Тема №6 Постклассическая философия: школы и направления

(2 часа)

Ключевые понятия: классическая философия, постклассическая философия, неклассическая философия, рационализм, объективизм, субстанциализм, логоцентризм, сциентизм, универсализм, иррационализм, деэссенциализм, антисциентизм, релятивизм, философия жизни, пессимизм, воля, волюнтаризм, вечное возвращение, сверхчеловек, марксизм, диалектический материализм, исторический материализм, материалистическое понимание истории, практика, позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм, «закон трех стадий», верификация, конвенционализм, парадигма, прагматизм, неотомизм, неопротестантизм, бессознательное, психика, психоанализ.

Вопросы семинара

1. Классика, постклассика, неклассика – образы европейской философии второй половины XIX – начала XX в.

2. Марксистская философия: становление, сущность, значение.

3. Философия жизни. Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше.

4. Программа преодоления метафизики в позитивизме. Этапы позитивистской философии.

5. Религиозная философия в контексте современной европейской культуры (неотомизм, неопротестантизм).

Методические указания

Используя рекомендуемую литературу, а также предлагаемые в теме учебные материалы (таблицы, схемы, определения, поясняющие отрывки, фрагменты первоисточников и др.), вам необходимо:

1. В первом вопросе – раскрыть содержание понятий «классическая философия», «постклассическая философия», «неклассическая философия»; выявить типологическое единство классической философии, основанное на ее принципах и познавательных установках (рационализм, объективизм, субстанциализм, логоцентризм, универсализм, сциентизм); охарактеризовать социально-экономические и духовные предпосылки становления нового постклассического образа философского мышления (иррационализм, пессимизм, антисциентизм, релятивизм и др.).

2. Во втором вопросе – указать объективные социально-экономические, политические и теоретические предпосылки возникновения марксисткой философии, охарактеризовать сущность, основные черты и проблематику философии марксизма.

3. В третьем вопросе – описать социально-экономическую и интеллектуальную атмосферу в XIX в., способствовавшую нарастанию в философии и культуре в целом интереса к непосредственно не связанным с наукой и рациональностью сторонам бытия человека и общества; на примере волюнтаристского учения А. Шопенгауэра и учения о сверхчеловеке Ф. Ницше проиллюстрировать образец иррационалистической философии и отход с позиций классического рационализма.

4. В четвертом вопросе – проанализировать программу критики классической философии в позитивизме, охарактеризовать исторические этапы его эволюции, оценить состоятельность с современной точки зрения позитивистских принципов и представлений о соотношении науки и философии.

5. В пятом вопросе – рассмотреть особенности современной религиозной философии на примере неотомизма как наиболее влиятельного религиозно-философского течения современного католицизма (Ж. Маритен, Э. Жильсон и др.) и неопротестантизма (К. Барт, П. Тиллих и др).

Темы рефератов

1. Социальная философия марксизма и ее cовременное значение.

2. Сущность материалистического понимания истории К. Маркса.

3. От С. Кьеркегора к Ф. Ницше: становление иррационализма и философии жизни.

4. Образ сверхчеловека и «воля к власти» в произведениях Ф. Ницше.

5. Закон трех стадий развития человеческого ума О. Конта.

6. Истина и полезность: их соотношение в философии прагматизма (Ч. Пирс и др.).

7. Неотомизм как официальная философия католицизма.

8. Синтез науки и религии в учении о ноосфере П. Тейяра де Шардена.

Учебные материалы

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: