Первые газеты в Японии появились еще до 1868 г., который знаменует начало новой эпохи в истории страны, связанной с перенесением столицы из Киото в Токио и созданием современного государства с современной промышленностью, политическими институтами и обществом современного типа.
В начале 17 века в Осаке появляются первые японские газеты – каварАбан. От европейских изданий они отличались тем, что каждый номер имел свое название и посвящался какому-либо конкретному событию (обычно скандальным городским новостям или жизни обитательниц увеселительных заведений).
Самый старый сохранившийся листок такого рода относится к 1615 г. Газетное дело в Японии зародилось в 19 веке. Известно, что в 1861 г. дважды в неделю в Нагасаки выходила газета, которая представляла собой информационный листок, содержащий сведения о кораблях и грузах.
Газеты, которые выходили в 1865 – 68 гг. представляли собой небольшие, недорогие издания с мизерными тиражами, выходящие 1 раз в неделю, а то и реже.
Буржуазная революция Мэйдзи 1868 г. положила конец правлению сёгуната. Был открыт путь капиталистическому развитию Японии, что привело к развитию прессы. Чтобы регламентировать газетное дело в 1869 г. был издан указ об издании и распространении газет (устанавливал правительственный контроль над издательским делом).
|
|
Первой подлинно Японской газетой была «Йокогама симбун», выходившая с 1870 г. Цель – распространение по всей территории страны внутренней и зарубежной информации. В декабре 1897 г. был принят новый закон, провозгласивший свободу печати, но только в теории, а в 1898 была полностью устранена правительственная цензура.
Формирование современного газетного рынка Японии относят к нач. 1930-х гг, когда в стране издавалось более 7 тыс. газет. Около 30% всех изданий распространялись в Токио и Осаке. Тиражи колебались от 4 тыс – 1.5 млн.экз.
В 1945 г. была создана Ассоциация издателей и редакторов газет «Нихон Симбун Кёкай» в которую входили представители всех СМИ. Основные принципы:
· Установление стандартов новостной информации и редакционных комментариев, предполагающих точную и правдивую передачу фактов
· Исключение из репортажа мнения репортера
· Фиксирование принципов редакционного комментария
· Большое внимание рекламе