века философии» Канта и Гегеля. Ш. стремится найти новый путь для философии между современным ему психологизмом (как сведением филос. проблем к психологическим) и антипсихологизмом неокантианства. В историю философии Ш. вошел прежде всего как один из теоретиков феноменологии, будучи связующим звеном между учениями Брентано и Гуссерля (последний был учеником Ш. в период своего пребывания в Галле в 1884—88 и посвятил Ш. свои «Логич. исследования»). Ш. предвосхитил осн. идеи гешталътпсихологии; как психолог известен в основном двумя работами — «О психологич. происхождении пространств, представлений» («Uber psychologischen Ursprung der Raumvorstellung», Lpz., 1873) и «Психология музыкальных восприятий» («Tonpsychologie», Bd 1—2, Lpz., 1883—90), в к-рой Ш. явился пионером. Здесь Ш. выступает против объективных методов Гелъмголъца, выдвигая невозможность жесткого различения между физич. и психич. явлениями и необходимость изучения целостных комплексов. В своей системе феноменологии (сформулированной в 1905—06) Ш. уже утверждает существование особой сферы феноменов как непосредственных первичных данных нашего опыта, одинаково «нейтральных» по отношению к психологии, физиологии и физич. наукам. Их изучение — объект новой науки — феноменологии, к-рая служит основанием отд. наук как о природе, так и о человеке и является как таковая преднаукой (Vorwissenschaft). Сами феномены не подлежат дальнейшей редукции не из-за ограниченности психич. способностей, но в силу присущих им структурных свойств (так, цвет не может быть без протяжения, протяжение же представимо и без цвета). Задача феноменологии — описание этих первичных данностей самих по себе, вне зависимости от их каузальных отношений, эмпирическим, в том числе и экспериментальным, методом; однако выдвинутая Ш. идея экспериментальной феноменологии не получила в дальнейшем развития. С т. зр. «чистой феноменологии» Гуссерля, система Ш. являлась лишь психологич. доктриной, ограниченной сырым материалом опыта, не «очищенного» феноменологической редукцией. Ш. в свою очередь подверг учение Гуссерля подробной критике в своей посмертно изданной системе гносеологии («Теория познания» — «Erkenntnislehre», Lpz., 1939). Ш. писал также по вопросам истории философии и этики.
Соч.: [Автобиография], в кн.: Die deutsche Philosophie der Gegenwart in Selbstdarstellungen, Bd 5, Lpz., 1924; в рус. пер.—Явления и психические функции, в сб.: Новые идеи в философии,сб. 4, СПБ, 1913; Душа и тело, там же, сб. 8.
Лит.: Кунцман А. И., Психология мышления Ф. Брен
тано, Г. Уфуэеа, Э. Гуссерля и К. Штумпфа, в сб.: Новые
идеи в философии, сб. 16, СПБ, 1914; Festschrift С. Stumpl zum
75. Geburtstag, в сб.: Psychologische Forschung, Bd 4, В.,
1923; К б h 1 e г W., С. Stumpf zum 21. April 1928, «Kantstu-
dien», 1928, Bd 33, H.»/3; Hartmann N., Gedachtnisrede
auf С Stumpf, В., 1937. Д. Лялипов. Москва.
ШТУР (Stur), Людовит (29 окт. 1815—21 янв. 1856) — общественный и политич. деятель, один из руководителей словацкого нац.-освободит, движения, создатель словацкого лит. языка, публицист. Род. в Угровеце, получил образование в Германии, в Галльском ун-те. Историч. воззрения Ш. сложились под влиянием Гегеля. Продолжая развивать нац.-освобо-дит. программу Коллара, Ш. разработал ряд вопросов, касающихся независимости и возрождения словацкого народа, его нац. особенностей. Будучи в 1847— 1848 депутатом венг. сейма, Ш. выступил против гнета мадьярских помещиков, за уничтожение барщины. В период революц. событий 1848—49 как борец против венг. господства оказался в лагере, боровшемся с венг. революцией. К концу жизни стал идеологом панславизма, выступал за союз слав, народов с рус. царизмом (см. «Славянство и мир будущего», рус. пер., М., 1867).
Соч.: NareCie slovenske alebo potreba pisania v tomto nSreCi, Turtiansky Sv. Martin, 1943; Dielo v piatich zwazkoch, sv. 1—6, Bratislava, 1954—59.
Лит.: История философии, т. 4, М., 1959, с. 334; М а-тула В., Л. Штур (1815 —1856), ^пер. со словац., Братислава, 1956; С i z е v s k i ] D., Sturova filozofia zivota, Bratislava, 194Ц Stur S., Zmysel slovenskeho obrodenia, MikuMS, 1948; Stur L., Zivot a dielo. 1815 — 1856. Sbornik materialov, Bratislava, 1956; Vurossova E., Slovenske" obrodenecke myslenie, Bratislava, 1963.
E. Варошова. Братислава. ШУВКИН, Владимир Николаевич (р. 9 авг. 1923) — сов. философ и социолог, д-р филос. наук (1967). Член КПСС с 1944. Окончил экономич. фак-т МГУ (1951). С 1951 —на преподават. работе; проводил со-циологич. исследования в Москве, Молдавии, Сибири (1962—69). С 1969—зав. сектором социологич. проблем образования ИКСИ АН СССР. Проблематика науч. исследований: методология и техника анализа обществ, явлений; социальные проблемы молодежи: образования, выбора профессии; социальная мобильность; прогнозирование обществ, процессов.
Соч.: О конкретных исследованиях социальных процессов, «Коммунист», 1965, N5 3; Молодежь вступает в жизнь (по материалам социологич. исследования проблем трудоустройства и выбора профессии), «ВФ», 1965, № 5; Количественные методы в социологич. исследованиях, Новосибирск, 1964 (соавтор); Опыт сравнительного социологич. исследования молдавской деревни (на мат-лах села Копанки), в сб.: Социология в СССР, т. 2, М., 1965; Социально-экономич. развитие села Копанка, в кн.: Копанка 25 лет спустя, М., 1965; Об устойчивости оценок привлекательности профессий, веб.: Социологич. исследования. Вопросы методологии и методики, Новосибирск, 1966; Методика социально-психологич. исследования роли коллектива в проф. самоопределении личности, там же; Нек-рые вопросы адаптации молодежи к труду, в сб.: Социальные исследования, М., 1965; Социальные исследования и количеств, методы, в кн.: Количественные методы в социологии, М., 1966; Количеств, методы в социологич. исследованиях проблем трудоустройства и выбора профессии, там же; Количеств, оценки в исследовании коллектива, там же; Социологич. исследования и экономич. наука, в кн.: Социология и идеология, М., 1969; Социологич. проблемы выбора профессии, в кн.: Социальные проблемы труда и произ-ва,,М., 1969.
ШУГАИЛИН, Александр Васильевич (р. 9 апр. 1915) — сов. философ, д-р филос. наук (с 1961), профессор (с 1962). Член КПСС с 1940. Окончил физи-ко-математич. фак-т Дагестанского педагогич. ин-та (1940), аспирантуру по кафедре физики при Ростовском гос. ун-те (1947), аспирантуру по филос. проблемам естествознания при Ин-те философии АН СССР (1952). В 1952—61 — старший науч. сотрудник, зав. отделом филос. проблем естествознания Ин-та философии АН УССР. С 1961 — зав. кафедрой философии Киевского гос. ун-та им. Т. Г. Шевченко. Область науч. деятельности — филос. проблемы физики, теория познания и диалектич. логика, история рус. и укр. философии.
Соч.: Проти субъектив1зму у так звашй теорш вщнос-HOCTi, «BicHHK АН УРСР», 1953, N° 11; Филос. вопросы совр. физики, К., 1956, с. 213—24; Филос. проблемы совр. естествознания, М., 1959, с. 433—34; Филос. вопросы учения совр. физики о строении и свойствах материи, К., 1959; Важная филос. проблема совр. физики, «ВФ», 1962, JNi 7 (совм. с А. 3. Голиком); Д1алектична лоика як взаемозв'язок закопав формально! лоики, виращених у символ1чшй форм!, в сб.: Фшос. проблеми сучасного природознавства, вип. 6, К-, 1966.
ШУЛЬЦ (Schulz), Иоганн Генрих (1739—1823) -нем. просветитель и атеист, склонявшийся к материализму. Получил высшее образование в Галле, был учителем в Берлине. С 1765—лютеранский пастор. В 1791 отстранен от должности священника по обвинению в атеизме.
Осн. содержание соч. Ш. (большей частью анонимно изданных) составляет критика религии. В работе «Филос. рассмотрение теологии и религии...» («Philoso-phische Betrachtung uber Theologie und Religion...», Lpz., 1784) он выводил происхождение религ. представлений из страха и невежества людей. Критикуя идеалистич. рассуждения о духе, Ш. формулировал принципы материалистич. сенсуализма: «... наш человеческий рассудок не может мыслить ничего иного,