Центров ответственности

Вид центра ответственности Типичная категория затрат Подход к разработке бюджета
Центр регулируемых затрат (существует четкая функциональная взаимосвязь между «входом и выходом»: например, цех основного производства) Полностью регулируемые затраты Гибкий бюджет
Центр частично регулируемых (произвольных) затрат (четкой функциональной взаимосвязи между входом и выходом не существует, зависимость лишь корреляционная: например, конструкторское бюро) Частично регулируемые (произвольные) затраты Фиксированный бюджет: § от достигнутого; § с проработкой дополнительных вариантов; § «с нуля»
Центр выручки (например, отдел сбыта) Выручка и полностью регулируемые затраты Частично регулируемые (произвольные) затраты Гибкий бюджет Фиксированный бюджет: § от достигнутого; § с проработкой дополнительных вариантов; § «с нуля».
Центр прибыли (существует четкая взаимосвязь между затратами и прибылью) Полностью регулируемые затраты Частично регулируемые затраты Гибкий бюджет Фиксированный бюджет: § от достигнутого; § с проработкой дополнительных вариантов; § «с нуля».
Центр инвестиций (существует четкая взаимосвязь между объемом инвестиций и прибылью) Частично регулируемые затраты Слабо регулируемые затраты Фиксированный бюджет: § от достигнутого; § с проработкой дополнительных вариантов; § «с нуля». Бюджет капиталовложений

Достоинства бюджетирования:

- усиливает мотивацию и поднимает настрой коллектива,

- позволяет координировать работу предприятия в целом,

- позволяет своевременно вносить корректирующие изменения,

- позволяет усовершенствовать процесс распределения ресурсов,

- служит наглядным инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов.

Недостатки бюджетирования:

- сложность и дороговизна системы бюджетирования,

- бюджеты – не панацея от всех трудностей управленческого учета,

- бюджеты требуют от работников высокой квалификации и производительности труда.

Исполнение бюджета. Всю ответственность за исполнение бюджета несет менеджер по составлению бюджета. Успешность этого процесса определяют два важных момента:

- необходимость точного и правильного понимания действий и целей всеми ответственными лицами предприятия. Все, кто вовлечен в ее деятельность, должны знать, чего от них ожидают, и получить указания, как достичь поставленных целей,

- необходимость поддержки и системы поощрений со стороны высшего руководства. как бы ни был сложен процесс составления бюджета, он успешен только в том случае, когда руководители среднего и нижнего уровня убеждены, что высшее руководство действительно заинтересовано в конечных результатах.

Финансовый бюджет. Финансовый бюджет – это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования. Финансовый бюджет включает в себя бюджеты капитальных затрат и денежных средств предприятия, а также подготовленные на их основе совместно с прогнозами о прибылях и убытках прогнозные бухгалтерский баланс и отчет о финансовом положении.

Бюджет капитальных затрат. Определение направлений капитальных вложений и получение инвестиционных ресурсов для них является комплексной задачей всего управленческого учета. Проблема состоит в том, чтобы решить, какие долгосрочные активы приобрести или сформировать на основе выбранного критерия, что связано с определением рентабельности инвестиций. Информация, касающаяся долгосрочных капиталовложений, влияет на смету (бюджет) наличности, затрагивая вопросы выплаты процентов за кредиты, прогнозный отчет о прибылях и убытках, прогнозный бухгалтерский баланс, изменяя сальдо на счетах основных средств и других долгосрочных активов. Следовательно, все решения по капитальным расходам должны планироваться и включаться в общий бюджет.

Прогнозный отчет о прибылях и убытках. Этот отчет составляется по прогнозам реализации продукции на основании данных бюджетов использования материалов, трудовых затрат и общепроизводственных расходов. Информация о доходах берется из бюджета продаж.

Прогнозный бюджет о финансовом положении. Последним шагом в процессе подготовки общего бюджета является разработка прогноза финансового состояния или прогнозирования бухгалтерского баланса для предприятия в целом.

После подготовки бюджета (сметы) денежных средств, уже зная прогнозное сальдо начальных средств и определив чистый доход и сумму капитальных вложений, можно подготовить прогнозный бухгалтерский баланс, который является конечным продуктом всего процесса составления бюджета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: