Параметры | Содержание |
Основные идеи | Суть оперантного научения состоит в том, что подкреплённое поведение стремится повториться, а поведение неподкреплённое или наказуемое имеет тенденцию не повторяться или подавляться. Поведение человека может меняться в течение жизни. Поведение формируется исключительно внешними подкреплениями. Личность – это набор форм поведения, которые характерны для данного человека. |
Основные понятия | Поведение, респондентное и оперантное научение, подкрепление, поощрение, наказание. |
Методы исследования | Наблюдение, лабораторный эксперимент, экспериментальный анализ поведения |
Факторы развития | Социальный фактор, научение |
Индивидуальные различия | Индивиды отличаются своим поведением в силу различий прошлого подкрепления. |
Развитие личности | Дети постигают, какое поведение приведёт к позитивному подкреплению, а какое к наказанию, и соответственно реагируют. На это научение влияют контроль над стимулами и режимы подкрепления. Взрослое развитие объясняется в соответствии с теми же принципами, что и детское. Оно строится на более раннем научении. |
Достоинства теории | Признаёт значительное влияние ситуации и параметров среды на поведение Систематические эмпирические исследования Уважение к научной методологии и доказательности Привела к созданию важных процедур для изменения поведения |
Направления критики теории | Упрощённое понимание личности и её поведения Отрицание внутренних источников поведения личности Разрыв между теорией и практикой |
Таблица № 17