ГЛАВА 4. Переход от капитализма, основанного на свободной конкуренции, к господству монополий в странах Западной Европы

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВЕДУЩИХ

КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН С 70-х гг. XIX в.

И ДО ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙН

Переход от капитализма, основанного на свободной конкуренции, к господству монополий в странах Западной Европы.

Прогресс науки, техники и технологии производства в последней трети XIX – начале XX в. Основной чертой экономического развития капиталистических стран в конце XIX в. был постепенный переход от капитализма, основанного на свободной конкуренции отдельных самостоятельных предприятий, к монополистическому. Этот переход явился необходимым итогом всего развития экономики капитализма и подъема его производительных сил.

За последние три десятилетия XIX в. мировая промышленная продукция возросла более чем в 3 раза, значительно увеличились производительные силы. В разных отраслях промышленности на основе внедрения в производство достижений науки произошли крупные технические сдвиги.

Особенно большое значение имели изобретения и усовершенствования в электротехнической и химической промышленности, в металлургии и машиностроении. К принципиальным изменениям в энергетической базе производства привело изобретение паровых турбин: реактивной (1884 – 1885) – англичанином Ч. Парсонсоном и активной (1889) – шведским инженером К.Лавалем. В итоге пар был заменен электричеством, началась общая электрификация производства, сложилась современная технология получения, передачи и приема электроэнергии. В скором времени паровая турбина была объединена в единый агрегат с динамо-машиной и был создан турбогенератор. Использование электроэнергии представляло собой настоящую революцию в энергетике. Возникают новые отрасли техники и промышленности – электрохимия, электрометаллургия, появляются первый трамвай.

В этот период были изобретены двигатели внутреннего сгорания, которые работали от энергии, получаемой при сгорании газов бензина (Н. Отто) и нефти (Р.Дизель). В 1885 г. был построен первый автомобиль (Г.Даймлер, К.Бенц). Создание двигателя внутреннего сгорания совер­шило переворот на транспорте, в военной технике, механизации сельского хозяйства, многократно увеличило экономическую значимость нефти. Ее добыча стала возрастать быстрыми темпами: в 1870 г. во всем мире было добыто 0,8 млн. т нефти, а в 1890 г. – уже почти 20 млн.т.

Значительное развитие в рассматриваемый период получила и химическая технология. На основе разработок Л.Бакеланда (Бельгия) были созданы искусственные материалы, промышленность перешла к производству пластмасс. В 1913 г. немецкий химик-технолог Ф.Бергиус запатентовал получение сжиженного топлива из угля, а в 1915 г. в Германии начали производить метилкаучук.

Успехи химического производства позволили повысить производительность в сельском хозяйстве. С конца XIX ст. здесь начали широко использовать минеральные удобрения, силосование растительных кормов и т.д.

Крупные изменения произошли в металлургии и сталелитейном производстве. Были разработаны и вошли в практику новые способы получения стали из чугуна (Г.Бессемер), получения алюминия с использованием электролита (П.Эр, Ч.Холл), разработана электроплавка стали, был изобретен дюралюминий (А.Вильм) будущий материал для авиации. Грандиозные технические сдвиги происходят в машиностроении, способствуя созданию массового, беспрерывного и автоматизированного производства. Укрупнение предприятий, а также разделение технологического процесса на большое количество простых операций привело к выпуску стандартизированных изделий. Стандартизированное, массовое поточное производство с применением конвейера впервые получило законченный вид в автомобилестроительной промышленности США – на заводах Г.Форда в 1912 – 1913 гт.

Рост промышленного производства и мировой торговли предопределил бурное развитие железнодорожного транспорта. Возросла мощность, сила тяги и быстроходность паровозов. С 1860 по 1900 г. мировая железнодорожная сеть увеличилась почти в 4 раза. Особенно интенсивно железные дороги строились в США, России, Германии. В этот период они стали главными путями сообщений во многих странах мира и оказали большое влияние, как на размещение производительных сил, так и на внутреннюю и внешнюю торговлю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: