Отрицательные свойства тимуса

Мы переходим к рассмотрению отрицательных свойств тимуса – основных эмоциональных установок, которые разрушают жизненную энергию – но я не хотел бы, чтобы эти слова звучали приговором, я только лишь хочу сказать, что это – не более, чем отрицательные эмоциональные установки, которые заметно уменьшают нашу жизненную энергию. Когда мы думаем о ком-то, кого ненавидим, или о ситуации, которая нас пугает, тимус покажет слабость, а наша жизненная энергия уменьшится.

Мелани Клейн говорила, что в основе ненависти и зависти и, тем самым, в основе всех отрицательных эмоций лежит глубинный древний страх22. Он, возможно, связан с тем, что называется «родовой травмой» - ребенок живет в матке, как в раю, и вдруг его с сотрясениями и судорогами выталкивают в холодный внешний мир, выбрасывают из Эдема в самое страшное и запретное место, которое только можно себе представить. Не вредно вспомнить в этом отношении и Лебуайе, который говорил, что эта травма – дело исключительно наших же собственных рук, и совершенно не обязательно должна быть частью нашего наследства.

Существование ребенка изменяется: он переходит из внутренней жидкой среды во внешнюю, но он должен оставаться в тесной связи с матерью, только теперь не изнутри, а снаружи. Рождение – это этап его эволюции, а не момент травмы, от которой ему никогда не восстановиться. Лебуайе показал, как при нашей существующей акушерской практике - когда роженица либо кричит и напрягается, либо ей делают анестезию (ребенку внутри нее, кстати, тоже) – ребенок появляется на свет в суровой стерильной атмосфере нержавеющей стали и белых стен, его вытаскивают наружу, поворачивают вниз головой, шлепают, кладут на холодные весы, а затем уносят от матери – это же так ужасно. В самые первые секунды своей жизни ребенок испытывает страх, который остается в нем на всю жизнь.

Тот же Лебуайе показал, что есть и другие пути. Ребенка можно рожать в тишине и полумраке, не травмируя его шумом и ярким светом. Пуповину, как последнюю связь ребенка с внутренним миром матери, можно сохранять как можно дольше. Затем ребенок остается рядом с матерью, которая сможет смягчить все его страхи, а он будет слушать биение ее сердца.

По моему опыту, и по опыту тех, кто участвовал в родах по Лебуайе, или наблюдал их, а затем отслеживал последующее развитие детей, разница потрясающая. Эти дети растут, исполненные большей любви и гораздо меньших страхов. Аналогичная картина наблюдается и у родителей. В их отношениях много больше любви и красоты. Такие не травмирующие роды могут активизировать thymos ребенка и родителей так, что мы, психиатры, и представить себе не могли.

Работа Лебуайе является на сегодня, наверное, самым важным и фундаментальным вкладом. Если ребенок может родиться без этого глубинного страха, то у него не будет инстинкта смерти, не будет ненависти; он будет расти в красивом, полном любви доме, доме с активным тимусом. Его опыт негативных психопатологических состояний, так полно описанный в литературе по психиатрии и психоанализу, будет минимальным. Он будет творцом. И он будет эволюционно развиваться.

Но что с нами самими? Мои роды оказались травмирующим опытом для матери и, я уверен, для меня тоже. Я более чем уверен, что ваши роды были ничуть не легче. То есть, все мы, наверное, начали жить с той же родовой травмой, про которую я говорил. Одной из школ остеопатии было установлено, что большинство родов настолько травматично, что ребенок при рождении не может сделать полного, естественного вдоха, который развернул бы все его тело, в частности, кости черепа, которые оказались сжатыми для облегчения прохода через родовой канал23. При родах по Лебуайе, к примеру, первый вдох раскрывает все кости черепа и раскрывает все тело, и поэтому ребенок потом нормально развивается. Говорят, редко бывает, чтобы первый вдох задерживался, или даже ускорялся при помощи болевого шока от шлепка по заду. Ребенок, когда входит в этот мир, судорожно хватает воздух, но не может сделать полный, глубокий, расслабленный естественный вдох. Говорят также, что большинство структурных проблем, которые развиваются у нас в течение жизни, являются результатами этой травмы. Но красивые, естественные роды будут моментом любви для всех, это будет время сильного тимуса.

Страх

Исследуем слово «страх». Изучая его истоки, мы обнаруживаем бессознательные коннотации страха, которые все время действуют в наших душах и оказываются важными детерминантами в течение всей нашей жизни. Страх, к примеру, определяется как «тревога или смятение, вызванные ожиданием опасности, боли, беды». Мы не осознаем, что чувствуем страх каждый день, но бессознательно он все время грызет нас.

Древний Индоевропейский корень слова «страх» (fear) – per, означающий «проходит, путешествовать», который породил в английском языке такие слова как угроза (peril) и опыт, ощущение (experience) опыт в смысле путешествия по жизни. Из этого же корня в староанглийском языке возникло слово var, означавшее засаду. Эта же идея содержится в старонемецком языке верхних земель, faren, означающее залечь в ожидании. Исходное значение слова «страх», таким образом, рассматривается, как опасность попасть в засаду во время путешествия. Ранее мы говорили о концепции внезапного нападения – именно так большинство из нас рассматривает причину заболевания - путешествуем это мы по жизни, думаем о своих делах, и тут нас внезапно поражает болезнь. Это то, чего мы боимся и никогда не знаем, когда такое может случиться.

Вместо того чтобы постараться реструктурировать наши жизни, чтобы предотвратить заболевание, мы делаем пожертвования в такие организации как «Общество артрита», «Общество диабета», или «Раковое общество», как некоторую форму страховки, думаем, что если нас внезапно поразит одна из этих болезней, то лучшей защитой будет то, что ученые открыли в области их лечения. Но если бы мы путешествовали осторожно, то, может быть, избежали бы засады. Если мы путешествуем небрежно, рискованно, то эту засаду мы точно на себя навлечем. И тогда нас будет преследовать ужасный страх, страх смерти и неизвестности24. Этот страх преследовал нас с момента, когда нас жестоко разделили с матерью при рождении.

Когда мы тестируем кого-либо и обнаруживаем недостаточную активность тимуса, мы знаем, что глубоко внутри кроется постоянный страх того, что во время нашего жизненного путешествия беда может прийти неожиданно – страх и неуверенность, потому что человек не знает, когда он может попасть в засаду, которая устроила ему болезнь и, в конечном счете, даже погибнуть. Некоторые люди признают это и реагируют на такой страх тяжелой работой по его преодолению. Другие говорят: «Никогда не знаешь, когда тебя припечет, так для чего все эти старания? Все равно от чего-нибудь умру, так хоть свое взять и получить удовольствие (от курения, например)». Но помните: «Боящийся не живет». Сколько будет такой страх действующим фактором, столько наш тимус не будет нормально работать. У нас никогда не будет настоящей жизненной энергии. Мы будем живыми, но настоящей жизнью это будет не назвать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: