Зарубежный опыт обслуживания пожилых и престарелых людей

1. Учреждения и услуги для пожилых и престарелых людей

Современные демографические данные неукоснительно свидетельствуют о росте числа

пожилых и престарелых людей. Например, по данным американских исследований, число людей

пожилого возраста в США в 1900 году составляло 4% населения. К 1980 году число лиц старше 65

лет удвоилось и превысило 25 миллионов человек. По прогнозам авторов к 2020 году старых аме-

риканцев будет уже более 50 миллионов человек, что составит 17,3% населения. Аналогичные

данные можно привести и по другим промышленно развитым странам.

Распространено мнение, что наиболее существенным фактором старения населения явля-

ется снижение смертности и увеличение продолжительности жизни. Однако многие авторы видят

главную роль в этом процессе в снижении уровня рождаемости.

К проблеме старости специалисты подходят также с разных точек зрения: хронологиче-

ской, социальной, биологической, физической, функциональной и др. В США традиционно воз-

раст в 65 лет считается точкой отсчета. Однако эта цифра отнюдь не может применяться в качест-

ве универсального мерила, поскольку не только в США, но и во многих странах меняется возраст

ухода на пенсию. К тому же, как не раз отмечалось выше, досрочный уход на пенсию стал весьма

обычным явлением.

Очевидно, что лица старшего возраста не могут рассматриваться как однородная группа.

Американские ученые считают, что в ней можно выделить четыре подгруппы:

1. пожилые люди – 55 – 64 года;

2. старые люди – 65 – 74 года;

3. очень старые люди – 75 – 84 года;

4. престарелые люди – 85 лет и выше.

Основные проблемы указанных групп людей связаны со здоровьем, материальным поло-

жением, занятостью и жильем. Вполне естественно, что с ростом их числа, особенно старых и

престарелых, возрастает необходимость их медицинского и социального обслуживания. Это соз-

дает серьезную проблему для «государства всеобщего благосостояния». Хотя некоторые эксперты

утверждают, что расходы на заботу о пожилых людях растут не в результате увеличения этой доли

группы среди населения, а вследствие общего удорожания медицинского и социального обслужи-

вания на душу населения.

Основные системы по оказанию наиболее важных видов услуг пожилым и престарелым

людям получили название «формальных» и «неформальных». К формальным услугам относятся

государственные, благотворительные, частные учреждения и агентства, а к неформальным – чле-

ны семьи, друзья и соседи. Характерная особенность оказания формальных услуг в развитых за-

падных странах и США в том, что они оказываются по месту жительства пожилых и престарелых

людей.

Так, в 1992 году парламент Швеции принял решение об осуществлении национальной про-

граммы помощи пожилым людям, по которой вся ответственность по целому ряду аспектов, в том

числе и расходы по стационарному и полустационарному обслуживанию и по организации специ-

ального жилья ложится на местные органы власти. Социальные работники в Великобритании в

настоящее время также стараются внедрять различные направления работы с пожилыми людьми

по месту их проживания. В США в 70-е гг. были выделены дотации на осуществление исследова-

тельских программ для престарелых, включая организацию дневных центров по уходу. Смысл

эксперимента состоял в том, чтобы изыскать более дешевые альтернативы уходу на дому.

В Великобритании, где центры дневного ухода за престарелыми лицами появились в 60-х

гг., в основу их организации была положена более гибкая концепция, а ожидаемые результаты не

связывались с материальной стороной дела. Они были созданы для расширения объема услуг в

рамках общины. К 1980 г. было открыто уже 617 центров дневного ухода, что позволило облег-

чить изолированность старых и одиноких людей. Обычно в таких центрах есть кафе, парикмахер-

ская, мастерские, работают в них и сотрудники, которые помогают продолжить образование.

Центры дневного ухода в США, хоть и опирались на британскую модель, имели принци-

пиальные отличия. Предполагалось разделить медицинскую и социальную сторону долговремен-

ного ухода. То есть в них обслуживались пожилые люди, которые нуждались в уходе в дневное

время, но не нуждались стационарном уходе. В такие услуги, наряду с прочими, включались орга-

низация питания, личный уход, отдых, учеба, восстановление физических и профессиональных

способностей и медицинское обслуживание. В последние десятилетия в Америке много усилий

было направлено на увеличение числа центров дневного ухода и увязывание их в единую сеть ус-

луг в рамках общины.

В настоящее время, кроме центров дневного ухода, в зарубежных странах существуют уч-

реждения, которые предлагают не только временное, но постоянное проживание.

Например, в Швеции, это дома для пожилых с широким спектром услуг по уходу и лече-

нию лиц, не желающих проживать дома. Одним из принципов обслуживания пожилых в этой

стране является принцип свободы выбора, в частности сохранение за пожилыми людьми права на

свободу выбора жилья. Если человек хочет жить у себя дома он должен иметь такое право, даже

если при этом возрастает потребность в получении помощи. Люди, которые очень нуждаются в

уходе и не желают (или не способны) жить в обычных домашних условиях, должны иметь воз-

можность выбрать проживание в «особых условиях». Дома для пожилых – это традиционная фор-

ма услуг, и многие пожилые по-прежнему отдают ей предпочтение в Швеции.

В Великобритании временное или постоянное проживание предлагают пансионаты, боль-

шинство из которых предназначено для пожилых, не имеющих семей и за которыми родственники

не имеют возможности ухаживать.

В конце 60-х гг. в Швеции были построены первые, так называемые «дома сервиса». По

замыслу их создателей в такие заведения пенсионеры могли бы переезжать еще в дееспособном

возрасте и по мере возникновения необходимости получать в возрастающем объеме помощь и ле-

чение. Однако, развитие событий пошло несколько по-иному. Расширение сферы услуг на дому, а

также улучшение жилищных условий в целом привели к тому, что все большее число людей

предпочитало оставаться дома как можно дольше. Поэтому просьба о переезде в «дом сервиса»

поступает, как правило, уже тогда, когда потребность в уходе значительно возрастает.

«Дом сервиса» представляет собой квартиры, в которых группа пожилых вне зависимости

от родства проживают совместно. В этих квартирах или в непосредственной близости находится

персонал, который круглосуточно может предоставлять помощь. Групповое проживание возникло

как элемент развития открытых форм лечения и ухода для лиц с психическими расстройствами

физическими заболеваниями, нарушениями двигательных функций, а также людей в состоянии

старческого маразма.

Формы организации таких квартир различны и зависят, в частности, от потребностей про-

живающих в лечении. В определенных случаях групповое проживание является временным реше-

нием, этапом в подготовке к абсолютно самостоятельному проживанию. В других случаях такие

квартиры становятся местом постоянного проживания.

Подобная форма ухода за пожилыми людьми имеется и в Великобритании. Там она назы-

вается «смягченные условия проживания». Предназначены такие условия для активных пожилых

лиц. На деле это группа небольших домов, квартир или коттеджей, где жильцы могут жить неза-

висимо. В случаях необходимости приходит опекун. Такими опекунами могут быть патронажные

работники, которые выступают как помощники, посредники между семьей и престарелым челове-

ком.

Заслуживают внимания приюты семейного типа для пожилых и престарелых лиц, прожи-

вающих вне семьи в США. Они получили большое распространение. Они могут быть различной

формы, но общие черты в них следующие:

1. помощь оказывается частным лицом, предоставляющим свой дом, но не являющимся род-

ственником;

2. за определенную плату пожилому человеку предоставляется комната, помощь в преодоле-

нии трудностей, защита, обеспечение лекарствами;

3. приют должен быть небольшим для создания теплой семейной атмосферы;

4. наблюдение и контроль попечительства осуществляется профессионалами из штата агент-

ства, которое руководит этой программой обслуживания пожилых лиц.

Из перечисленных элементов неизменным остается лишь первый, остальные же варьиру-

ются. Например, в одном приюте может 2-4 старика, а в другом – 10. Нет строгих критериев отбо-

ра лиц, оказывающих помощь. В некоторых штатах не предъявляется высоких требований для

подготовки персонала, другие же, напротив, уделяют обучению персонала большое внимание.

Частота контрольных визитов штатных работников также различна. Одни программы предлагают

еженедельный контроль, другие – ежемесячный.

Дома для престарелых людей семейного типа обслуживают, главным образом, три катего-

рии населения: психически больных, умственно отсталых, старых и больных людей. Такие учреж-

дения представляют собой нечто среднее между государственным приютом и семьей. Они предна-

значены для, тех, кто не может жить самостоятельно. Их преимущества по сравнению с государст-

венными приютами в том, что в них создается теплая семейная атмосфера, есть возможность ин-

дивидуального ухода, возможность общаться и поддерживать отношения с семьей. В них также

ниже стоимость услуг, чем в специализированных государственных приютах. К этим приютам

благожелательно относятся люди, проживающие рядом, чего нельзя сказать о других формах ор-

ганизации приютов.

Приюты семейного типа возникли в США в 1979 году по инициативе Министерства здра-

воохранения и социальных служб. С тех пор многие государственные органы работают по данной

программе.

Обычно в таких приютах работают женщины средних, имеющие высшее образование и

мотивами их деятельности являются: альтруизм, желание заботиться о ком-либо, бегство от оди-

ночества. Мотивом могут быть и деньги, но обычно эти люди долго не задерживаются на такой

трудной работе. Работающим женщинам платят из средств клиента (пенсии, пособия). Но, если у

клиента нет постоянного дохода, существуют другие формы оплаты, например, спонсорские вкла-

ды. В последние годы в США наметилась тенденция расширения категорий обслуживаемых в

приютах семейного типа, а также дифференциация этих приютов по категориям клиентов.

И все-таки, как было отмечено ранее, очень многие пожилые люди хотят жить дома. В рас-

сматриваемых странах развита социальная система помощи пожилым и престарелым на дому. Эта

система включает уход и лечение. Например, в Швеции после соответствующей проверки пожи-

лому человеку оказывается помощь в уборке, приготовлении пищи, личном уходе, покупке про-

дуктов. Лечение на дому осуществляется медицинскими сестрами, сиделками, врачами, работаю-

щими в определенной больнице или поликлинике, к которой «прикреплены» их пациенты.

Значительную часть потребностей пожилых людей в уходе и лечении обеспечивают их

родственники, оказывая помощь на неформальной и порой взаимной основе. В определенных слу-

чаях родственникам может выплачиваться компенсация от местных органов власти.

В заключении можно сказать, что вопрос об оказании услуг старикам в настоящее время и

в перспективе в развитых зарубежных странах будет заключаться в том, как сочетать формальный

и неформальный уход в домашних условиях, в общине и стационарах.

2. Шведский опыт обслуживания пожилых людей в сельской местности

В малонаселенных районах Швеции, преимущественно в сельской местности, муниципа-

литеты сталкивались с трудностями в предоставлении населению социальной помощи, обуслов-

ленными отдаленностью. Попытка найти решение этой проблемы привела к привлечению почто-

вой службы к непосредственному участию в оказании социальной помощи пожилому населению в

сельской местности.

В настоящее время в сельских районах шведские почтальоны кроме своих обязанностей за

дополнительное вознаграждение выполняют ряд функций, связанных с задачами социальной

службы. Традиционно сельские почтальоны, передвигаясь по участку на машинах, выступают в

качестве мобильного почтового отделения: доставляют почту, принимают, оформляют и выплачи-

вают денежные переводы, банковские вклады, продают конверты, принимают телеграммы, посыл-

ки и осуществляют другие почтовые дела прямо по месту жительства.

Каждый сельский почтальон, выполняя эти свои обычные обязанности, встречается на его

территории с людьми, по крайней мере, несколько раз в месяц. В связи с этим он хорошо пред-

ставляет себе не только жилищные условия, но и потребности пожилых людей в социальной по-

мощи. Он, в частности, может первым заметить ухудшение здоровья и потребность в медицинской

помощи. Может увидеть, насколько ухожен дом, есть ли дрова, кто приносит воду, нужна ли ма-

шина для поездок и не требуется ли помощников по дому, сиделок. При участии сельской почто-

вой службы пожилые люди могут получать в более полном объеме социальную помощь, и в этом

случае отодвигается срок их переселения в дома престарелых, они могут дольше жить в собствен-

ном доме, что благотворно сказывается на их самочувствии.

Организационно участие почтовой службы Швеции в оказании социальных услуг населе-

нию было оформлено в 1974 году специальным рамочным соглашение между Генеральным дирек-

тором почтовой службы и национальным Министерством социального обеспечения. Оно преду-

сматривало возможность заключения договоров на выполнение сельскими почтальонами части

социальной работы в обслуживаемой ими местности. В настоящее время эти договоры включают

следующие социальные услуги, выполняемые почтальонами.

1. Доставка товаров на дом. Почтальону делается предварительный заказ, общий вес которо-

го не должен превышать 10 кг. Товары обычно приобретаются в ближайшем к месту жи-

тельства магазине и доставляются в ходе ежедневной развозки почты.

2. Посещения на дому пожилых людей. Эти посещения выполняются почтальонами по тре-

бованию службы социальной помощи. Они могут иметь регулярный характер, если поч-

тальону поручена забота о пожилом и могут быть разового характера, например, в случае

необходимости заполнения какой-либо учетной формы.

3. Обслуживание контактов работников социальной службы с лицами, нуждающимися в по-

мощи. В этом случае почтальоны информируют муниципальные власти о положении и со-

стоянии пожилых и престарелых людей на своем участке.

Муниципалитеты ежегодно организуют специальные встречи с почтальонами с целью ин-

формирования их о задачах и особенностях социальной работы в предстоящем году. В свою оче-

редь сельские почтальоны ежегодно предоставляют отчет о домах и их владельцах на обслужи-

ваемом участке с приложением схемы проезда к ним. Этот отчет содержит детальную информа-

цию для работников социальной службы муниципалитета и составляет основу планирования по-

сещений пенсионеров социальными работниками.

Поскольку годичные отчеты не могут отражать текущие изменения в состоянии здоровья и

возникающие потребности в дополнительной помощи, сельским почтальонам вменяется в обязан-

ность в определенные дни и часы недели информировать социальных работников по телефону о

необходимости такой помощи. Кроме того предусмотрена экстренная телефонная связь с муници-

палитетом в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств, требующих незамедлительных

мер для оказания помощи пожилым и престарелым людям.

Муниципалитет за выполнение социальных услуг перечисляет почтовому отделению оп-

ределенную в договоре плату. За регулярные контакты с лицами, указанными в списке муниципа-

литета, почтальон получает ежемесячную плату. При разовых посещениях пожилых на дому, поч-

тальон получает вознаграждение за каждое такое посещение. Так же отдельно оплачивается каж-

дая доставка наборов товаров на дом пожилым и престарелым. При этом владелец магазина вно-

сит половину указанной платы.

Для того, чтобы сельские почтальоны могли достаточно квалифицированно выполнять от-

дельные функции социальной службы и выступать в качестве связующего звена между лицами,

нуждающимися в помощи и муниципалитетами, в Швеции была организована специальная подго-

товка сельских почтальонов к этой деятельности.

По мнению шведских специалистов, использование сил и возможностей почтовой службы

в сельской местности является хорошим способом улучшения социального обслуживания прожи-

вающего там пожилого и престарелого населения.

3. Хосписное обслуживание в США

Хоспис – это многопрофильная программа, предусматривающая систему помощи смер-

тельно больным людям в течение последних месяцев их жизни. Цель хосписа – создать условия

для больного и оказать поддержку его семье.

Хосписы в США начали организовываться с 1979 года. Обслуживание в них основано на

следующих принципах.

1. Наряду с больным человеком обслуживание охватывает и его семью. Членам семьи необ-

ходима помощь, чтобы подготовиться к надвигающейся утрате и справиться с шоком утра-

ты.

2. Хоспис скоре приносит временное облегчение, чем лечит. Формой лечения здесь является

контролирование боли и других симптомов, а не хирургическое вмешательство или другие

лечебные процедуры. Данная медицинская помощь требует современных знаний в области

управления реакциями больного и внимательного отношения к мелочам. Только тогда, ко-

гда контролируются различные симптомы, больной в состоянии воспринять социальную,

психологическую и духовную поддержку.

3. Хосписное обслуживание обеспечивается многопрофильной бригадой профессионалов:

врачей, медсестер, работников медицинской помощи на дому социальных работников,

священнослужителей и добровольцев. Действия всех специалистов координируются одним

из них чаще всего медсестрой или социальным работником. Директор хосписа по лечебной

работе выступает как консультант основного лечащего врача.

4. Хоспис отличается от обычно домашнего, стационарного и медицинского (на дому) ухода

за больным широким использованием труда добровольцев. Чтобы повысить качество жиз-

ни умирающего человека, доброволец, не связанный определенными обязанностями, мо-

жет проявить гибкость в решении многих проблем возникающих внутри семьи, например,

таких как потребность в юридической консультации или просто в дружеском визите.

5. Обслуживание в рамках хосписа осуществляется круглосуточно и семь раз в неделю. Если

даже члены семьи никогда не обращаются за помощью ночью, они должны быть уверены в

том, что с медсестрой или социальным работником всегда можно обсудить возникшие

проблемы и получить от них необходимую помощь.

6. Хоспис – это всеобъемлющая программа, предусматривающая оказание помощи незави-

симо от того, находится ли человек в больнице, приюте или дома. Больные не просто по-

падают из одних условий в другие, скорее, программа хосписа служит мостом между эти-

ми условиями жизни больного и предполагает ответственность за него везде, где бы он ни

был, обеспечивая тем самым непрерывный уход.

Движение сторонников хосписа уходит своими корнями в средние века, когда страннопри-

емные дома, а позже - монастырские гостиницы предлагали кров любому путешественнику, будь

он болен или здоров, сирота или умирающий. В Америке приоритет в оказании помощи умираю-

щему, которому некуда было обратиться, принадлежит сестрам ордена св. Доминика. Их заведе-

ния, построенные по английской модели стационарной помощи, возникли в конце 20 века. Они

действуют, и по сей день.

Однако большинство американских хосписных программ возникло не из модели стацио-

нарной помощи. Движение «американский хоспис», ставшее известным в начале 70-х гг. базиро-

валось на домашнем уходе. Упор делался на то, что больной может получить уход в семье и уме-

реть дома, пользуясь при этом поддержкой сотрудников хосписа.

К середине 1984 года на территории США действовало свыше тысячи программ по хоспи-

су. Некоторые полностью осуществлялись силами добровольцев, но большинство реализовыва-

лось силами штатного персонала и добровольцев. Самые первые программы хосписа предусмат-

ривали в основном только одну услугу – домашний уход. Эти программы не использовали стацио-

нарное (в больнице или приюте) лечение, и непрерывного ухода практически не было.

В настоящее время полная программа хосписа включает в себя три основные услуги: об-

служивание больного на дому, в стационаре и помощь семье пережить горе утраты.

После подтверждения безнадежного состояния больного медсестра или социальный ра-

ботник делает первоначальную оценку потребностей больного и его семьи, при наличии согласия

семьи составляется план соответствующих услуг. В первую очередь семью обучают, как справ-

ляться с физическими симптомами больного. После этого другие специалисты могут сосредото-

чить свои усилия на психологических, духовных, финансовых проблемах больного.

Для необходимой корректировки плана и уточнения состояния больного еженедельно про-

водятся совещания бригады хосписа. На любом этапе реализации программы семья имеет кругло-

суточный и ежедневный доступ к бригаде.

Обслуживание в стационарных условиях имеет двоякую цель: борьба с симптомами (об-

легчение состояния) и предоставление близким умирающего временной передышки. Если в до-

машних условиях невозможно контролировать симптомы больного или же семья нуждается в от-

дыхе от круглосуточного ухода, больному предоставляется место в больнице, приюте или другом

учреждении, осуществляющем исключительно программу хосписа. Обычно пребывание в стацио-

наре бывает недолгим – от семи до десяти дней максимум.

Цель третьего вида обслуживания – помощи после смерти – состоит в поддержке ближай-

ших родственников, с тем чтобы они могли выразить горе и пережить утрату. Иначе подавленное

горе может проявиться в деструктивном физическом или эмоциональном поведении. Помощь тем,

кто понес тяжелую утрату, имеет разную форму. Могут проводиться индивидуальные беседы до-

ма. Устраиваются также групповые занятия, которые носят социальный или терапевтический ха-

рактер. Помощь семье умершего осуществляется обычно в течение года или же до того момента

пока семья не справиться с утратой.

Социальные работники играют важную роль в бригаде хосписа, предоставляя больному и

его семье как прямые услуги в рамках хосписа, так и косвенные – выполняя свои административ-

ные функции. Заключение о психосоциальном состоянии семьи делается социальным работником

и рассматривается на совещаниях бригады. Основная обязанность социального работника состоит

в консультировании больного, а также семьи как до, так и после его смерти. Часто он выступает в

роли консультанта других членов бригады в период их работы с больным человеком и его семьей.

Социальный работник может также руководить действиями добровольцев и оказывать моральную

поддержку сотрудникам хосписа.

Финансовая база хосписа была укреплена, принятым в 1982 году Законом о налоговой и

финансовой ответственности. Этот Закон предусматривал возмещение расходов по хоспису для

лиц, пользующимся правом на бесплатную медицинскую помощь. Предоставление подобной ком-

пенсации: 1) создало основу для компенсации расходов приблизительно для 70% общего числа

всех больных, охваченных службой хосписа; 2) отменило систему оплаты в форме платы за услу-

гу, взимаемую с пациента, заменив ее предоплатой за каждого человека.

По данным американских страховых компаний и специалистов, хоспис экономически вы-

годен для граждан. В настоящее время, однако, среди различных групп, пользующихся компенса-

цией, существуют расхождения по вопросу о том, какие услуги необходимо компенсировать, ка-

ким должен быть уровень компенсации и как добиться того, чтобы качество обслуживания оста-

валось в центре внимания.

Первые 10 лет существования хосписа обозначили две основные проблемы. Первая связа-

на с критериями отбора в хоспис, которые лишают многих пациентов права пользоваться услуга-

ми хосписа. Вторая состоит в том что при всей стабилизации финансирования хосписа новый ме-

ханизм возмещения расходов, обеспечивая выгодность хосписов в смысле затрат на оплату услуг,

не учитывает при этом качества последних.

Большинство служб хосписа выдвигает в качестве условия получения помощи требование,

чтобы у потенциального пациента был человек (обычно близкий член семьи), который оказывал

бы основную помощь. Программа бесплатного медицинского обслуживания требует, чтобы, по

крайней мере, 80% всего хосписного обслуживания обеспечивалась на дому, тем самым, исключая

больных, у которых нет постоянной сиделки, и которым могут понадобиться услуги хосписа в ус-

ловиях стационара. По мнению специалистов, это несправедливо, поскольку одинокие люди в

наибольшей степени могут нуждаться в помощи хосписа.

Оказание качественной помощи по линии хосписа поставлено под вопрос в связи с введе-

нием системы компенсации, новой не только для хосписа, но и для всего американского здраво-

охранения. Начиная с 1982 года, когда была установлена фиксированная посуточная оплата, хос-

писы столкнулись с необходимостью решать, какие виды услуг следует предоставлять в рамках

тарифа. Так что, если больной нуждается в интенсивной медицинской помощи, вероятнее всего,

деньги пойдут именно на эти цели. Если не будет хватать средств, для проведения консультаций,

духовной помощи и поддержания условий добровольцев, программа хосписа может превратиться

в обычную службу по оказании помощи на дому смертельно больных людей. Без учета личности

человека вся философия и ценность хосписа ставится под вопрос. От того, как будут решаться эти

проблемы, зависит будущая судьба хосписа в Америке. Работники, занятые в сфере хосписа,

должны сделать систему услуг гибкой, чтобы она могла удовлетворять всех потенциальных кли-

ентов и обеспечить высокое качество их жизни, сверх медицинской помощи для каждого безна-

дежно больного человека, которого она обслуживает


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: