Период Средневековья

В средневековых городах Европы существовали «риториче­ские камеры» — литературные объединения или общества-клубы, куда входили горожане и члены отдельных гильдий. Каждое литературное общество имело свой устав, герб, знаменосца и обязательно шута. Председатель общества торжественно ве­личался Королем или Капитаном.

Риторы были организаторами и участниками массовых на­родных шествий, веселых уличных карнавалов, рождественских, масленичных и майских гуляний, а также различных театрали­зованных зрелищ, где остроумно высмеивали богатых сеньоров, епископов и даже иезуитов, что по тем временам зачастую бы­ло связано с опасностью для жизни. Несмотря на запреты церкви, риторы постоянно устраивали представления на открытом воздухе, и многочисленные массы народа, привлеченные ярким зрелищем, весело смеялись над своими извечными врагам.

В Нидерландах в XV—XVI веках «риторические камеры» возникали не только в городах, но и в крупных селениях. Чле­ны этих клубов интересовались народной поэзией, метким юмо­ром. Они и сами сочиняли стихи, песни, созданные на фоль­клорной основе, сатирические сценки, куплеты, анекдоты политического содержания. Влияние народных поэтов и певцов, му­зыкантов-импровизаторов и актеров было настолько сильно, что в 1492 году королевские власти вынуждены были собрать в городе Мехелане съезд «риторических камер» и пытались привлечь их на свою сторону.

Искусство риторов, которые вели постоянную пропаганду против испанского владычества и церкви, сыграло определенную роль в подготовке нидерландской революции. Опыт «риторических камер» еще раз доказал, какой огромной силой обла­дает сатирическое искусство, опирающееся на народную основу.

Мы говорим о «риторических камерах» еще и потому, что они принимали самое деятельное участие в разработке сцена­риев массовых народных празднеств.

В эпоху Возрождения в Англии во время праздников устраивались всевозможные игрища; например, приход лета отме­чался по традиции празднеством, приуроченным к 1 мая. В пьесах Шекспира неоднократно упоминаются «Майские иг­ры»— массовые игрища с пением и плясками. Веселые массовые игры устраивались также и на Рождество.

Итак, карнавалы, уличные спектакли, «дурацкие» представ­ления, масленичные гуляния шумели, пели, танцевали на го­родских площадях средневекового города. Но зачастую народ­ная песня и веселый танец шли рядом со смертью и войнами.

Так было во Франции второй половины XVI века. Страну десятилетиями раздирали династические распри, терзали мно­гочисленные религиозные войны, которые начались когда-то давно и никак не могли закончиться. Католики преследовали гугенотов, Медичи выясняли при помощи огня и меча взаимо­отношения с Гизами, Валуа воевали с Бурбонами... Города раз­рушались и разорялись, селения сжигались в огне междоусобиц, народ нищенствовал. Жестокость века достигла кульминацион­ной точки в 1572 году, в ту навечно памятную человечеству ночь, вошедшую в историю под названием «Варфоломеевской».

Выдающийся философ Возрождения Мишель Монтень, сви­детель и участник многих событий своей эпохи, писал: «Мне приходится жить в такое время, когда вокруг нас хоть отбавляй примеров невероятной жестокости, вызванных разложением, по­рожденным нашими гражданскими войнами; в старинных лето­писях мы не найдем рассказов о более страшных вещах, чем те, что творятся сейчас у нас повседневно...»

Жестокость, сопутствующая укреплению абсолютной монар­хии во Франции, отчаянное сопротивление феодалов, пытав­шихся противостоять королевской власти и сеявших повсюду смерть, а рядом с этим — веселье и карнавалы, площадные мистериальные спектакли, всевозможные увеселения, устраивае­мые самим народом и для народа, все эти невероятные контрасты в течение веков соседствовали друг с другом. На той же площади, где еще вчера рубили головы, сегодня разлива­лось неудержимое народное гулянье, потому что никакие казни и пытки не в силах задушить сердце народа, его песню и ве­селье. И массовые зрелища средневековья и эпохи Возрожде­ния - убедительное тому подтверждение.

Традиционные массовые праздни­ки во многих европейских городах посвящена памятным историческим событиям, славному прошлому страны. Так, в Кракове с XIII века празднуют «Звежинецкий ляйконик». Этот городской праздник связан с легендой о победе поляков над татарами у Звежинца, под Краковом в 1288 году.

Праздник начинается на рассвете, как только отзвучит с башни Мариацкого костела хейнал сигнал, которым краков­ские трубачи возвещали начало дня. В этот день сигнал обры­вается на полуноте в память о трубаче, пронзенном татарской стрелой. И сегодня, как и много веков назад, улицы и площади Кракова заполняют веселые толпы ряженых, превращая весь город в огромную сценическую площадку...

В Тироле, австрийской горной провинции, славящейся на весь мир удивительной красотой горных пейзажей, глубоких ущелий, уходящих к голубым ледникам, нависающим над да­лекими равнинами, и изящными, словно игрушечными поселе­ниями, с глубокой древности до наших дней дошли праздники под открытым небом. В дни праздников улицы и площади ти­рольских городков заполняют веселые процессии костюмированного карнавального шествия. В пестрой толпе мелькают огромные — чуть ли не в человеческий рост — маски: страшные оска­лы злых горных духов, весело хохочущие добрые персонажи ти­рольского фольклора, причудливые шапки, украшенные белыми перьями, возвышающиеся метра на полтора над голо­вами. Вся эта яркая, шумная, веселая процессия проходит по городку, вовлекая в праздничное веселье все новые и новые группы горожан. Повсюду звучат веселые тирольские иодли, видны группы танцующих в ярких национальных костюмах. На маленьких городских площадях выступают детские духовые оркестры, обращаются с воззваниями к горожанам средневековые герольды.

Европейские городские праздники живут многие века. Тра­диционные сюжеты, которые разыгрывают костюмированные участники карнавального праздника,— это извечная борьба между Добром и Злом, Зимой и Весной.

В городах средневековой Европы массовые праздничные действа, подобные приведенным выше, были чрезвычайно распространены. И показательно, что в разных странах народ со­хранил их до наших дней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: