Грузы взависимости от вида, способа складирования и строповки подразделяют на несколько групп:
1. Сыпучие грузы (руда, уголь,песокидр.) перевозят смест добычи в места переработки, атакже хранят на складебез упаковки – навалом. Перегрузку этих грузов производят грейферным или магнитно-грейферным кранами.
2. Жидкие и полужидкие грузы перевозят в спец.емкостях (цистернах, ковшах,миксерах, бочках и т.п.). Эти грузы подразделяются на наливные, перевозимые вцистернах, бочках и т.п. (нефтепродукты, …)
- опасные, перевозимые в спец.таре или емкостях (кислоты, щелочи, …);
- расплавленные металлы, перевозимые вспец.ковшах и миксерах.
3. Тарно-штучные грузы – грузы правильной формы хранят и укладывают штабелями. Эту группугрузов подразделяют на следующие группы: металлы и металлоизделия; тарные штучные (штабелируемые и нештабелируемые). Металлы и металлоизделия черных металлов упаковывают всвязки и пакеты. Сюда же относят трубы большого диаметра. Штучные грузы (штабелируемые) транспортируют без тары. Они имеют правильную форму. Такие грузы можно укладывать штабелями и перемещать стропами или специальными г/з устройствами. Штучные грузы (нештабелируемые) – это металлические конструкции, двигатели, фасонное литье, которые нельзя уложить правильными рядами. Эта подгруппа наиболее многочисленна и разнообразна по форме и массе, поэтому типовых способов строповки их не существует.
4. Длинномерные (длиной более 8м) – прокат, трубы и т.п., для их перегрузки применяют универсальные стропы и г/з устройства со специальными захватами. По массе грузы подразделяют на легковесные до 250кг (их строповку выполняет стропальщик соответствующего разряда).
5. Мертвые грузы – это грузы с неизвестной массой, т.е. грузы, закрепленные на фундаменте болтами, зарытые в землю, примерзшие к земле, прижатые другим грузом и т.д. поднимать мертвые грузы пожъемным краном запрещается.
Штабелем называют укладку груза рядами, уложенными по ширине в несколько ярусов.
Ряд – это несколько единиц одинакового груза, уложенных в длину. Ширина ряда ограничивается размерами единицы груза.
Стопа представляет собой правильной формы вертикальную укладку грузовых единиц, вкоторых каждое верхнее место совпадает с лежащим ниже.
Ярусом называют горизонтальный слой штабеля.