Предпосылки, характер и основные этапы Великой Французской буржуазной революции. Учредительное собрание. Аграрное законодательство I этапа революции. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Конституция 1791 г.
Политические группировки: фельяны, жирондисты, якобинцы. Национальный Конвент. Ликвидация монархии и провозглашение республики.
Диктатура якобинцев. Социально- экономическое законодательство. Декларация прав человека и гражданина и Конституция 1793 г. Организация революционной власти. Конвент. Комитет общественного спасения. Комитет общественной безопасности. Комиссары конвента. Революционные комитеты. Армия. Революционный террор.
Переворот 9-го термидора. Реорганизация правительства. Конституция 1795 г. Директория.
Государственный переворот Наполеона Бонапарта (1799 г.). Установление режима Консульства. Конституция 1799 г. Организация высшей государственной власти и административного управления. Органические сенатус-консульты 1802 и 1804 гг. Переход к империи. Армия и полиция. Падение Первой империи Наполеона Бонапарта.
|
|
Реставрация монархии Бурбонов. Легитимная монархия. Хартия 1814 г. Июльская монархия. Хартия 1830 г.
Революция 1848 г. и провозглашение Второй республики. Конституция 1848 г.
Государственный переворот Луи Бонапарта 1851 г. Конституция 1852 г. Государственный строй Второй империи. Франко-прусская война и падение империи.
Революция 18 марта 1871 г. и образование Парижской Коммуны. Декларация «К французскому народу» от 19 апреля 1871 г. Основные принципы организации власти Парижской Коммуны. Ликвидация парламентаризма. Реорганизация государственного аппарата. Социально-экономические мероприятия Парижской Коммуны. Организация вооруженных сил. Судебная организация. Основные черты права.
Конституционные законы 1875 г. Государственный строй и политический режим Третьей республики. Национальное собрание. Президент. Правительство. Местное управление. Судебная система. Армия и полиция.
Упрочение республиканского строя. Бюрократизация и милитаризация государственного аппарата.
Создание Французской колониальной империи. Организация управления колониями в Африке и Азии. Протектораты.
Лекция 9. «Революция 1789-1794 гг. и образование буржуазного
Государства во Франции»
План
1. Причины, начало, основные этапы Великой Французской революции.
2. Основные законодательные акты первого этапа революции.
3. Жирондистская республика.
4. Якобинская диктатура.
5. Термидорианская республика.
6. Консульство Наполеона Бонапарта и Первая империя.
7. Легитимная монархия.
8. Июльская монархия.
|
|
9. Вторая республика.
10. Вторая империя.
11. Парижская Коммуна.
12. Третья республика.
1. Причины, начало, основные этапы Великой Французской революции.
Формирование буржуазного государства во Франции началось в ходе Великой Французской революции 1789-1794 гг. Главной причиной революции явилось резкое обострение противоречий между господствующей в стране феодальной экономической и политической системой, с одной стороны, и развивающимися капиталистическими отношениями, с другой.
В условиях острого экономического и социального кризиса французский абсолютизм был вынужден пойти на созыв Генеральных штатов, которые не собирались более 170 лет. Королевская власть рассчитывала получить поддержку своей политики в Генеральных штатах. Однако с самого начала работы делегаты третьего сословия, поддержанные частью делегатов от других сословий, вступили в конфликт с королевской властью. Большинство депутатов организовались сначала в Национальное собрание (17.06.1789), а позднее в Учредительное собрание (09.07.1789), которое по поручению всей нации должно было учредить новое государство. Попытки короля разогнать Генеральные штаты спровоцировали восстание народа.
Взятие 14 июля 1789 г. королевской тюрьмы Бастилии стало началом революции, олицетворением краха абсолютистского режима и рождения нового государства. Вскоре революционные события охватили всю Францию.
Французскую революцию принято разделять на следующие этапы: 1)14 июля 1789 г. - 10 августа 1792 г. - установление конституционной монархии; 2) 10 августа 1792 г. - 2 июня 1793 г. -установление жирондистской республики; 3) 2 июня 1793 г. - 27 июля 1794 г. - якобинская диктатура.
С началом революции во Франции сформировалось 3 антифеодальных политических партии: 1) фелъяны (или конституционалисты), представлявшие интересы крупной финансовой буржуазии и либерального дворянства; 2) жирондисты представляли интересы средней торгово-промышленной буржуазии; 3) якобинцы представляли интересы мелкой буржуазии, ремесленников и крестьянства.
2. Основные законодательные акты первого этапа революции.
С начала революции Учредительное собрание занялось разработкой конституции. Важным этапом стало принятие 26 августа 1789 г. «Декларации прав человека и гражданина». В этом документе были сформулированы важнейшие государственно-правовые требования революционной буржуазии.
На содержание Декларации, выдержанной в духе естественно-правовой концепции, существенное влияние оказали идеи французских просветителей XVIII в., а также Декларация независимости США. Ст. 1 Декларации 1789 г. рассматривала человека как существо, от природы наделенное естественными и неотчуждаемыми правами ("люди рождаются и остаются свободными и равными в правах"). В число естественных прав были включены свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению (ст. 2). В концепции естественных прав реализовывались не только общедемократические устремления народных масс, но и классовые интересы буржуазии, закреплялись важнейшие отношения капиталистического общества. Так, определение свободы, сформулированное в ст. 4 в формально-юридическом плане как возможность «делать все, что не приносит вреда другому», было, несомненно, центральной и самой демократической идеей Декларации. Но это означало буржуазное понимание свободы, в том числе свободы предпринимательства, свободы накопления капитала. Собственность объявлялась правом «неприкосновенным и священным». Незыблемость частной собственности была гарантирована положением: «никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленном законодательством несомненной общественной необходимости, причем лишь на условиях справедливого и предварительного возмещения» (ст. 17).
|
|
В Декларации получила воплощение антифеодальная концепция государственной власти как выражения национального суверенитета ("источник суверенитета зиждется по существу в нации"). Любая власть в государстве, в том числе и королевская, могла проистекать только из этого источника, общество имело право требовать отчета от каждого должностного лица по «вверенной ему части управления» (ст. 15).
Закон рассматривался как «выражение общей воли», причем все гра-
граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его образовании. Провозглашалось, что всем гражданам в равной мере открыт доступ ко всем государственным должностям. Декларация закрепляла ряд политических прав и свобод граждан («право высказывания, писать и печатать свободно» - ст.11; право выражать свои мнения, в том числе религиозные, - ст. 10).
Одной из основных идей Декларации 1789 г. была идея законности. Выступая против произвола королевской власти, революционная буржуазия принимала на себя обязательство построить новый правовой порядок на «твердой основе закона». Согласно ст. 5, все, «что не воспрещено законом, то дозволено», и никого нельзя принуждать к действию, не предусмотренному в законе. В ст. 8 четко формулировались принципы новой уголовной политики: «Никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, надлежащим образом изданного и обнародованного до совершения правонарушения». Эти принципы позднее были выражены в классических формулах: «нет преступления и наказания без указания на то в законе», «закон не имеет обратной силы».
Идея законности определяла также процессуальные гарантии личности. Никто не мог подвергнуться обвинению или аресту иначе, как в случаях и при соблюдении форм, предписанных законом (ст.7). В ст.9 указывалось, что любое лицо предполагается невиновным, пока не установлено обратное. Таким образом, действовала презумпция невиновности в противовес феодальным представлениям о виновности подозреваемого. Декларация 1789 г. имела огромное революционное значение не только для Франции, но и для всего мира, поскольку она закрепляла основы передового для своей эпохи буржуазного общественного и государственного строя, определяла устои нового правопорядка.
|
|
Одновременно с принятием Декларации Учредительное собрание приступило к выработке Конституции, которая была утверждена 3 сентября 1791 г.
Согласно этому документу Франция была объявлена конституционной монархией. Высшим органом законодательной власти стало однопалатное Национальное Законодательное собрание, депутаты которого избирались на два года населением.
Король считался главой государства и исполнительной власти. Он командовал вооруженными силами, назначал высших чиновников, осуществлял общее руководство внутренней и внешней политикой. Распоряжения короля ограничивались контрассигнатурой (подписью министра на акте, исходящем от главы государства) министров, которые могли быть преданы суду Законодательным собранием.
Судебная власть вручалась выбранным судьям, которые могли быть отстранены от должности лишь особым порядком. Для рассмотрения уго-
ловных дел учреждался суд присяжных.
Однако действие этой конституции продолжалось недолго.
3. Жирондистская республика.
10 августа 1792 г. революционный народ Парижа поднял восстание, которое привело к свержению королевской власти. Новым высшим органом власти стал Национальный Конвент, формируемый на основе всеобщего мужского избирательного права. 21 сентября 1792 г. Конвент упразднил королевскую власть, а на следующий день Франция была объявлена республикой.
Руководящие позиции в Конвенте и во Временном исполнительным комитете Конвента (правительственном органе) заняли жирондисты (Бриссо и др.). Они стремились не допустить дальнейшего развития революции. Однако под напором якобинцев и революционного народа жирондисты были вынуждены провести ряд радикальных мер. 25 августа 1792 г. жирондистское правительство провело новый аграрный закон, отменивший выкуп крестьянами феодальных повинностей. Фактически это узаконило положение, уже сложившееся в ходе аграрной революции. Был принят также декрет о разделе конфискованных земель эмигрантов и передачи их путем бессрочной аренды или продажи крестьянам. В декабре 1792 г. Конвент вынес смертный приговор королю Людовику XVI. В мае 1793 г. по требованию якобинцев он установил максимум цен (твердые цены) на зерно. Однако основная цель жирондистов сводилась к укреплению буржуазных экономических порядков. 18 марта 1793 г. Конвент принял закон, устанавливающий смертную казнь для лиц, требующих уравнительного передела земли. Жирондисты готовили расправу над лидерами якобинцев.
В результате политики жирондистов республика оказалась на грани гибели. Внутри страны усиливались мятежи монархистов, началось новое наступление армий феодально-монархической коалиции европейских стран.
4. Якобинская диктатура.
Народное восстание 31 мая - 2 июня 1793 г. привело к изгнанию жирондистов из Конвента и положило начало периоду якобинской диктатуры.
Важное значение имел декрет от 17 июля 1793 г. «Об окончательном упразднении феодальных прав», который отменял безвозмездно все феодальные платежи и повинности крестьян. Хотя якобинцы не удовлетворили требований крестьян о бесплатном разделе дворянских земель, все же аграрное законодательство якобинцев стало правовой основой превращения крестьянства в массу мелких частных собственников.
В июле 1793 г. Конвент ввел смертную казнь за спекуляцию предметами первой необходимости, в сентябре 1793 г. декретом о максимуме устанавливались твердые цены на продовольствие. Однако бесплатного распределения собственности контрреволюционеров среди бедноты города и деревни не было проведено. В мае 1794 г. Конвент ввел систему государ-
частями и т.д. На местах избирались революционные комитеты из наиболее активных и преданных революции граждан.
В августе 1793 г. Конвент издал декрет о всеобщем ополчении, согласно которому осуществлялся переход от добровольческого принципа к обязательному набору, т.е. созданию массовой народной армии.
Якобинцы создали специальные органы для борьбы с внешними врагами и внутренней контрреволюцией. Они использовали методы революционного террора. Важную роль в организации борьбы с контрреволюцией играл Комитет общественной безопасности, который руководил полицией. Он подчинялся только Конвенту. Наделенный правом расследования контрреволюционной деятельности, ареста и предания суду врагов республики, этот комитет, нередко злоупотреблявший своей властью, стал одним из важнейших органов в системе якобинской диктатуры. Очень часто комитет преследовал и невинных людей.
Чрезвычайно активную роль играл также Революционный трибунал. Судьи, присяжные заседатели, общественные обвинители и их помощники назначались Конвентом. Вся судебная процедура в Революционном трибунале отличалась упрощенностью и быстротой, что позволяло вести жесткую и решительную борьбу с политическими противниками якобинцев -роялистами, жирондистами, агентами иностранных держав.
10 июня 1794 г. Конвент принял декрет «О врагах народа», который еще более упрощал судебную процедуру, но вместе с тем упразднил и элементарные демократические основы судопроизводства. Обвиняемый допрашивался только на судебном заседании, но не имел права на адвоката. Считалось, что «защитниками невинно оклеветанных закон считает присяжных патриотов; заговорщикам же защитников не полагается». Руководством к вынесению приговора должна была служить лишь «совесть» присяжных. За все преступления, подлежащие ведению Революционного трибунала, назначалась смертная казнь. Само понятие «враг народа» по декрету было сформулировано широко и неопределенно. Закон позволил правительству усилить террор против «новых богачей», но он повлек за собой и рост казней невинных людей из народа.
5. Термидорианская республика.
К лету 1794 г. основные задачи революции были решены: феодальные отношения ликвидированы, установлена частная собственность на землю. Потому буржуазия начинает тяготиться политикой твердых цен, а политика террора все больше настраивала широкие народные массы против якобинцев.
В Конвенте созрел контрреволюционный заговор (Тальен, Баррас и др.). 27 июля (9 термидора) 1794 г. был осуществлен переворот, вожди якобинцев были арестованы и казнены. Пришедшие к власти в результате переворота контрреволюционные круги французской буржуазии, получившие
название термидорианцев, стали постепенно разрушать механизм революционной диктатуры, отменять социально-экономическое законодательство якобинцев. Были упразднены Парижская Коммуна, революционные комитеты и народные общества; реорганизован Революционный трибунал.
В августе 1795 г. Конвент принял новую конституцию Франции (известную как Конституция III года республики). Это была консервативная по содержанию конституция.
Отменялось всеобщее избирательное право, и был восстановлен высокий имущественный ценз. Законодательный корпус состоял из Совета старейшин и Совета 500. Исполнительная власть вручалась Директории из 5 человек, избираемых Законодательным корпусом. Ежегодно состав Директории обновлялся на 1 человека.
Но социальная база новой власти была чрезвычайно узка. Вынужденная вести одновременно борьбу с дворянской реакцией и выступлениями народа, термидорианская буржуазия расчистила путь к установлению военной диктатуры.
6. Консульство Наполеона Бонапарта и Первая империя.
В ноябре 1799 г. популярный и амбициозный генерал Бонапарт с помощью войск разогнал Законодательный корпус и правительство (Директорию). Юридическим закреплением нового строя стала конституция,_1_7_99 г. Она была утверждена в декабре 1799 г. на плебисците, который проводился под полицейским контролем. В конституции при внешнем сохранении республиканского строя закрепилась военная диктатура Наполеона Бонапарта. В ней не было уже Декларации прав человека и гражданина. Буржуазии и крестьянству гарантировалась собственность, полученная в годы революции в результате конфискаций и разделов дворянских имуществ.
Конституция 1799 г. ввела запутанную и псевдодемократическую систему «участия» граждан в государственных делах. С чисто демагогическими целями Наполеон отменил крайне непопулярный имущественный ценз. По конституции все граждане (мужчины) с 21 года, могли участвовать в избрании коммунального списка (1/10 часть от состава граждан в округе). Члены коммунальных списков в свою очередь в той же пропорции составляли департаментские списки. Наконец, третья ступень выборов проводилась на департаментском уровне, где избиралась 1/10 граждан «для осуществления национальных функций». Однако члены этого национального списка не наделялись правом проводить выборы в высшие государственные органы, а рассматривались лишь как кандидаты на государственные должности. Само комплектование государственных органов происходило на основе сложной системы назначения и выборов. Таким образом, с помощью хитроумной процедуры Наполеон по существу ликвидировал характерную для республиканского строя выборность государственных органов.
Основным стержнем всей конституционной системы являлась пра-
вительственная власть, которая формально вручалась коллегии из трех консулов, но фактически была сконцентрирована в руках первого консула. Хотя конституция говорила о выборах консулов на 10 лет, она прямо назначала первым консулом «гражданина Бонапарта», наделяла его особыми функциями и полномочиями.
В 1802 г. в результате нового плебисцита Бонапарт был объявлен пожизненным консулом, а в 1804 г. ему был присвоен титул императора (Наполеон I). Таким образом, Франция не только фактически, но и юридически превратилась в монархию (империю). Установление монархического строя сопровождалось созданием императорского двора. Родственники Наполеона и его ближайшие соратники получили титулы принцев, князей, графов и т.д. Высшие сановники составляли Высокий совет императора, к которому перешел ряд функций Государственного совета и Сената.
Во время Первой империи во Франции окончательно завершился процесс восстановления централизованного и бюрократически организованного государственного аппарата. Большая часть министерств была связана с проведением фискальной, военной и карательной политики.
Местные чиновники (префекты, супрефекты, мэры и др.) назначались центральной администрацией и полностью зависели от нее. Выборные местные советы (муниципалитеты) имели лишь совещательное значение, их решения подлежали утверждению соответствующей администрацией.
Наполеон включил в систему государственного аппарата и католическую церковь, которая была восстановлена в своих правах. Он в 1801 г. подписал с римским папой конкордат, объявивший католицизм религией «подавляющего большинства французского народа». Государство взяло священников на свое содержание, а папа признал за Наполеоном право назначать на высшие церковные должности. Священники присягали на верность Наполеону.
Дальнейшее развитие получила военная организация. В 1800 г. для имущих классов была введена система найма заместителя, которая позволяла уклоняться от военной службы. Отслужившие свой срок солдаты нередко за деньги продолжали нести военную службу. Так, в армии развивались кастовость и профессионализм. Однако многочисленные походы императора требовали все новых наборов и новых жертв.
Особое внимание Наполеон уделял укреплению полицейской системы. Была создана разветвленная система полицейского сыска и шпионажа. В осуществлении карательной политики империи важную роль играли военизированные полицейские соединения - корпус жандармов, находившихся в подчинении военного министра. При проведении крупных полицейских операций (разгон митингов, массовые аресты и т.д.) отряды жандармов передавались в ведение министра внутренних дел или министра полиции. Жандармерия оказывала помощь полиции в поимке преступников, контрабандистов и т.д.
7. Легитимная монархия
Военные поражения Наполеона привели к краху Первой империи. Однако созданная Наполеоном бюрократическая государственная система была сохранена. Государственная организация легитимной (законной) монархии (так именовался режим реставрации «законной» династии Бурбонов) была определена в Хартии 1814 г. В Хартии предусматривались возвращения титулов старому дворянству и сохранение их за новой послереволюционной аристократией. Хартия обеспечивала политическое господство крупных земельных собственников, прежде всего из дворян, но она защищала и буржуазную собственность. Ст. 9 гласила, что «все виды собственности неприкосновенны». В Хартии также говорилось о равенстве французов перед законом, о гарантиях личной свободы, о свободе слова и печати, недопустимости преследования за революционную политическую деятельность.
Король объявлялся верховным главой государства и начальником всех вооруженных сил. Ему предоставлялось право объявлять войну, заключать международные договоры, издавать распоряжения и указы. Исполнительная власть принадлежала исключительно королю, а законодательная власть осуществлялась совместно королем, палатой пэров и палатой депутатов. При этом право предлагать законопроекты и утверждать их предоставлялось королю.
Палата пэров целиком назначалась королем. Палата депутатов избиралась на 5 лет на основе очень высокого имущественного ценза, которым обладали лишь около 12-15 тыс. человек. Не случайно первый же состав палаты был крайне реакционным.
Хартия не предусматривала ответственности правительства перед представительными органами. Король имел право назначать на все должности, в том числе формировать Совет министров. Легитимная монархия сохранила в основных чертах судебную и административную систему Первой империи.
8. Июльская монархия
Реакционная политика роялистов вызывала недовольство буржуазии и всего народа. В июле 1830 г. началось народное восстание, но его результатами воспользовалась либеральная буржуазия. Она добилась сохранения монархии с новым королем (из Орлеанской династии).
Король Луи Филипп издал конституционную Хартию (Хартия 1830 г.), которая представляла собой несколько видоизмененную Хартию 1814 г. Запрещалось введение цензуры, право предложения законов предоставлялось не только королю, а также палате пэров и палате депутатов. Был понижен возрастной ценз: для избирателей — с 30 до 25 лет, для депутатов — с 40 до 30 лет. Был немного снижен и имущественный ценз (соответственно 200 и 500 фр. прямого налога). Хотя число избирателей в результате реформы удвои-
лось, подавляющая масса населения не имела допуска к власти. Новый режим стал называться Июльской монархией (по месяцу революции).
Для подавления республиканской оппозиции и растущего рабочего движения правительство применяло разнообразные методы полицейского надзора и репрессии. Для защиты консервативного государственного строя вместо ликвидированной в 1830 г. жандармерии была создана Национальная гвардия из представителей имущих слоев - рантье, торговцев и т.д.
9. Вторая республика.
В феврале 1848 гг. политика Июльского режима привела к новой революционной ситуации и новому вооруженному восстанию. Луи Филипп отрекся от престола. Созданное в результате революции Временное правительство, состоявшее из представителей различных фракций буржуазии, под давлением народа 25 февраля 1848 г. провозгласило Францию республикой. Революционная обстановка вынудила Временное правительство пойти на некоторые социальные уступки (принять декрет о сокращении на 1 час рабочего дня, образовать национальные мастерские для безработных). Из государственного аппарата были удалены откровенные реакционеры, выведены войска из Парижа.
Но в своей основе полицейско-бюрократическая машина Июльской монархии осталась нетронутой. Буржуазные политические деятели провели выборы в Учредительное собрание, которое разработало конституцию Второй республики, а в ноябре 1848 г. ее приняло.
В конституции уже не было рассуждений о естественных правах человека, зато содержался набор «социальных» деклараций. Основой республики объявлялись семья, труд, собственность и общественный порядок. Конституция 1848 г. прямо отвергла революционные методы борьбы. Декларируемые в конституции демократические права не должны были выходить за пределы «общественной безопасности» или за рамки специального законодательства.
В системе государственных органов центральное место было отведено президенту, независимому от парламента и избираемому на 4 года непосредственно населением. Президент наделялся широкими полномочиями: имел право внесения законопроектов, отлагательного вето, помилования, назначал и смещал министров, генералов и офицеров, а также ряд других должностных лиц. Президент не имел права роспуска Национального собрания, но мог бесконтрольно распоряжаться могущественным полицейским и бюрократическим аппаратом и армией.
Национальное собрание, избираемое на 3 года всеобщими выборами, было наделено законодательной властью. Но оно не имело реальных возможностей воздействовать на политику исполнительного аппарата. Конституция предусматривала учреждение Государственного совета, назначаемого на 6 лет Национальным собранием. Создание этого совета также
ослабляло позиции парламента. В компетенцию Государственного совета входило предварительное рассмотрение законопроектов, исходящих как от правительства, так и от самого Национального собрания. К его ведению были отнесены также контроль и наблюдение за администрацией, т.е. функции административной юстиции.
10. Вторая империя
Президентом Второй республики был избран племянник Наполеона авантюрист Луи Бонапарт. 2 декабря 1851 г. под лицемерным предлогом защиты республики от заговорщиков Луи Бонапарт разогнал Национальное собрание и установил открытую военную диктатуру. В демагогических целях он объявил о восстановлении всеобщего избирательного права. Одновременно был введен режим военного и политического террора, направленный против республиканцев и демократических сил.
14 января 1852 г. Луи Бонапарт промульгировал новую конституцию, которая напоминала конституцию 1799 г. Вся полнота власти концентрировалась в руках президента, избираемого на 10 лет. Он являлся главой вооруженных сил, назначал министров и тем самым руководил полицейско-бюрократическим аппаратом. Законодательный процесс находился всецело под контролем президента и осуществлялся Государственным советом, Законодательным корпусом и Сенатом. Из них лишь Законодательный корпус был выборным учреждением, а члены Государственного совета и Сената назначались президентом. Таким образом, вся деятельность конституционных учреждений ставилась под контроль президента, власть которого имела лишь слегка замаскированный монархический характер.
Логичным завершением конституции 1852 г. был закон и последующий плебисцит о восстановлении во Франции императорской власти в лице Луи Бонапарта, взявшего себе имя Наполеона III. Официально Вторая империя была провозглашена 2 декабря 1852 г.
После официального провозглашения империи государственный строй Франции приобретал все более авторитарный характер. Выборы в Законодательный корпус были поставлены под контроль правительства. Вводилась система «официальных кандидатов» от правительства, а кандидаты оппозиции практически не могли вести предвыборную кампанию. В 1854 г. был восстановлен корпус жандармов. Он рассматривался как составная часть армии и находился в подчинении военного министра.
Из-за политического авантюризма Наполеона III в 1870 г. Франция оказалась втянутой в войну с Пруссией. Поражение французской армии в этой войне ускорило падение Второй империи.
11. Парижская Коммуна
4 сентября 1870 г. Франция была провозглашена республикой. Было сформировано правительство «национальной обороны». Оно срочно заключило унизительный мир с Пруссией, чтобы подавить народное недовольство в Париже.
Предательская политика правительства вызвала восстание 18 марта 1871 г. в Париже. Власть в городе взял ЦК Национальной гвардии, который выражал интересы рабочего класса и мелкой буржуазии. Он провел ряд неотложных мер: объявлена амнистия по политическим делам, введена отсрочка платежей за квартиры, выданы пособия нуждающимся и пр.
26 марта ЦК Национальной гвардии передал власть избранному на основе всеобщего голосования Совету Парижской коммуны. Его высший орган, Совет Коммуны, выбирался на основе всеобщего избирательного права. Его депутаты были ответственными перед избирателями и в любое время могли быть отозваны со своих постов. Совет Коммуны выбирал из своего состава 10 комиссий, выполнявших его решения. Разделение властей было ликвидировано.
Парижская коммуна просуществовала недолго. В конце мая 1871 г. правительственные войска ворвались в Париж и подавили восстание.
12. Третья республика
Политическая обстановка во Франции после падения Коммуны характеризовалась общим разгулом реакции. Законом 31 августа 1871 г. вопреки протестам республиканцев Национальное собрание, где большинство принадлежало монархистам, присвоило себе учредительные функции. Фактически в это время Франция представляла собой «республику без республиканцев», ибо первые президенты были убежденными монархистами. В 1875 г. Национальное собрание было вынуждено принять конституцию, где в своеобразной анонимной форме (упоминанием «президента Республики») санкционировало республиканский строй.
Конституция Третьей республики, разработанная монархистами, сильно отличалась от предшествующих конституций Франции. В ней не было Декларации, или вводной части, содержавшей принципы государственной власти, перечня прав и свобод граждан и т.д. Конституция всецело сводилась к организации высших государственных учреждений и состояла из трех органических законов: Закона 24 февраля 1875 г. об организации Сената, Закона 25 февраля 1875 г. об организации государственной власти, Закона 16 июля 1875 г. об отношениях между государственными властями. Эти законы отличались необычайной краткостью (насчитывали всего 34 статьи), а поэтому многие вопросы конституционного устройства республики оставались неразработанными и решались в последующем с помощью текущего законодательства.
Избираемый на 7 лет двумя палатами парламента президент республики наделялся широкими полномочиями. Он имел право законодательной инициативы, промульгировал законы и следил за их исполнением. Он мог отсрочить заседания парламента, распустить нижнюю палату (с согласия верхней). Президент руководил вооруженными силами, назначал на все
гражданские и военные должности, имел право помилования. За свои действия президент не нес политической ответственности.
Законодательная власть осуществлялась Палатой депутатов, избираемой на 4 года всеобщим голосованием, и Сенатом, состоящим из 75 пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиками на 9 лет. Сенат был постоянно действующим, не мог быть распущен, и каждые 3 года обновлялся на одну треть. Заседания палат проходили независимо друг от друга. Вместе они созывались лишь в случае избрания президента или пересмотра конституции.
Правовой статус Совета министров не был детально разработан. Но «министры солидарно ответственны перед палатами за общую политику правительства». Закреплялся институт парламентской ответственности правительства. Президент не был главой правительства, а лишь назначал председателя Совета министров, ответственного перед парламентом. Если пост президента республики был вакантным, Совет министров осуществлял всю полноту исполнительной власти.
Специальным законодательством от участия в выборах отстранялись женщины, военнослужащие, население колоний, лица, проживающие в избирательном округе менее 6 месяцев или не достигшие 21 года. Выборы проводились по мажоритарной системе с голосованием в 2 тура.
Основные изменения в государственном строе Третьей республики в конце XIX - начале XX в. происходили не путем принятия конституционных законов, а в практике деятельности государственных органов. Существенно сократилась власть президента. Теоретически президент назначал и увольнял министров, но парламентская ответственность правительства фактически выводила Совет министров из-под контроля президента. По молчаливому согласию основных политических партий на пост президента стали подбираться заведомо маловлиятельные политические деятели.
Одним из внешних признаков «всесилия» парламента в период Третьей республики были частые правительственные кризисы. При множественности партийных группировок в парламенте ни одна из них не обладала абсолютным большинством голосов, позволяющим ей сформировать однопартийное правительство. Совет министров образовывался обычно на основе многопартийных политических блоков, в результате чего его положение не могло быть стабильным и прочным. Были случаи, когда правительство могло удержаться у власти лишь несколько недель или даже 1 день.
Усилилось подчинение местных органов центральному правительству.
Самостоятельная работа
Причины и характер Великой французской буржуазной революции.
Законодательная деятельность Учредительного собрания. Организация законодательной власти по конституции Франции 1799 г.
Особенности организации власти в Парижской Коммуне 1871 г.
Вопросы для самопроверки
Почему Великая французская буржуазная революция развивалась по восходящей линии?
Как организация законодательной власти в период Великой французской буржуазной революции влияла на скорость принятия законов?
Как была реорганизована законодательная власть при Наполеоне Бонапарте?
Какие изменения происходили в избирательном праве Франции в конце XVIII-XIX вв.?
Какую роль сыграла деятельность Наполеона Бонапарта в формировании буржуазного государства и общества во Франции?
Почему во Франции в конце XVIII - XIX вв. так часто происходила смена формы правления и государственного строя?
Когда во Франции окончательно установился республиканский строй? Каковы хронологические границы Первой, Второй и Третьей республик?