С. имела деятельность шартрской школы, естеств.-науч. и гуманистич. ориентация к-рой выводила ее за пределы С. Углублялось знание антич. наследия. Гл. соч. Аристотеля переводились в 13 в. уже непосредственно с греч. оригинала. Характерно включение в сферу внимания поздней С. наряду с логическими онтологнч. концепций аристотелизма. Философия Аристотеля, к к-рой католич. церковь вначале относилась враждебно, в дальнейшем, в процессе борьбы с идеями Давида Динанского, амальрикан, лат. аверропстов во главе с Сигером Брабантпским, была ассимилирована и переработана в христианско-католпч. духе. Эта обработка связана с именами Альберта фон Болъштедта и в особенности его ученика Фомы Аквинского — основателей поздней С. Августиновско-платоновская ориентация С. сменяется у Фомы аристотелевской. Весь этот период наполнен борьбой августиннстов и арис-тотелпков. Естеств.-науч. направление внутри С. связано гл. обр. с деятельностью оксфордской школы во главе с Робертом Гроссетестом и Р. Бэконом, уг-
|
|
лубившими традиции шартрской школы. Борьба ари-стотеликов и августиннстов к началу 14 в. трансформировалась в борьбу сторонников Фомы Аквинского («томистов», концентрировавшихся гл. обр. в доминиканском ордене) и сторонников Иоанна Дунса СкОта («скотистов», связанных преим. с францисканским орденом). На протяжении всего этого периода продолжалась борьба номинализма и реализма в С. К сер. 14 в. номинализм, особенно в Парижском и Оксфордском ун-тах, принял оппозиционную по отношению к ортодоксальной С. форму. Окнам, Буридан, Жан из Мпрекура, Николай из Отрекура, Николай Орем и др. представители поздней С, сочетая номинализм с теорией двойственной истины, фактически отказались от основной догматич. установки ортодоксальной (в т. ч. и томистской) С, подчеркивали автономное положение философии и науки по отношению к вере, обратились к гносеологическим и естеств.-науч. исследованиям. Все это вело к кризису С.
Кризис С. (15—18 вв.) был обусловлен переходом от феодального к каппталистич. способу про-из-ва, секуляризацией духовной жизни, развитием науки, отделением философии от теологии. Начиная с эпохи Возрождения возникают новые направления филос. мысли, вступившие в ожесточенную борьбу со С. Правда, С, господствуя в большинстве европ. ун-тов, оставалась офиц. философией ряда европ. феодальных и полуфеод, стран до 17 —18 вв. (до эпохи Просвещения). Именно тогда С. стала нарицат. словом, означавшим формализованную школьную мудрость, находящуюся в кричащем противоречии с требованиями жизни и науки.
С. 15—18 вв., т. н. в т о р а я С, была аристоте-лизпрующей философией, к-рая сводилась гл. обр. к томизму, вытеснив уже в 15 в. скотизм и оккамизм. В 16 в. в эпоху Контрреформации томизм был объявлен официальной философией католицизма. Виднейшими представителями томистской С, комментировавшими «Сумму теологии» Фомы Аквинского в период, предшествующий Тридентскому собору, были генералы доминиканского ордена итальянцы Томмазо де Вио Гаэтанский (1469 —1534), Франческо де Силь-вестри Феррарский (1474—1528), Франческо де Ви-торпя (1483—1546), испанец, проф. Саламанкского ун-та, применявший принципы томизма преим. к осмыслению вопросов права и политики. В дальнейшем «вторая С.» находит наиболее горячих приверженцев в такой твердыне феодализма и католицизма, как Испания 16—17 вв.; развитие ее связано прежде всего с деятельностью иезуитов. Виднейшим ее представителем является Суарес, видоизменивший учение Фомы; продолжателями Суареса были Габриель Васкес (1550—1604), Молина и др.
Основные проблемы С. В решении теологич. проблематики С. придерживалась выработанных уже в эпоху патристики представлений о боге как вневременном и бесконечном абсолюте, духовном первоначале, внеприродной личности, создавшей мир природы и человека и управляющей ими [креационизм, провиденциализм). При этом ортодоксальная С. должна была бороться как против попыток растворения и даже приближения бога к природе (пантеизм), так и против тенденций отдаления бога от мира природы и человека, к-рые становятся благодаря этому в значит, степени независимыми от него (аверроизм). Обе эти тенденции подводили к натуралистич. выводам, к взгляду на природу как самосущую реальность. Стремясь преодолеть их, Фома Аквинский развил учение о боге как необходимой и личной первопричине, действующей, однако, в природе и мире человека посредством «вторичных причин».
|
|
Важным аспектом теологич. проблемы был вопрос о том, совершается ли божеств, деятельность на