Философия. Ленин подчеркивал, что «материализм включает в себя, так сказать, партийность, обязывая при всякой оценке события прямо и открыто становиться на точку



Ленин подчеркивал, что «...материализм включает в себя, так сказать, партийность, обязывая при всякой оценке события прямо и открыто становиться на точку зрения определенной общественной группы» (там же, т. 1, с. 380).

Бурж. идеологи утверждают, что партийность несо­вместима с объективностью, с научностью. Это действи­тельно так, когда речь идет о бурж. Ф., выражающей интересы класса, к-рый хочет увековечить эксплуа­тацию человека человеком, подавить революц. рабо­чее и нац.-освободит, движение. Научное же мировоз­зрение, правильно отражая закономерность развития явлений природы и общества, защищает интересы тех классов, к-рые являются носителями прогресса, за к-рыми будущее. В совр. условиях таким мировоззре­нием является марксизм-ленинизм. В области миро­воззрения не может быть никаких компромиссов. «...Вопрос стоит только так: буржуазная пли социалистическая идеология. Середины тут нет (ибо никакой „третьей" идеологии не выработало челове­чество, да и вообще в обществе, раздираемом клас­совыми противоречиями, и не может быть никогда внеклассовой или надклассовой идеологии). Поэтому всякое умаление социалистической идеологии, всякое отстранение от нее означает тем самым усиление идеологии буржуазной» (там же, т. 5, с. 355 — 56).

Основой единства партийности и научности марк­систско-ленинской Ф. является совпадение классовых интересов пролетариата с реальной логикой истории, а тем самым — и с интересами всего прогрессивного человечества. Только правдивое изучение действитель­ности отвечает интересам рабочего класса, позво­ляет ему основывать свою практическую и политич. деятельность на прочном фундаменте науки.

Совр. ревизионисты заявляют, будто признание пар­тийности теории ведет к упрощенному делению Ф. на материалистов и идеалистов, к отталкиванию значит, части философов и представителей др. обществ, наук, к отказу от всего ценного, что имеется в немарксист­ской Ф., социологии, экономич. теории, историогра­фии и т. д. Но разделение философов на материалис­тов и идеалистов лишь открыто марксизмом. Это деле­ние, сохраняющее свою силу с древних времен, есть •факт самой духовной реальности. Материализм и иде­ализм — это две партии в Ф. Новейшая Ф., подчерки­вал Ленин, так же партийна, как две тысячи лет назад. Борьба между материализмом и идеализмом в конеч­ном счете отражает борьбу классов в обществе. Пар­тийность марксистской Ф. заключается в последоват. проведении материалистич. линии, в борьбе против идеализма, метафизики, всех форм мистики, агности­цизма и иррационализма, в разоблачении реакц. политич. выводов из них. Вместе с тем, как подчер­кивал Ленин, марксистская партийность требует ус­воения и критич. переработки завоеваний, к-рые делаются бурж. учеными.

В совр. эпоху небывало расширился и усложнился характер практических, теоретич., идеологич. и по­литич. задач, к-рые стоят перед обществом. С этим связано возрастание обществ, роли марксистско-ленин­ской Ф., призванной разрабатывать методологич. проб­лемы руководства развитием общества, вопросы ком­мунистам, воспитания. По самой своей сути марксизм-ленинизм предназначен не для узкого круга «избран­ных», а для всех. Его проблемы касаются каждого человека.

Ни одна естественнонауч. теория, ни одно откры­тие в науках о природе, ни одно изобретение в технике не оказали такого революционно-преобразующего воз­действия на судьбы человечества, какое оказал марк­сизм. Глубокое усвоение марксистско-ленинской Ф. по­вышает идейно-теоретич. уровень трудящихся, способ-


ствует их сплочению под великим знаменем марксист­ско-ленинского мировоззрения, открывающего ясные перспективы, вселяющего в массы трудящихся уве­ренность в торжестве их правого дела.

А. Спиркин. Москва.

Крупнейшие философские учреждения и журналы

Международные организации: Inter-

national Council for Philosophy and Humanistic Studies. Его члены: International Federation ot Societies of Philosophy (член этой федерации — Ин-т философии АН СССР); Institut intcrnationale de philosophie (Paris); Union internationale d'histoire et de philosophie des sciences.

Журналы: «Bibliographie de la philosophie» (P., 1937—); «Bulletin signaletique. Philosophie, sciences humaines» (P., 1961—); «Dialectica» (Nchat.— Lausanne, 1947—); «Diogene» (P., 1952—); «ETC. A review of general semantics» (San Fran­cisco, 1943—); «Foundations of Language» (Dordrecht, 1965—); «Logique et analyse» (Louvain, 1958—); «Philosophia mathema-tica» (Kingston [111.], 1964—); «Philosophy and Phenomenolo-gical Research» (Buffalo— [N.Y.j, 1940—); «Revue internationale de philosophie» (P., 1938—); «Synthese» (Dordrecht, 1936—).

Бельгия. Организации: Centre natlonale de recherches de logique; Institut de philosophie; Archives-Hus-serl; Societe beige de logique et de philosophie des sciences; So­ciete beige de philosophie; Societe philosophique de Louvain; Societe P. Teilhard de Chardin.

Журналы: «Revue philosophique de Louvain» (Louvain, 1894—); «Repertoire bibliographique de la philosophie» (Lou­vain, 1949—); «Tijdschrift voor philosophie» (Leuven, 1939—).

Великобритания. Организации: Aristo­telian society; British society of aesthetics; British society for the philosophy of science.

Журналы: «Analysis» (Oxf., 1933—); «Aristotelian society for the systematic study of philosophy. Proceedings...» (L., 1887—96; nouv. ser., 1900—); «British Journal of Aesthetics» (L., 1960—); «British Journal for the Philosophy of Science» (Edin., 1950—); «Mind» (L., 1876—); «Philosophical Quarterly» (St. Andrews, 1950—); «Philosophy» (L., 1931—; в 1926—30 назв.—«Journal of Philosophical Studies»); «Ratio» (Oxf., 1957—).

Италия. Организации: Centro di studi meto-dologici (Torino); Instituto di filosofia dell'Universita di Bo­logna; Instituto di filosofia delPUniversita di Catania; Insti­tuto di filosofia dell'Universita di Roma; Instituto di filosofia dell'Universita di Pisa; Instituto di studi filosofici; Societa filosofica italiana.

Журналы: «Archivio di filosofia» (Roma, 1931—); «De Homine» (Roma, 1962—); «Critica» (Napoli—Bari, 1903—44, с 1945 назв.— «Quaderni della Critica»); «Filosofia» (Torino, 1950—); «Giornale di metafisica» (Torino, 1946—); «Giornale critico della filosofia italiana» (Messina—Florence, 1920—); «II pensiero» (Mil., 1956—); «Rivista critica di storia della filosofia» (Mil., 1946—); «Rivista di estetica» (Padua, 1956—); «Rivista di filosofia» (Modena—Torino, 1909—); «Rivista di filosofia neoscolastica» (Mil., 1909—); «Sophia» (Roma, 1933—); «Sapienza» (Bologna, 1948—).

С III А. Организации: Centre for the philosophy of science (Pittsburgh); Institute of general semantics (Lake-ville, Conn.); Institute for philosophical research (San Fran­cisco); Institute of the philosophy of science (N. Y.); The Ame­rican philosophical association (111.); American association of existential psychology and psychiatry (N. Y.); The American catholic philosophical association (Wash.); The American so­ciety for aesthetics (Ohio); Association for symbolic logic (Bethle­hem, Pa.); The Ch. S. Peirce society (New Haven); Duns Seo-tus philosophical association (Ohio); Philosophy of science asso­ciation (Michigan); Society for phenomenology and existential philosophy (111.); Society for the philosophical study of dia­lectical materialism (Florida State Univ.).

Журналы: «American Philosophical Quarterly» (Pitts­burgh, 1964—); «American Philosophical Society. Yearbook» (Phil., 1937—); «Ethics» (Phil.—Chi., 1890—; до 1938 назв.-«International Journal of Ethics»); «International Philosophical Quarterly» (N.Y., 1961—); «Journal of Aesthetics and.Art Criticism» (N. Y., 1941—); «Journal of Existentialism» (N. Y., I960—); «Journal of Philosophy» (N.Y., 1904—); «Journal of Symbolic Logic» (Menasha, 1936—); «Journal of the His­tory of Ideas» (N.Y., 1940—); «Journal of the History of Philosophy» (Berk., 1963—); «Modern Schoolman» (St. Louis, 1925—); «Monist» (Chi., 1890 — 1936); «Personalist» (Los Aug., 1920—); «Philosophical Review» (Ithaca—Boston, 1892—); «Philosophical Studies» (Minneapolis, 1950—); «Philosophy East and West» (Honolulu, 1951—); «Philosophy of Science» (Baltimore, 1934—); «Philosophy Today» (Carthagena, 1957—); «Review of Metaphysics» (New Haven, 1947—); «Soviet Studies in Philosophy» (N.Y., 1962—); «Thomist» (Bait.—Wash., 1939—).

Франция. Организации: Centre national de la recherche scientifique. Section: Philosophie; Centre d'etudes marxistes; Societe francaise de philosophie; Federation des societes francaises de philosophie; Societe francaise de psycho­analyse; Societe francaise d'estetique.

Журналы: «Archives de philosophie» (P., 1923—); «Archives de la philosophie du droit» (P., t. 1—10, 1931—40). «Bulletin de la societe francaise de philosophie» (P., 1901—)-'


ФИЛОСОФИЯ—ФИЛОСОФИЯ АНАЛИЗА 347


«Esprit» (P., 1932-); «Etudes philosophiques» (P., 1926—); «Nouvclle critique» (P., 1948—); «Pensee» (P., 1939—); «Revue d'estetique» (P., 1948—); «Revue de metaphysique et de morale» (P., 1893—); «Revue d'histoire et de philosophie religieuses» (Strasbourg, 1921—); «Revue de synthese» (P., 1931—); «Revue philosopliique de la France et de l'Etranger» (P., 1876—); «Temps modernes» (P., 1945—).

ФРГ. Организации: Cusanus-Gesellschaft (Bern-kastel-Kues); Kant-Gesellschaft (Rotgen bei Bonn); Schopen-hauer-Gesellschaft (Fr./M.); Allgemeine Gesellschaft fiir Philosophie in Deutschland (Hdlb.).

Журналы: «Archiv fur Geschichte der Philosophie» (В., 1888—); «Archiv fur Philosophie» (Stuttg., 1947—6 8); «Kant-Studien» (Bonn, 1896—); «Philosophia Naturalis [Archiv fiir Naturphilosophie und die philosophischen Grenzgebietei» (Mei-senheim, 1950—); «Philosophische Rundschau» (Tubingen, 1953—); «Philosophischer Literaturanzeiger» (Meisenheim, 1949—); «Philosophisches Jahrbuch» (Munch., 1888—); «Studium Generale» (В., 1947—); «Universitas» (Stuttg., 1946—); «Wis-senschaft und Weisheit» (Diisseidorf, 1934—); «Wort und Wahr-heit» (Freiburg, 1946—); «Zeitschrift fiir philosophische For­schung» (Meisenheim, 1946—).

Социалистические страны.

Болгария. Организации: Ин-т по философия-Журналы: «Известия на Ин-та по философия» (София, 1954—); «Философска мисъл» (София, 1945—).

Венгрия. Организации: Magyar Tudomanyos Akademia Filozofiai Intfeete (Budapest).

Журнал ы: «Magyar filozofiai szemle» (Bdpst., 1957—), Г Д Р. Организации: Vereinigung der philosophi­schen Institutionen (Leipzig); Sektion fur Philosophie. Deut­sche Akademie der Wissenschaften (В.); Institut fur Philoso­phie (В.).

Журналы: «Deutsche Zeitschrift fur Philosophie» (В.. 1953-).

Польша. Организации: Institut filozofii i so-cjologii (Warsz.); Polske towarzystwo filozoficzne (Warsz.).

Журнал ы: «Ruch filozoficzny» (Warsz., 1911—); «Studia estetyczne» (Warsz., 1964—); «Studia filozoficzne» (Warsz., 1957—); «Studia logica» (Poznari—Warsz., 1953—).

Румыния. Организации: Institutul de filo-zofie (Bucures.ti).

Журнал ы: «Cercetari filozofice» (Buc, 1954—63; с 1964 назв.— «Revista de filozofie»).

СССР. Организации: Отд. философии и права АН СССР; Ин-т философии АН СССР, Ин-ты философии АН УССР, АН Груз. ССР, Ин-ты философии и права АН БССР, АН Каз. ССР, АН Узб. ССР, АН Азерб. ССР, АН Арм. ССР, АН Кирг. ССР, Отдел философии АН Тадж. ССР, Отделы философии и права АН Молдав. ССР, АН Туркм. ССР, Секторы философии АН Латв. ССР, АН Литов. ССР; Ин-т истории естествознания и техники АН СССР; филос. фак-ты в ун-тах Москвы, Ленин­града, Киева, Тбилиси, Ростова н/Д., Свердловска.

Журналы: До 1917 в России наиболее крупными фи­лос. изданиями были: «Логос» (М., 1910—14); «Вопр. филосо­фии и психологии» (М., 1889—1918); «Истина» (СПБ, 1906); «Новые идеи в философии» (СПБ, 1912—14).

После 1917 выходили журналы: «Мысль» (П., 1922); «Вест­ник Ком. академии» (М., 1922—35); «Под знаменем марксизма» (М., 1922—44); «Проблемы марксизма» (Л., 1928—34); «Лето­писи марксизма» (М.— Л., 1926—30).

В наст, время выходят: «Вопросы философии» (М., 1947—); «Филос. науки» (НДВШ) (М., 1958—); «Вестник МГУ. Фило­софия» (М., 1966—); «Фшософська думка» (К., 1927—37, 1969—).

Чехословакия. Организации: Ustav filo-sofie a sociologie CSAV (Praha); Filosoficka Jednota (Praha); Filozoficky iistav SAV (Bratislava).

Журналы: «Filosoficky casopis» (Praha, 1953—); «Filosofia» (Bratislava, 1968—).

Югославия. Организации: Jugoslovensko fi-losofsko drustvo (Beograd); Srpsko filosofsko drustvo (Beograd); Hrvatsko filozofsko obcestvo (Zagreb).

Журналы: «Dialectica» (Beograd, 1947—); «Filozofija» (Beograd, 1957—); «Praxis» (Zagreb, 1964—).

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних про­изв., М., 1956; их же, Нем. идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Маркс К., Тезисы о Фейербахе, там же; его же, Ни­щета Ф., там же, т. 4; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; его ж е, Диалектика природы, там же; его же, Л. Фейербах и конец классической нем. философии, там же, т. 21; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 4; е г о же, Филос. тетради, там же, т. 38; его же, О значении воинствующего материализма, там же, т. 33; Ц е л л е р 9., О задаче Ф. и о месте ее по отношению к прочим наукам, 1868; Струве Г., Отличит, черты Ф. и их значение в сравнении..., Варш., 1872; Грот Н. Я., Задачи Ф. в связи с учением Дж. Бруно, Одесса, 1885; Ч и-черин Б. Н., Положительная Ф. и единство науки, М., 1892; Линицкий И., Ф. как наука, «Вера и разум», 1894, № 4—8; Соловьев В., Первое начало теоретич. Ф., «Вопр. философии и психологии», 1897, кн. 5(40); Новго­родцев П. И., Значение Ф., «Науч. слово», 1903, кн. 4; Спекторский Е. LB.], Очерки по истории Ф. обществ, наук, вып. 1 — Обществ, науки и теоретич. Ф., Варшава, 1907; Ф. в систематич. изложении, под ред. В. Дильтея [и др.],


пер. с нем., СПБ, 1909; Риккерт Г., О понятии Ф., «Логос», 1910, кн. 1; Эрн В., Природа филос. сомнения! «Вопр. философии и психологии», 1910, кн. 5 (105); Лопа­тин Л., Настоящее и будущее Ф., там же, кн. 103; Ф. и ее проблемы, СПБ, 1912 (Новые идеи в философии, сб. 1); Б у т р у Э., Об отношении Ф. к науке, там же; Ч е л п а-н о в Г. И., Введение в Ф., 5 изд., М., 1912; Шпет Г. Г., Ф. и история, «Вопр. философии и психологии», 1916, кн. 4 (134); 3 и м м е л ь Г., Сущность Ф., в сб.: Вопр. теории и психологии творчества, т. 7, X., 1916; Рад лов Э. Л., Введение в Ф., П., 1919; Васильев С, Ф. и ее проблемы Л 1927; Бакрадзе К. С, О предмете Ф., «Тр. ин-та'фи-лософии АН ГрузССР», 1957, т. 7; А р з а к а н ь я н Ц. Г., Ф. как элемент духовной культуры, «Вестн. истории мировой культуры», 1959, №!; Нарский И. С, К оценке нео­позитивистского учения о предмете Ф., «ФН» (НДВШ), 1960, Л1» 1; Ойзерман Т. И., Проблемы историко-филос' науки, М., 1969; Копнин П. В., О природе и особен­ностях филос. знания, «ВФ», Л?г 4; Philosophie der Gegenwart in Selbstdarstellungen, Bd 1—7, Lpz., 1921—29; Die Philo­sophie in ihren Einzelgebieten, В., 1925; Perry R. в.. Present philosophical tendencies, L.—N. Y., 1929; H e i-nemann F., Neue Wege der Philosophie, Lpz., 1929; Hersch J., L'illusion philosopliique, P., 1936; D u-c a s s e C, Philosophy as a science. Its matter and its method N.Y., 1941; Mead H., Types and problems of philosophy, N.Y., 1946; Wisdom J. O., The metamorphosis of philoso­phy, Cairo, 1947; S p i r i t о U., Die Aporien des Begriffes Phi­losophie, «Z. philos. Forschung», 1951, Bd 5, H. 4; P о р р е г K. R., The nature of philosophical problems and their roots in science, «Brit. J. Philos. Science», 1952, v. 3, № 10; Land-grebe L., Philosophie der Gegenwart, Bonn, 1952; В г е n-n a n J. G., The meaning of philosophy, N.Y., 1953; L u-kacs G., Die Zerstorung der Vernunft, В., 1954; H a r t-m a n n N., Einfuhrung in die Philosophie, 3 Aufl., Osnabriick, 1954; Jaspers K., Philosophie, 3 Aufl., Bd 1 — 3, В., 1956; его же, Einfuhrung in die Philosophie, Munch., 1959; H e i-d egger M., Was ist das—die Philosophie?, PfulHngen, 1956; Brandenstein В., Von Sinn der Philosophie und ihrer Geschichte, Bonn, 1957; V a i 1 a t i G., II metodo della filosofia, Bari, 1957; Ewing A. C, The fundamental ques­tions of philosophy, L., 1958; Stegmiiller W., Hauptstro-mungen der Gegenwartsphilosophie, 2 Aufl., Stuttg., 1960; Boehetiski J. M., Wege zum philosophischen Denken, 2 Aufl., Basel— W., 1960; Hildebrand D. von, What is philosophy?, Milwaukee, 1960; Keilbach W., Ein-ubung ins philosophische Denken, Munch., 1960; Haling-г е у A. M., Philosophia. Etude d'un groupe de mots dans la litterature grecque..., P., 1961; Sprague E., What is phi­losophy?, N.Y., 1961; В runner A., Die Grundfragen der Philosophie, 5 Aufl., Freib., 1961; Brelage M., Die Ge-schichtlichkeit der Philosophie und die Philosophiegeschichte, «Z. philos. Forschung», 1962, Bd 16, H. 3; W i e d m a n n F., Zum Begriff des philosophischen Wissens, там же, Н. 4; Hoi-z a m e г К., Philosophie. Einfuhrung in die Welt des Denkens, Giitersloh, 1962; Philosophy in the twentieth century, ed. and with introductions by W. Barrett and H. D. Aiken, N.J., 1962; Diemer A.. Grundrifi der Philosophie, Bd 1—2, Meisenheim am Glan, 1962—64; Philosophie im 20. Jahrhundert, 2 Aufl., Stuttg., 1963; Perelman Ch., Sciences et philoso­phie, «Revue internationale de philosophie», 1963, v. 17, №64; L a z e г о w i t z M., Studies in metaphilosophy, L., 1964; Volkmann-Schluck K.-H., Einfuhrung in das phi­losophische Denken, Fr./M., 1965; A d 1 e r M., The conditions of philosophy, N.Y., 1965; Cackowski Z., GI6wne za-gadnienia i kierunki filozofii, Warsz., 1966.

ФИЛОСОФИЯ АНАЛИЗА (аналитическая философия) — совр. филос. направление, к-рое сводит философию к анализу языковых и понятийных (рассматриваемых обычно также, как языковые) средств познания. Между отд. течениями Ф. а. суще­ствуют серьезные расхождения в понимании объекта, способов и целей анализа. Так, в качестве объекта ана­лиза может выступать пли структура языка науки, или средства обыденного языка, или особенности языка самой философии. Сам анализ может осуществляться либо путем исследований свойств реально существую­щих языков (т. н. лингвистическая ф и-л о с о ф н я), либо путем построения при помощи средств математпч. логики искусств, формализованных языков (см. Логического анализа философия). Как пра­вило, сторонники Ф. а. рассматривают «анализ», по­нимаемый как «чистая» деятельность с языком, в ка­честве антитезы метафизическим (т. е. философским) учениям о бытип, выражая тем самым линию позити­визма в совр. философии.

Понятие анализа появляется в зап. философии 20 в. в работах Рассела и Дж. Мура как метод разработки фплос. проблематики в противоположность спекуля-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: