Содержание
Обозначения и сокращения………………………………………………….3
Введение…………………………………………………………………….……4
1 Криминологическая характеристика организованной преступности… 10
1.1 Понятие и общая характеристика организованной преступности……..10
1.2 Обстоятельства, способствующие организованной преступности…….33
2. Предупреждение организованной преступности …………………………...46
2.1 Меры предупреждения организованной преступности…………………...46
3 Транснациональная преступность и проблемы борьбы с ней…….60
3.1 Основные тенденции развития транснациональной преступности и ее общественная значимость……………………………………………………….60
3.2 Проблемы борьбы с организованной преступностью в зарубежных странах…...77
Заключение………………………………………………………………………..103
Список использованной литературы…………………………………………..113
Приложения……………………………………………………………………….119
Обозначения и сокращения
В настоящей диссертации применены следующие обозначения и сокращения:
|
|
АФП – Агентство финансовой полиции Республики Казахстан, в 2003 г. преобразованное в Агентство Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция);
ГСК – Государственный следственный комитет Республики Казахстан;
ГУВД – Главное Управление внутренних дел;
ГУБОП - Главное Управление по борьбе с организованной преступностью МВД Республики Казахстан;
Девятые подразделения – подразделения МВД Республики Казахстан по борьбе с экономическими преступлениями (упразднены в 2004 г.);
Каз.ССР – Казахская Советская Социалистическая Республика;
КНБ – Комитет национальной безопасности Республики Казахстан;
МВД – Министерство внутренних дел;
ОВД – органы внутренних дел;
ОПГ – организованная преступная группа;
ОПС – организованное преступное сообщество;
ОПФ – организованное преступное формирование;
РК – Республика Казахстан;
СНГ – Содружество независимых государств;
УБОП – Управление по борьбе с организованной преступностью ГУВД, УВД, УВДТ и МВД Республики Казахстан;
УВД – территориальное Управление внутренних дел;
УВДТ – Управление внутренних дел на транспорте;
УК – Уголовный кодекс;
УПК – Уголовно-процессуальный кодекс;
КПСиСУ – Комитет по правовой статистике и специальным учётам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан;
Шестые Управления (подразделения) – подразделения Шестого Департамента МВД Республики Казахстан, осуществляющие функции борьбы с организованной преступностью, бандитизмом, терроризмом и религиозным экстремизмом;
|
|
Шестой Департамент – Шестой Департамент МВД Республики Казахстан, осуществляющий функции борьбы с организованной преступностью, бандитизмом, терроризмом и религиозным экстремизмом.
Введение
Актуальность темы исследования. Указывая на необходимость обеспечения законности и правопорядка, Президент страны Н.А. Назарбаев отметил: «Необходимо установить абсолютное верховенство закона и защитить законопослушных граждан от преступности. Напротив, применить всю силу власти и закона к тем, кто обеспечивает себе безбедное существование противозаконным путём» [1; 2; 3].
В этот период особое внимание уделяется укреплению правовой основы государства и общества, усилению борьбы с преступностью и нарушениями законности, обеспечению прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией страны.
Вместе с тем, проблемы борьбы с преступностью (46,4%) и коррупцией (47,1%) по-прежнему остаются наиболее острыми и беспокоят почти половину населения страны, доминируя в числе наиболее социально значимых проблем казахстанского общества [4, с.20-21].
Эти проблемы затрагивались нами в научных статьях [5] и нашли детальное освещение в настоящем исследовании.
Организованная преступность сегодня представляет собой одну из наиболее реальных и опасных криминогенных угроз для казахстанского общества. Сегодня государству и обществу противостоят устойчивые криминальные структуры, cтремящиеся поставить себя над законом, имеющие систему собственной защиты от социального и правового контроля, основывающуюся на насилии и коррупции. Организованная преступность обеспечивает существование и развитие «теневой» экономики, порождающей огромные финансовые потоки, не контролируемые ни государством, ни обществом. Аккумулированные в руках организованных преступных формирований огромные финансовые средства используются для воспроизводства и развития организованной преступности, укрепления её финансовой мощи и влияния в обществе. Добываемые преступным путём финансовые средства стимулируют коррупцию в государстве, используются организованными преступными формированиями для подкупа чиновников государственных органов в обмен на покровительство и обеспечение безопасности своей противоправной деятельности. Помимо традиционных видов организованной преступной деятельности (рэкет, контроль рынка наркотиков, азартных игр, проституции и т.п.), в последние годы организованные преступные формирования перешли к тактике легализации своей деятельности, проникновения в легальный бизнес и властные структуры. Организованная преступность активно расширяет своё присутствие в легальном бизнесе, подрывает основы честного предпринимательства и препятствует осуществлению рыночных реформ. Происходит проникновение представителей организованной преступности в органы власти и управления, общественные объединения и политические партии, что создаёт угрозу криминального заражения этих структур и их пополнения представителями преступной среды. Появилась опасная тенденция сращивания представителей организованной преступности с экстремистскими и террористическими организациями, вынашивающими планы нарушения территориальной целостности, изменения государственного устройства и конституционного строя Республики Казахстан на религиозной и националистической почве. Бытующие в обществе негативные издержки рыночных отношений приводят к подмене духовных ценностей, что постепенно делает образ организованной преступности привычным и привлекательным для определённой части общества, в первую очередь – для молодёжи. Безнаказанность представителей организованной преступности подрывает доверие населения в способность власти навести порядок и защитить их законные права и интересы.
|
|
Деятельность организованных преступных формирований и тенденции развития организованной преступности реально угрожают национальной безопасности и экономическому росту страны, объявленным долгосрочными приоритетами в послании Президента Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Казахстан-2030», что требует принятия адекватных упреждающих мер на основе исследования современного состояния этого антисоциального явления.
Естественно, что наука, изучающая преступность и разрабатывающая средства и меры борьбы с ней, не может оставаться в стороне от решения этой задачи. Уголовно-правовая, уголовно-процессуальная, криминологическая, криминалистическая науки, теория оперативно-розыскной деятельности, другие отрасли права на современном этапе должны сосредоточить свои усилия на разработке эффективных средств и методов борьбы с организованной преступностью - каждая в рамках своего предмета и объекта. Значимую роль в решении этой задачи играет криминология, которая способствует эволюции классических понятий института соучастия, теории уголовного права на основе изучения и анализа современного состояния организованной преступности. При этом совпадение объекта познания при различии предмета наук и задач не противоречит логике научного исследования и ведёт к взаимному обогащению различных наук, интеграции научных знаний.
Изучение вопроса показывает, что большая часть исследований организованной преступности проводилась в начале-середине 90-х годов, когда это явление только зарождалось и проявилось в нашей стране. Некоторые отечественные исследователи тех лет откровенно признавали: «Сегодня об организованной преступности мы, к сожалению, знаем сравнительно мало»[6].
Поэтому нельзя не согласиться с учёными, которые справедливо, на наш взгляд, полагают, что сегодня в Казахстане имеются все предпосылки для системного изучения и переосмысления проблем организованной преступности:
|
|
· правоохранительными органами страны накоплен опыт борьбы с организованной преступностью, анализ которого позволит корректировать законодательство;
· необходимы изучение и анализ правоприменительной практики за период действия нового уголовного закона с целью выработки предложений по корректировке и совершенствованию его норм;
· за последние годы произошло качественное изменение организованной преступности, что надо учесть для выработки дальнейших мер борьбы с ней;
· организованную преступность по степени опасности для общества ставят на второе место после войн [6,с.349], тем не менее отмечается недооценка социальной опасности организованной преступности, которая от традиционной незаконной деятельности в сфере рэкета, наркобизнеса, проституции и др. перешла к легализации своих преступных форм, планомерному проникновению в легальную экономику, на различные этажи власти в государственных и общественных институтах.
Всё это послужило предпосылкой для настоящего исследования, переосмысления феномена организованной преступности и путей борьбы с этим антисоциальным явлением в нашей стране.