Жанр святочного рассказа: А. Погорельский и Э.Т.А. Гофман

Теоретические вопросы:

1. Особенности поэтики и композиции повести А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

2. Какие черты характера мальчика и особенности восприятия мира ребенком показаны А. Погорельским? Что переживает и о чем думает Алеша? Какими видятся автору истоки детских грез?

3. Чьи точки зрения представлены в сказочной повести? Какова авторская точка зрения?

4. Почему произведения А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» можно отнести к жанру «святочного рассказа»? Как в этом тексте реализуется идея «рождества»?

Практическое задание:

1. Проанализируйте, в каком времени и пространстве разворачиваются события произведения (абзацы 1–7)? Какими художественными средствами задаются эти художественные характеристики?

2. Опишите, каким создан бытовой мир жизни Алеши? С чьей точки зрения он подан? Чем волшебный мир отличается от реального? Проследите путь Алеши и Чернушки во время 1-го и 2-го путешествий в подземное царство. Где граница реального и фантастического? Как в произведении создается образ чудесного?

3. Сравните художественные особенности произведения А. Погорельского и Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Обозначьте интертекстуальные связи в этих произведениях.

4. Раскройте понятия: чудесное, фантастическое, детское сознание, интертекстуальность.

Литература:

1. Путилова Е.О. Детское чтение для сердца и разума. Очерки по истории детской литературы. – СПб., 2005.

2. Петровский М.С. Книги нашего детства. – М., 1986.

3. Тимофеева И.Н. 100 книг вашему ребенку. – М., 1987.

Практическое занятие № 15

Жанр зооморфной беллетристики в литературе для детей

Теоретические вопросы:

1. Эволюция жанра зооморфной беллетристики: деятельность научно-популярных журналов «В мастерской природы», «Воробей» («Новый Робинзон»).

Практическое задание:

1. Покажите развитие антиномии «человек/животное» в различных социокультурных условиях (на материале рассказов В. Дурова «Звери дедушки Дурова»; А. Чехова «Каштанка», «Белолобый»;
А. Куприна «Белый пудель», «Ю-ю»; Л. Андреева «Кусака»).

2. Продемонстрируйте примерами из текстов реализацию идеи «вины» перед миром животных в творчестве современных авторов
(Г. Троепольский «Белый Бим Черное Ухо», С. Романовский «Град», «Белый конь», Г. Снегирева «Верблюжья варежка», «Медвежата с Камчатки»; Ю. Дмитриев «Человек и животные»).

Литература:

1. Минералова И.Г. Практикум по детской литературе. – М., 2001.

2. Детские журналы о природе.

Практическое занятие № 16


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: