И.Ньютон. Цель урока: систематизировать знания учащихся, полученные при изучении третьего закона Ньютона

Урок 29/9. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

Цель урока: систематизировать знания учащихся, полученные при изучении третьего закона Ньютона.

Тип урока: решение задач.

Оборудование: микрокалькулятор.

План урока: 1. Вступительная часть 1-2 мин.

2. Опрос 15 мин.

3. Решение задач 15 мин.

4. Самостоятельная работа 10 мин.

5. Задание на дом 2-3 мин.

II. Опрос фундаментальный: 1. Третий закон Ньютона.

Задачи:

1. Коробка массой М подвешена на нитке к потолку комнаты. Внутри коробки на легкой пружине подвешен груз массой m. Нитку пережигают. Найти ускорение груза и ускорение коробки сразу после пережигания нитки.

2. Пробковое тело объемом V всплывает с ускорением со дна аквариума с жидкостью. Чему равна сила давления аквариума на опору? Масса аквариума с жидкостью равна М.

3. С каким ускорением движется прямоугольный аквариум длиной 30 см, если разность уровней воды между его противоположными стенками равна 6 см?

Акселерометр – прибор для измерения ускорения. Можно ли в качестве акселерометра использовать заполненную жидкостью U-образную трубку; согнутую под прямым углом трубку?

Вопросы:

1. Почему неподвижен стул, на котором сидит ученик?

2. Почему неподвижна Земля, на которой стоит здание?

3. Почему человек может ходить по Земле? Неподвижна ли при этом Земля?

4. По достоверным сведениям, однажды барон Мюнхгаузен, увязнув в болоте, вытащил сам себя за волосы. Какие законы физики сумел нарушить барон?

5. Изобразите сущность 1-го, 2-го и 3-го законов Ньютона средствами пантомимы.

6. Изобразите рисунок, на котором будут присутствовать три пары сил, равных между собой по третьему закону Ньютона.

7. Вертолет, находившийся на горизонтальной поверхности земли, поднялся и остановился на небольшой высоте над землей. Когда вертолет действовал на землю с большей силой?

8. На правой чашке чувствительных весов установлена тонкая вертикальная палочка, у ее нижнего конца сидит паучок. На другой чашке находится груз, уравновешивающий весы. Нарушится ли равновесие весов, если паучок будет равномерно подниматься по палочке; равномерно опускаться; двигаться с ускорением?

III. Вопросы:

1. О ветровое стекло движущегося автомобиля ударилась оса. Сравнить силы, действующие на осу и автомобиль во время удара.

2. Человек тянет за конец веревки, другой конец которой привязан к крюку, забитому в стену. Какие силы действуют на крюк?, на участки веревки А и В? Назовите силы "действия" и "противодействия". Что изменится, если роль крюка будет играть другой человек? Каково будет натяжение троса, если один человек будет тянуть за веревку с большей силой, чем другой?

3. Два человека тянут веревку в противоположные стороны с силами по 100 Н каждый. Разорвется ли веревка, если она выдерживает 120 Н? Каким образом можно разорвать веревку?

4. На весах уравновешен неполный сосуд с водой. Нарушится ли равновесие весов, если в воду опустить палец так, чтобы он не касался дна и стенок сосуда?

5. Объясните, почему пролетающий над вами самолет «продавливает» землю на несколько микрон?

IV. Решение тренировочных задач.

Необходимо помнить, что все три закона Ньютона имеют такой простой вид и форму только в ИСО (их могут применять в том виде, в котором мы их получили, только наблюдатели в ИСО).

Задачи:

1. Четыре тела массами m, 2m, 3m и 4m, связанные невесомыми нерастяжимыми нитями, движутся под действием силы F. Найдите ускорение тел и натяжение нитей, если m = 1 кг, F = 20 Н.

Тела, соединенные нерастяжимой и невесомой нитью можно соединять друг с другом, а сплошное тело разъединять невесомыми и нерастяжимыми нитями!!!

V.

1. Подготовка к контрольной работе № 3.

2. Используя третий закон Ньютона, объясните, почему мы можем ходить по земле.

3. Вообразите мир, в котором не выполняется третий закон Ньютона. Чем еще интересен этот мир?

"Мы слишком много знаем, но слишком мало понимаем"

А. Эйнштейн

Урок 30/10. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3

Происхождение приложенной силы может быть различное: от удара, от давления, от центростремительной силы.

И.Ньютон

Урок 31/11. СИЛЫ В ПРИРОДЕ

Цель урока: дать представление о силе упругости. Распространить решение прямой и обратной задачи механики на случай движения тела под действием силы упругости.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: набор пружин с держателями, набор грузов, линейка демонстрационная, штатив универсальный, модель для изучения деформаций.

План урока: 1. Вступительная часть 1-2 мин.

2. Опрос 10 мин.

3. Объяснение 20 мин.

4. Закрепление 10 мин.

5. Задание на дом 2-3 мин.

II. Работа над ошибками, допущенными при выполнении контрольной работы.

Опрос фундаментальный: 1. Самое важное в 4-ой главе. 2. Значение законов Ньютона.

Задачи:

1. Обезьяна массойm висит на нижнем конце длинной лианы на высоте Н над землей. Кусок лианы массы М обрывается. Обезьяна начинает карабкаться вверх, оставаясь, все время на высоте Н. Через какое время лиана коснется земли?

2. Автодрезина везет две платформы с грузом, развивая силу тяги 800 Н. Масса первой платформы 12 т, второй 8 т. С какой силой натянуто сцепление между вагонами. Трение не учитывать.

Вопросы:

1. Забить гвоздь в фанерную стенку трудно – при ударе фанера прогибается. Однако гвоздь удается забить, если с противоположной стороны стенки поместить массивное тело, например, топор. Как это объяснить?

2. Под действием какой силы прогибаются рельсы при движении по ним железнодорожного состава?

3. Два тела различной массы, связанные нитью, движутся с ускорением по горизонтальной поверхности под действием силы . Зависит ли сила натяжения нити от того, к какому из тел она приложена?

4. К динамометру с двух сторон через два неподвижных блока подвешены два груза по 1 кг каждый. Что покажет прибор?

5. В известных опытах О. Герике с магдебургскими полушариями с каждой стороны полушарий впряглось по 8 лошадей. Получилась ли бы более сильная тяга, если прикрепить одно полушарие к стенке, а к другому припрячь 16 лошадей?

ΙΙΙ. Четыре типа фундаментальных взаимодействий (повторение). Сила – причина изменения скорости тела (причина ускорения). Какие силы вы знаете? Силы упругости и силы тяготения (растяжение пружины, падение тела, груз на пружине). Первые действуют непосредственно при контакте, вторые – через пустое пространство. Силы трения (демонстрация). Электрические и магнитные силы (демонстрация).

Все эти силы, проявление двух сил природы – гравитационных или электромагнитных (еще два вида сил действуют внутри атомного ядра).

Какие тела участвуют в гравитационном взаимодействии? В электромагнитном? Участвуют ли в гравитационном взаимодействии атомы, из которых состоят тела? А в электрическом? Демонстрация модели твердого тела (шарики на пружинах). Электромагнитная природа силы упругости.

Деформацияизменение взаимного положения множества частиц тела, приводящее к изменению его размеров и формы.

Виды деформаций (демонстрация). Причина деформации – сила. Деформация растяжения. Абсолютное и относительное удлинение. Сила упругости ( упр).

∆ℓ = Fд = k ∆ℓ

Закон Гука: "Каково удлинение, такова и сила".

Сила упругости ( упр) - свойство тела противодействовать изменению его размеров и формы, измеряемое при малых деформациях растяжения и сжатия произведением коэффициента жесткости тела на его абсолютное удлинение.

Силы реакции опоры / / и сила натяжения нити / /.

«Паспорт» силы упругости:

Природа (электромагнитная);

Модуль (Fупр = k·∆ℓ);

Точка приложения (точка касания деформированной пружины с телом);


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: