Отмеченная Марксом «социалнстич. тенденция» франц. материализма выявилась в том, что уже с конца 18 в. он входит, хотя и в деистич. форме, филос. компонентом в утопил, социализм Сен-Симона, Фурье, Оуэна, стремящихся найти действнт. условия реализации гуманистич. идеалов свободы, благосостояния и счастья каждого человека, провозглашенных франц. просветителями. Маркс указывал, что франц. материализм «...вливается непосредственно в социализм и коммунизм» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 145). Только с возникновением марксизма, критически преодолевшего недостатки предшествующего и прежде всего франц. материализма (механицизм, метафизичность, идеализм в понимании общества), последний перестал играть роль филос. теории социализма.
Бурж. философия и социология 1-й пол. 19 в. Ф. ф. этого периода развивалась в обстановке острой борьбы буржуазии против попыток реставрации феод.-абсолютистского строя, с одной стороны, и против революц. движения формирующегося пролетариата — с другой; эта борьба находила свое отражение и в области идеологии. Идеологи феод, реакции во главе с де Местром осуждают просветит, идеологию, видя в ней причину революции. Отношение бурж. идеологов к Просвещению двойственно. В период подготовки революций 1830 и 1848 буржуазия обращалась к просветит, идеологии. Наоборот, антипросветит. тенденции усиливались в периоды, когда буржуазия находилась у власти, и особенно в связи с самостоят, выступлениями пролетариата. Принимая социально-политич. идеологию Просвещения, идеологи консервативной буржуазии истолковывали ее в духе бурж. либерализма (Констан де Ребек). Наибольшую связь с идеологией Просвещения сохранили идеологи плебейских масс, формирующегося пролетариата — уто-пич. социалисты, в филос. плане не поднимавшиеся, однако, выше деистич. материализма.
|
|
Новая организация науки, образования и просвещения в 19 в. была призвана обеспечить полный контроль гос-ва над идеологией. Преподавание философии, ставшей обязат. предметом в высших и средних учебных заведениях (лицеях), велось в духе борьбы с материализмом и укрепления религии.
Бурж. материализм в 19 в. утратил революц. дух, последовательность и глубину и либо эволюционировал к вульгарному материализму {Кабанис), либо существовал в форме естественнонауч. материализма, противостоявшего наступлению идеализма, но в целом утратившего атеистич. острие. Бурж. антиклерикализм в 19 в. как в своей умеренной (Ренан), так и в радикальной форме (Таксиль) оказался лишенным глубокого филос. обоснования.
Возрождение идеалистич. философии, борющейся с материализмом Просвещения, наблюдается уже в конце 18 в. Дестют де Траси, наиболее впдный представитель группы «идеологов», наметил путь к субъективно-идеалнстич. истолкованию локков-ского сенсуализма, объявив задачей философии исследование фактов сознания вне их связи с объективной реальностью. Мен де Биран, объединяющий положения «идеологов» с идеями шотландской школы, является основателем спиритуализма во Ф. ф. 19 в. Возрождение идеализма было связано с неразработанностью проблем активности сознания и специфики его рацион, ступени во франц. материализме 18 в. Это понуждало франц. идеалистов нач. 19 в. обращаться к нем. классич. философии: Руайе-Коллар и Л. Мерсье пропагандировали идеи Канта, Кузен — идеи Шеллинга и Гегеля. Эклектич. соединение принципов различных учений — от Платона до Гегеля, становится у франц. идеалистов этой эпохи (особенно у Кузена) едва ли не гл. методом построения филос. систем.
|
|
С нач. 30-х гг. гл. роль в бурж. Ф. ф. постепенно переходит к позитивизму. Позитивизм пытался преодолеть противоположность материализма и идеализма и играл двойственную роль. Прогрессивное значение имели защита науки, ее автономности по отношению к религии и метафизнч. спекуляциям, уважение к опыту и эксперименту, призыв разрабатывать философию как систему науч. знания, антиклерик. тенденции. Это привлекало к позитивизму естествоиспытателей, часто истолковывавших его в духе естеств.-науч. материализма. Наряду с этим позитивизм ограничивал возможности науки познанием мира явлений, а открываемые ею законы истолковывал как простое описание функцион. зависимости между явлениями; гл. филос. проблемы объявлялись неразрешимыми, что оставляло почву для религ. веры и идеалистич. спекуляций. У частя последователей Конта позитивизм выродился в религ. реформаторство, попытку создать новую «религию человечества». Др. часть позитивистов отвергла религ.-мистич. идеи контнзма; ее наиболее влият. представитель Тзн сосредоточил внимание на разработке теории познания и применении позитивистской методологии к анализу лит-ры, иск-ва, истории.
Осн. проблемой франц. социальной мысли этой эпохи являлось осмысление историч. процесса. Традиционалисты-романтики (де Местр, Боналъд, Ша-тобриан), подчеркивая, что революция быстро вырвалась из-под контроля ее инициаторов и обнаружила внутр. логику, расходившуюся с просветит, теориями, абсолютизируя несовпадение реальных результатов революции с сознат. целями революционеров, делали вывод о бессилии человека перестроить общество на рацион, началах и возвращались к тео-логнч., провиденцпалистскому пониманию истории.
С иных позиций подошел к осмыслению революц. опыта утопический социализм (Сен-Симон и Фурье). Крупным шагом в развитии социологич. теории был взгляд Сен-Симона на революцию как борьбу третьего сословия против аристократии, вызванную антагонизмом имуществ. интересов. Великие социалисты-утописты и их ученики (Анфантен, Базар, Консиде-ран, Кабе, Дезами), пользовавшиеся большим влиянием на европ. мысль, блестяще выявили противоречия капитализма. Сохраняя просветит, идеал гармо-нич. общества, утопич. социалисты требовали замены бурж. строя новым, справедливым строем, базирующимся на обществ, собственности. Утопизм их взглядов проявился в непонимании историч. миссии пролетариата и классового характера социализма. Однако критика бурж. общества, обоснование социалистич. идеала, постановка проблемы классовой борьбы, подход к материалистич. пониманию истории — все это было важным вкладом в развитие социологич. мысли и сделало франц. утопич. социализм одним из теоретич. источников марксизма.
Социологич. идеи Сен-Симона оказали большое влияние на франц. историков эпохи Реставрации: Гизо, Минъе, Тъерри. С бурж. позиций они проанализировали борьбу классов в истории Франции и вместе с тем показали зависимость классовых отношений и политич. строя от отношений собственности. Однако отношения собственности они объясняли политич. действием — завоеванием, насилием, а объективная неизбежность классовой борьбы признавалась ими только в отношении добурж. обществ.
|
|
Сен-Симон оказал влияние и на учение Конта о трех стадиях развития общества (теологич., метафизич. и позитивной), исходящее из идеалистич. понимания истории, поскольку источником обществ, развития Конт считал совершенствование разума и накопление знаний. Бурж. общество Конт рассматривает как высшую и непреходящую ступень обществ, развития.
ФРАНЦУЗСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Поиски рецептов классового мира роднят Конта с историками эпохи Реставрации. Важной вехой в развитии социологи1!, мысли явилось выделение Контом социологии в спец. дисциплину, подразделяющуюся на социальную статику и социальную динамику.
В. Кузнецов. Москва. Философия 2-й пол. 19—20 вв. В развитии французской буржуазной философии 2-й пол. 19—20 вв. можно выделить три основных периода: первый, отмеченный подъемом экономики, переходом к монополистическому капитализму и появлением первых пролет, организаций, охватывает 2-ю пол. 19 в. до 1-й мировой войны; второй — т. н. период «между двумя войнами» — совпадает с началом общего кризиса капитализма и наступлением эры пролет, революций; третий — начинается с 40-х гг. 20 в. и характеризуется углублением общего кризиса капитализма, образованием сониалистич. системы, распадом колониальной империи и глубокими социально-политич. и идеологич. катаклизмами.
Для первого периода Ф. ф. характерно наличие двух противостоящих др. другу тенденций: позитивистской и иррационалистической (бергсонизм). Офиц. философией в этот период признается т. н. университетский спиритуализм (Равессон-Молъен, Бут-ру, Ж. Барни, Брюнсвик, Ален, Ренуеъе).
Растущее значение науч. знания в жизни общества, триумфальное шествие науки — торжество эволюц. учения в биологии, революция в физике, особенно остро воспринятая во Франции, где произошло открытие радиоактивности (А. Беккерель, П. Кюри, М. Склодовская-Кюри) и т. д.— все это выдвигает науку в качестве одной из центральных тем философии. Но, если в русле позитивизма с его ориентацией на науку разрабатываются концепции «философии науки» (наиболее характерным примером может служить разновидность махизма — конвенционализм Пуанкаре и Дюгема), то в др. течениях эта тема развивается в форме «критики науки». Начало этому движению положил Ренувье, создатель франц. неокантианства (т. н. неокритицизма), к-рое вплоть до конца данного периода оставалось влият. точением во Ф. ф. (Ф. Пиллон, Г. Мило, О. Амлен, Ф. Эвлен и др.).
|
|
Идеалистич. интерпретации науч. открытий приводят к новым формам идеализма (это находит свое обоснование в выдвинутой Брюнсвнком программе «модернизации» идеализма). Теоретики «физич.» идеализма усматривают в физич. открытиях опровержение тезиса о первичности и неуничтожпмости материн. Сторонник энергетизма Г. Лебон пытается истолковать факт радиоактивности как естеств.-науч. «доказательство» «дематериализации материи». «Физич.» идеализм, хотя и встречает отпор со стороны ряда видных ученых (Ж. Перрен, П. Ланжевен, А. Корню), однако получает популярность в филос. кругах.
Влияние контовского позитивизма, к-рый вплоть до 60—70-х гг. занимал позиции господствующего мировоззрения, к концу века сходит на нет. Узость контовского эмпиризма, его механицизм, неспособность теоретически обобщить новые проблемы развивающейся науки — природу физической реальности, сущность процесса развития, характер объективной причинной связи между явлениями; фактическое отрицание философии привели к краху позитивизма и вызвали взрыв антшштеллектуалисти-ческих тенденций. На смену позитивизму пришел бергсонизм, на смену «философии науки» — философия жизни. Выступая против абстрактных понятий сциентизма, Бергсон выдвигает новую концепцию мира как творч. эволюции, основанной на изначальном «жизненном порыве» (это понятие по существу содержалось в концепции «диссолюции» и «инволюции»
Лаланда). Основой познания была объявлена интуиция, к-рая предлагалась в качестве адекватного средства постижения «подлинного бытия», т. е. изменчивости и длительности. С конца 19 в. до 1-й мировой войны бергсонизм выступает как господствующее направление Ф. ф. Он оказывает большое влияние на всю духовную жизнь страны, в частности на лит-ру и иск-во, и вызывает большой интерес за рубежом.
В атмосфере критики науки и развития иррационализма наблюдается подъем религ. философии, ищущей путей обновления. Протестантский модернизм (О. Са-батье) базируется на неокантианстве, а католический (М. Блондель, Э. Леруа, А. Луази) пытается опереться на бергсонизм. Развитие ортодоксальной ка-толпч. философии пошло по линии неотомизма с его подчеркнутым интеллектуализмом. Первые шаги неотомизма во Ф. ф. связаны с именами А. Сертийанжа п Р. Гарригу-Лагранжа. В 10-е гг. главой этого течения становится Ж. Маритен, к-рый обосновывает отмежевание неотомизма от бергсоновского иррационализма. В эти же годы начинается деятельность Э. Жильсона по пропаганде схоластич. философии.
Второй период часто характеризуется как период «безвременья» во Ф. ф. Для него типично отсутствие ведущего направления и превалирующей школы в философии. Острой критике подвергается «университетский спиритуализм», олицетворяемый создателем «критического рационализма» Брюнсвнком. Новое поколение, вступившее в жизнь в обстановке бурных социальных катаклизмов и развенчания господствующих в обществе «духовных ценностей», отвергает традиц. формы идеалистич. философии за ее абстрактность, легковесный оптимизм, невнимание к насущным человеч. нуждам. Выдвигается требование создать новую, «реалистическую», «конкретную» философию, к-рая стала бы «философией человека», придя на смену прежней «философии идей и вещей». Т. о., намечается радик. изменение филос. проблематики по сравнению с предшеств. периодом.
Отличит, особенностью второго периода является переработка новых филос. течений, распространяющихся из-за рубежа. В 30-х гг. 20 в. Ж. Валь, Ж. Ипполит и А. Кожев вводят во Францию так называемое «экзистенциалистское неогегельянство», интерпретирующее философию Гегеля в духе пррацио-налистич. «трагической диалектики». Во Ф. ф. появляются феноменология и фрейдизм. Оба эти течения пришли во Францию из Германии и получили распространение значительно позднее, чем в др. странах, что, однако, не помешало им глубоко укорениться во Ф. ф. 2-й пол. 20 в. Увлечение феноменологией Гуссерля коснулось прежде всего протестантских философов (Ж. Эрен, Ш. Отер, Р. Виль, Ф. Менего, Р. Мель); в работах Э. Левина, Ж. П. Сартра, Г. Марселя, Ж. Гурвпча, А. Куайре, Г. Берже, М. Мерло-Понти, П. Рикёра она истолковывается как единственно правильный метод анализа человеч. существования во всей его противоречивости и непосредственности, свободный от искажающего влияния абстрактных идей.
Влияние зарубежной философии (датской — Кьер-кегор; немецкой — Хайдеггер, Ясперс, Ницше; австрийской — Фрейд; русской — Н. Бердяев, Л. Шестов) в сочетании с опродел. лит. влияниями (Ф. Достоевский, Ф. Кафка, А. Жид, А. Мальро) обусловило ту форму, в к-рой во Франции начала разрабатываться «философия человека». Так, человеч. реаль* ность была понята в духе индетерминизма — как абсолютно независимое существование (человека) от материального (в т. ч. и социального) мира, его полная выключенность из цепи причинно-следств. отношений. «Философия человека» приходила к пес-