Конструктивистский эпос» Дж. Дос Пассоса («Манхэттен», «США»)

Дос Пассос (1896-1970) - американский прозаик, романист, драматург, публицист, историк, культуролог. Один из классиков литературы XX в.

Его отличает особая чуткость к социально-экономической жизни общества, к тем общественным факторам, которые «детерминируют» героев, нередко выступающих как жертвы обстоятельств, тяготение к широким панорамам, к многофигурной композиции. Писателю вообще был свойствен социологический уклон. Вместе с тем Дос Пассос был чуток к новым художественным веяниям, обогащал саму романную форму, оригинально усваивая и используя авангардистские приемы в искусстве. Это показало его крупное произведение «Манхэттен» (1924), задуманный как «коллективный роман». В центре его было изображение многообразной, «калейдоскопической» жизни огромного города Нью-Йорка и его делового центра - Манхэттена, построенное как серия эпизодов и сцен. Как чередование авторского повествования с голосами героев действовало несколько десятков его обитателей, данных фрагментарно, почти пунктирно. Стремясь показать жизнь героев в движении, Дос Пассос постоянно переключает внимание с одного персонажа на другой.

ПАССОС «США»

В трилогию вошли романы «42 параллель», «1919» и «Большие деньги» (1936, на русский не переведен). В них дается обобщающая картина жизни Америки в первые три десятилетия XX в.: «42 параллель» — подъем рабочего движения в США; «1919» — первая мировая война и воздействие Октябрьской революции; «Большие деньги» — мировой кризис 1929 г.

Каждый роман складывается из четырех элементов, чередующихся в определенной последовательности — портреты литературных героев, биографии исторических личностей, «Новости Дня» (газетные сводки) и «Камеры обскуры» (авторские отступления). Развитием сюжета движет не судьба того или иного героя, а ход истории, воплощенный в документальном материале («Новости Дня» воссоздают на основе документов исторический фон эпохи) и в биографиях исторических деятелей. Все вместе это выявляет главные тенденции развития американской цивилизации, идущей, по мнению автора, к кризису.

Построение биографии каждого из литературных героев, несмотря на некоторые различия, строго следует определенной схеме, напоминающей социологическую анкету: указывается место и дата рождения, занятия родителей, образование, увлечения, семейное положение.

Трилогия и завершается таким крахом, величайшей неудачей Америки — кризисом 1929 г. Ураган проносится над 42-й параллелью, человек не в состоянии справиться со стихией, он лишь игрушка в руках слепых сил, господствующих в мире и по сути вершащих историю.

Для размышления по билету: Конструктиви́зм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — первой половине 1930 годов.

Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. Характерные памятники конструктивизма — фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны указанного времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: