По характеру движения массы деталей кривошипно-шатунного механизма можно разделить на движущиеся возвратно-поступательно (поршневая группа и верхняя головка шатуна); совершающие вращательное движение (коленчатый вал и нижняя головка шатуна) и совершающие сложное плоскопараллельное движение (стержень шатуна).
Для упрощения динамического расчета действительный кривошипно-шатунный механизм заменяется эквивалентной системой сосредоточенных масс.
Массу поршневой группы считают сосредоточенной на оси поршневого пальца в точке А (рис. 9а). Массу шатунной группы
заменяют двумя массами, одна из которых (
) сосредоточена на оси поршневого пальца в точке А, а другая (
) – на оси кривошипа в точке В.
Рис. 6 – Система сосредоточенных масс, динамически эквивалентная КШМ:
а – приведенная система КШМ, б – приведение масс кривошипа
Для большинства автомобильных и тракторных двигателей при расчетах можно принимать , а
.
Массу кривошипа заменяют двумя массами, сосредоточенными на оси кривошипа в точке В () и на оси коренной шейки в точке О (
) (рис. 9б).
Таким образом, система сосредоточенных масс, динамически эквивалентная кривошипно-шатунному механизму, состоит из массы , сосредоточенной в точке А и имеющей возвратно-поступательное движение, и массы
(для рядного двигателя, согласно [2]).
При выполнении динамического расчета двигателя значения ,
,
подсчитываются с чертежа, либо выбираются из стандартных значений.
Выберем ,
,
из рекомендованных значений [2], затем уточним методом экстраполяции.
Тогда
.
.