Кинематограф стран восточной Европы - Венгрия

Иштван Сабо (родился в 1938 г.) тоже начинал в 60-х гг. Тогда им были сделаны картины «Пора мечтаний» (1965), «Отец» (1966) и «Любовный фильм» (1970) - трилогия о ровеснике
Сабо - Янчи Олахе, которого во всех трех фильмах сыграл известный венгерский актер Андраш Балинт (родился в 1943 г.), создавший образ шестидесятника.

В 70-х гг. Сабо снял вторую трилогию о Будапеште и его жителях. Трилогию 80-х - «Мефисто» (1981; по роману Клауса Манна «Мефистофель»; в советском прокате «Мефистофель»), «Полковник Редль» (1984) и «Хануссен» (1989) - считают наиболее значитель-ной в творчестве Сабо, возможно, потому, что в этой трилогии наиболее глубоко представлена история Венгрии первой половины XX в. Каждый фильм повествует о трагедии человека, поверившего власти и растоптанного ею. Главную роль во всех трех фильмах играет замечатель-ный австрийский актер и режиссер Клаус Мария Брандауэр (родился в 1944 г.). Герой «Мефисто», знаменитый актер, остается в Германии после прихода фашистов к власти, надеясь, что по-прежнему сможет творить, однако оказывается марионеткой в руках крупного нациста. Полковник Редль не вымышленная фигура; он был офицером Генерального штаба австрийской император-ской армии, которого разоблачили перед Первой мировой войной как русского шпиона. Всем сердцем преданный монархии, Редль выступает против нее, когда убеждается, что она в лице эрцгерцога Фердинанда предала его. В третьей картине Хануссен после ранения на фронтах Первой мировой войны обретает дар ясновидения и предсказывает приход Гитлера к власти. Фашисты используют его дар как своеобразную рекламу, после чего расправляются с предсказателем.

Кинематограф стран восточной Европы - Польша

Во второй половине 70-х гг. в искусстве Польши возникло новое явление - кино морального беспокойства, выразившее подспудное, нарастающее недовольство порядками, царившими в стране. Благодаря картинам «Человек из мрамора» (1976) и «Человек из железа» (1981) Вайда и здесь оказался ведущей фигурой. Первый фильм рассказывает о передовике производства, которого делают образцом для подражания. Вступившись за несправедливо обвиненного напарника, герой сталкивается с жестокостью органов госбезопасности и погибает во время забастовки. Дело погибшего отца продолжает во втором фильме его сын - член мятежного профсоюза «Солидарность».

Вайда стал выразителем польского «взгляда на вещи».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: