Отчет об исполнении бюджета

---

1. Понятие и стадии.

Бюджетный процесс, как любой иной юр. процесс представляет собой деятельность обеспечивающую реализацию материально-правовых норм, т.е. бюджетный процесс выполняет служебную роль по отношению к материальному бюджетному праву при этом отмечается, что это юридический процесс, обслуживающий формирование и исполнение единственного закона, а именно закона «О бюджете на предстоящий финансовый год и плановый период». Бюджетный процесс осуществляется на всех уровнях бюджетной системы страны при этом основы его регулирования заложены в части 3 БК РФ, а соответственно особенности определяются в нормативных актах субъектов РФ и муниципальных образованиях. БК РФ закрепляет понятие бюджетного процесса в ст. 6. И в соответствии с ней бюджетный процесс это регламентируемая законодательством, деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, бюджетной системы, утверждению и исполнению бюджетов бюджетной системы по контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению внешней проверки, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Стадии:

Традиционно в бюджетном процессе выделяют 4 основные стадии:

1) Стадия составления проекта бюджета (на этой стадии бюджет формируется как единый, сбалансированный финансовый план, представляющий собой комплексный документ, имеющий правовую форму);

2) Стадия рассмотрения и утверждения бюджета (на этой стадии финансовый план определенной территории приобретает общеобязательную силу и обретает правовую форму);

3) Стадия исполнения бюджета (здесь происходит реализация бюджета в реальных экономических отношениях);

4) Стадия подготовки рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета (на данной стадии бюджет получает официальный статус исполненного либо неисполненного, важную роль в этой стадии играют контрольно-счетные органы и законодательные, представительные органы).

Данные 4 стадии образуют т.н. бюджетный цикл, он длится 3,5 года, как правило. Порядок, предполагающий последовательность стадий является неизменным. Кроме стадий бюджетного процесса выделяют «специальные производства». Во-первых, это контрольное производство (оно представляет собой государственный и муниципальный финансовый контроль в бюджетной сфере, осуществляемый как органами исполнительной власти, так и контрольно-счетными органами), во-вторых, это производство по изменению бюджетных показателей (по времени данное производство совпадает со стадией исполнения бюджета, однако по характеру оно ближе к первой и второй стадии, т.к. в данном случае соответствующие органы разрабатывают и утверждают изменения, вносимые в бюджетные показатели), в-третьих, это производство по применению мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства.

Таким образом, бюджетный процесс это сложная разноплановая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, которая всесторонне обеспечивает реализацию актов о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Принципы бюджетного процесса найти самостоятельно.

2. Участники бюджетного процесса и их компетенция.

В бюджетный процесс вовлечено значительное кол-во участников и их общий перечень закреплен в ст. 152 БК РФ. Соответственно полномочия этих участников закреплены в ст. 153-162 БК РФ. Так, к участникам бюджетного процесса относятся следующие субъекты:

1) Президент РФ

Разрабатывает бюджетное послание. В этом бюджетном послании определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год. Президент подписывает и обнародует ФЗ "О федеральном бюджете", аналогичными полномочиями обладают главы субъектов РФ и главы мун. образований по отношению к региональным и местным бюджетам.

2) Законодательные, представительные органы гос. власти и МСУ

Они от имени соответствующих публично-правовых образований рассматривают и утверждают бюджеты, а также отчеты об их исполнении. Они же формируют и определяют правовой статус органов осуществляющих контроль в данной сфере.

3) Исполнительные органы гос. власти и МСУ

Обеспечивают составление проекта бюджета, вносят проект бюджета на утверждение в законодательные органы, разрабатывают и утверждают методики распределения и порядок предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета, составляют бюджетную отчетность, предоставляют отчеты об исполнении бюджета на утверждение в законодательные органы и органы исполнительной власти обеспечивают управление государственным или мун. долгом.

4) Центробанк РФ

Центробанк являясь органом гос. власти совместно с правительством РФ разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики, которая используется при составлении проектов бюджетов и кроме того Центробанк обслуживает счета бюджетов всех уровней бюджетной системы.

5) Органы государственного и муниципального финансового контроля

К ним относятся: счетная палата РФ, контрольные органы законодательных представительных органов субъектов РФ и местного самоуправления, контрольные и финансовые органы исполнительной власти. Как правило, эти контрольные и финансовые органы исполнительной власти создаются администрацией или правительством субъекта РФ, либо местной администрацией. В их составе может быть комитет или департамент. Они осуществляют предварительный, текущий и последующий финансовый контроль.

6) Органы управления гос. внебюджетными фондами

Они составляют проекты бюджетов этих фондов, исполняют эти бюджеты и соответственно составляют отчеты об исполнении этих бюджетов.

7) Также участниками могут являться главные распорядители и распорядители этих бюджетных средств

Главные распорядители бюджетных средств - это органы гос. власти, это органы управления гос. внебюджетными фондами, это органы МСУ, которые имеют право распределять средства соответствующего бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, а также это наиболее значимые бюджетные учреждения науки, образования, культуры, здравоохранения, средств массовой информации, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями. Функции глав распорядителя закреплены в ст. 158 БК РФ. Как происходит распределение этих самых бюджетных средств: 1) путем направления уведомлений о бюджетных ассигнованиях; 2) лимитов бюджетных обязательства; 3) путем их последующей корректировки. Главный распорядитель осуществляет ведомственный финансовый контроль, а также представляет в судах казну и учувствует в исполнительном производстве. Распорядители бюджетных средств - это органы гос. власти, органы МСУ которые имеют право распределять б/с по подведомственным получателям б/с. Распорядитель б/с распределяет б/с по получателям в рамках тех сумм, которые получены им от главного распорядителя. А также как главный распорядитель, распорядитель осуществляет ведомственный фин. контроля.

8) Главные администраторы доходов и администраторы доходов (ГАД'ы и АД'ы)

ГАД это определенный законом либо решением о бюджете орган гос. власти, орган местной администрации, орган управления гос. внебюджетным фондом, Центробанк либо иные организации, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета. АД это определенный законом либо решением о бюджете орган гос. власти, орган местной администрации, орган управления гос. внебюджетным фондом, Центробанк и бюджетные учреждения осуществляющее в соответствии с законодательством контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты доходов, а также начисления, учет, взыскание и принятие решений о зачете либо возврате излишне уплаченных, либо излишне взысканных платежей, пеней штрафов которые являются доходами бюджетной системы. Полномочия закреплены в ст. 160 БК РФ.

9) Администратор источников финансирования дефицита бюджета

Это орган гос. власти, это орган МСУ, это орган управления гос. внебюджетным фондом, а также иная организация, имеющая право осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджета, соответственно глав администратор источников финансирования дефицита бюджета это определенный законом все вышеуказанные органы которые имеют в своем ведении администратор источников финансирования дефицита бюджета. Полномочия закреплены в ст. 160.2 БК РФ

10) Получатели б/с

К ним относятся бюджетные учреждения и иные организации, имеющие право на получение б/с в соответствии с бюджетной росписью на финансовый год. Они осуществляют непосредственное расходование б/с, соблюдая при этом их целевое назначение. Обязанности и права получателей закреплены в ст. 161 и 162 БК РФ.

3. Порядок составления бюджета.

Стадии:

1) составление проекта бюджета. На этой стадии бюджет появляется как единый финансовый план соответствующего публично-правового образования. Составление проектов бюджета традиционно возлагается на органы исполнительной власти, составление проектов основывается на документах двух видов, а именно политических и экономических.

o Политических

Бюджетные послания на очередной финансовый год.

Послание президента не позднее федеральному собранию не позднее марта года предшествующего очередного финансового. Бюджетное послание главы администрации Волг области отправляется областной думе в течение месяца после направления бюджетного послания президентом РФ.

o Экономических

Прогноз соц. эконом развития территории.

Это основной документ при составлении на очередной финансовый год и плановый период.

§ Среднесрочный финансовый план

Является основным если проект субъекта либо проект бюджета муниципального района либо городского округа составляются и утверждаются на один финансовый год.

§ Сводный финансовый баланс

Документ, характеризующий объемы использования финансовых ресурсов соответствующего публично-правового образования в целом и по секторам экономики.

§ Долгосрочные целевые программы

§ Инвестиционные программы как долгосрочные, так и среднесрочные

§ И иные

БК РФ лишь в самом общем виде определяет порядок составления проектов бюджетов. В основном в нем закрепляются нормы регулирующие данную стадию на федеральном уровне. Субъекты РФ и МО осуществляют правовой регулирование данной сферы самостоятельно в рамках своей компетенции, ввиду этого на территории волгоградской области действует закон от 11 июня 2008г. 1694 ОД «О бюджетном процессе в волгоградской области», а что касается местного уровня – решение волгоградской городской думы от 25 июня 2008 года «о положении о бюджетном процессе в Волгограде». Более детально данная стадия урегулированы подзаконными НПА:

Постановления правительства РФ от 29 декабря 2009г. «положение о порядке составления проектов федерального бюджета и бюджетов государственных ВФБ на очередной финансовый год и плановый период»

Постановления администрации Волгоградской области от 28 октября 2008г. «Положение о порядке составления проектов федерального бюджета и бюджетов государственных ВФБ на очередной финансовый год и плановый период»

Постановление администрации Волгограда от 15 июля 2011г. «положение о порядке и сроках составления проекта бюджета Волгограда на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 гг.»

На федеральном уровне в составлении проекта бюджета принимают участие:

1) Правительство РФ;

2) Минфин РФ;

3) Минэконразвития РФ;

4) Министерство здравоохранения и социального развития РФ;

5) Министерство регионального развития;

6) Военно-промышленная комиссия при Правительстве РФ;

7) Субъекты бюджетного планирования.

Полномочия:

Правительство РФ одобряет основные направления налоговой, таможенной, бюджетной политики на очередной финансовый год и плановый период, оно же одобряет сценарные условия функционирования экономики равно как и основные направления и параметры прогнозы социально-экономического развития, одобряют сводно-финансовый баланс, одобряют основные характеристики бюджета, утверждают концепции долгосрочных целевых программ, а также одобряет проект федерального бюджета.

Министерство финансов РФ. Оно организует составление и непосредственно составляет проект федерального бюджета, также участвует в составлении проектов бюджетов внебюджетных фондов. Кроме бюджета Минфин составляет большинство из тех документов которые утверждает правительство. Сюда входят направления налоговой политики на финансовый год, ведет реестр расходных обязательств РФ, устанавливает порядок планирования бюджетных ассигнований федерального бюджета, подготавливает заключение по проектам нормативно-правовым актам, которые связаны с изменением объема и структуры расходных обязательств, разрабатывает и направляет субъектам бюджетного планирования проектировки предельных объемов бюджетных ассигнований из федерального бюджета.

Министерство экономического развития РФ. Оно разрабатывает совместно с Минфином и фед. таможенной службой проект основных направлений таможенно-тарифной политики, разрабатывает сценарные условия функционирования экономики РФ и прогноз социально-экономического развития РФ, разрабатывает основные характеристики сводного финансового баланса РФ, а также совместно с Минфином и военно-промышленной комиссией при Правительстве РФ рассматривают проекты целевых программ, предлагаемых для реализации за счет средств федерального бюджета.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Оно разрабатывает предложения по определению минимальной оплаты труда, индексации заработной платы, трудовой пенсии, представляет в Правительство РФ проект федерального закона о страховых тарифах на обязательное медицинское страхование, представляет в Правительство РФ проекты федеральных законах о бюджетах гос. внебюджетных фондах, при этом данные законопроекты должны быть согласованы с Минфином.

Министерство регионального развития РФ. Совместно с Минфином данное министерство осуществляет согласование проектов методик распределения или правил предоставления субвенций и субсидий бюджетам субъектов РФ.

Субъекты бюджетного планирования. Они ведут реестры расходных обязательств, которые подлежат рассмотрению Минфином, представляют в Минфин обоснование ассигнований по соответствующим распорядителям этих д/с. В частности они же подготавливают предложения по изменению объема и структуры расходных обязательств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: