Различные формы театрализованных представлений

К театрализованным действам, столь популярным в ту эпо­ху, обращались и деятели смежных искусств, стремясь при по­мощи агитпредставления усилить воздействие на зрителя.

К 1921 году массовые празднества и зрелища уже набрали силу, жанр массового агитационного искусства успел утвердить себя во многих крупных городах страны. Естественно, что в Петрограде, где родились массовые революционные агитспектакли, продолжались поиски в самых различных направлениях. И одно из них — театрализованный пролог к кинофильму «Не­терпимость».

Летом 1921 года в Петрограде состоялся просмотр шедевра мировой кинематографии - фильма «Нетерпимость» американ­ского режиссера Дэвида Гриффита. В связи с этим в Петро­градском окружном фотокиноотделе было принято решение уси­лить классовое звучание фильма, который при всех своих ху­дожественных достоинствах не был лишен некоторого мелодра­матизма и налета слащавой сентиментальности.

Специально созданный театрализованный массовый пролог, показанный перед фильмом, должен был усилить, как считали его авторы, антиэксплуататорскую сущность киноленты.

Сохранившийся текст представления-пролога дает возмож­ность ощутить характер и стиль этого массового зрелища. Текст пролога был напечатан в специально выпущенных для этого случая программах на русском, французском, английском и не­мецком языках.

«В прекрасной долине жизни. У подножья горы-истории, тво­ря незнаемое никем. В страстной вере с железной силой убеж­дения. Через волшебный котел революции раскидываются они — Советы!

И, глядя на порог позади, отмечая в памяти путь человеческий, запишите в книгу и расскажите другим последнюю по­весть долгого рабства. Подлейшую лесть и торговлю душами, слякоть и тину, и плесень, от которых с болью и муками при­шли мы к лучезарным Советам: к нашим трудовым и свобод­ным храмам, через которые мы все воскреснем.

Советы! Советы! — гудит земля.

Советы путь — Советы наше спасенье!»

В приведенном выше представлении-прологе киноспектакля, вобравшем в себя выразительные средства кинематографии и театра, можно проследить явное влияние массовых действ.

В 1922 году в ознаменование пятилетия революции в Петро­граде на площади Урицкого было поставлено большое массо­вое представление. Оно начиналось с факельного шествия. В постановке участвовали: оркестры, хоры, спортсмены, уча­стники Всеобуча, воинские подразделе-ния, конница, броневи­ки, артиллерия. В ткань представления был введен киноматериал, говорящий об основных положениях действовавшей тогда Конституции.

Сценарно-режиссерское решение определялось хронологиче­ским ходом - год первый, год второй и т. д. Каждый «год» от­мечался взлетами в ночное небо ракет. В финале над площадью взвились пять ракет - «Знак пятилетия». Прозвучал призыв - «Всемирной коммуны солнце взойдет!» Представление закончи­лось общим фейерверком.

В самом начале 20-х годов одной из форм театрализованных массовых представлений стали «агитационные суды», являв­шиеся наглядным и действенным средством агитации и пропа­ганды.

В этих массовых постановках выборные от народа «судьи» вели открытый судебный процесс над такими условными персо­нажами, как Капитал, Спекулянт, Дезертир и т. д. «Подсуди­мыми» зачастую становились и конкретные враги Советской власти.

В 1920 году в станице Крымской был проведен «агитацион­ный суд» над Врангелем. Массовая постановка, зрителями ко­торой стали десять тысяч красноармейцев, имела большой успех у аудитории.

Пьесы с точным текстом не было. Спектакль ставился по сценарию, который давал лишь определенную схему действия и канву ролей. В основном текст импровизировался по ходу спек­такля. «После чтения обвинительного акта, в котором перечис­лялись преступления Врангеля, его зверства и кровавые зло­деяния, выступали свидетели обвинения и защиты.

Вся масса зрителей была втянута в действие. Речи свидете­лей и защитников «Врангеля» — купца первой гильдии, офице­ра в отставке — прерывались гневными возгласами и криками. Когда «Врангель» заявил: «Я шел спасти весь русский народ»,— к ответ ему раздалось: «Врешь, не обманешь, кровопийца». Всеобщим одобрением был встречен приговор: «Врангель должен быть уничтожен. Приговор подлежит немедленному исполнению всеми трудящимися Советской России». Постановка эта имела громадный успех».

«Польза этих судов огромная, — писала газета «Правда» 22 апреля 1920 года. Митинги надоели, лекции, беседы заин­тересовывают не всю аудиторию. В «суде» же аудитория из мертвой, выражающей свое участие в обсуждении лишь голосо­ванием, делается живой, мыслящей».

...Жанр развивался, и масштабы массовых постановок росли от спектакля к спектаклю.

В Петрограде развитие жанра шло несколько в другом направлении, нежели в первые годы после революции. Инициативу постановок взяли в свои руки рабочие молодежные теат­ральные кружки, а впоследствии - ТРАМ как организатор мо­лодежных массовых представлений на улицах и площадях Пет­рограда (режиссеры - С. Тимошенко, М. Соколовский и др.)

В 1921 году массовые зрелища в честь дня Парижской Ком­муны прошли по шести районам Петрограда и закончились на площади Восстания большой массовой постановкой силами уча­стников объединенных клубных кружков. Массовое зрелище, поставленное в 1925 году на фронтоне Большого оперного театра Народного дома, было осуществлено силами комсомоль­ских кружков. Работа теперь строилась на иной организацион­ной основе: новый метод «сводных постановок» предусматривали подготовку кружками отдельных эпизодов. На общих сводных репетициях отдельные, уже готовые эпизоды соединялись в единый спектакль.

Следует вспомнить еще об одном грандиозном массовом зрелище — постановке «10 лет Октября», созданной в 1927 году в Ленинграде режиссерами Н. В. Петровым, С. Э. Радловым, В. Н. Соловьевым и художником А. М. Ходасевичем.

Неожиданным был выбор «сценического пространства», на котором разворачивалось действие огромного, массового спектакля. На этот раз сценой стала река Нева, а зрительным за­лом - набережная от Троицкого до Дворцового моста и сами мосты, усеянные многотысячными зрителями. «Задником» этой «декорации» служили Петропавловская крепость и Монетный двор, «портальными кулисами» были два миноносца, стоящие недалеко от мостов. В этом удивительном спектакле были твои чески претворены многие режиссерские находки прошлого в частности, «система педжентов», рожденная режиссурой ста­ринных мистерий, нашла здесь неожиданное и остроумное решение: на движущихся по Неве судах и баржах, ставших сценическими площадками, шло последовательно развивающееся действие. В постановке было использовано массовое хоровое скандирование как одно из сильных выразительных средств жанра. Этот прием несет большой смысловой и эмоциональный заряд, неотразимо действующий на зрителей. Об этом знали еще постановщики массовых народных представлений на Великих Дионисиях в Древней Элладе.

С начала XX века попытка расширить рамки выразительных средств театра, используя массы для активного синхронного действия, предпринимались в различных направлениях. Одно из них - хоровая декламация. Мейерхольд применял этот прием еще в 1906 году в театре Комиссаржевской при постановке метерлинковской «Сестры Беатрисы», а П. П. Гайдебуров— в «мессах» (Передвижной театр).

Макс Рейнгардт, войдя с «Царем Эдипом» в здание цирка и ощутив необходимость иных, нежели в обычной театральной по­становке, выразительных средств, также обратился к приему массовой хоровой декламации.

Были попытки использовать хоровую декламацию и в кон­цертных жанрах. В 1916 году журнал «Рампа и жизнь» сооб­щил в заметке «Многоголосая декламация в Учительском Доме» следующее: «6-го июля в Учительском Доме состоялся товари­щеский вечер-концерт учительских летних курсов, созванных Обществом Взаимной Помощи при Московском учительском ин­ституте. В программе вечера были: хоровое пение, сольное чте­ние, игра и многоголосая декламация по принципу В. И. Сережникова и под его руководством. Чтение отличалось музы­кальностью и яркой выразительностью.

. ..Особенно яркое впечатление оставило многоголосое чте­ние «Зеленого шума» Некрасова и «Весны» Фета».

Очевидно, подобные искания в канун революции проводились различными деятелями русского театра, обратившимися к такому сильнейшему средству эмоционального воздействия, как массовое хоровое чтение («словесная симфония», по определе­нию А. Пиотровского).

В драматическом театре и в массовом театре под открытым небом первых послереволюционных лет прием этот стал слу­жить новым задачам агитационного искусства.

И конечно, неслучайно, что в замечательном спектакле - «Мистерии-буфф» Маяковского и Мейерхольда на сцену вышел хор. В патетических местах спектакля скандирующий чеканные, будто литые стихи великого поэта. Мейерхольд в дальнейшем про­должил этот опыт («Зори» Верхарна, «Командарм-2» Сельвинского и др.), стремясь найти монументальный образ народа-ге­роя, творящего подвиги, подчеркнуть его сплоченность и мо­нолитность.

В 1918 году Петроградская театральная студия Пролеткульта обратилась к проблеме создания целой серии агитационных спектаклей-концертов, построенных на массовом хоровом чте­нии. Это был результат объединенных усилий рабочих - писателей и поэтов - П. К. Бассалько, В. Игнатова, В. Попова, актеров — А. А. Мгеброва и В. В. Чекан, пришедших в студию по рекомендации А. В. Луначарского. В Арене Пролеткульта, как пало называться это театрально-концертное предприятие, уча­ствовало несколько сот исполнителей, основную часть которых составляла рабочая молодежь.

1 мая 1918 года Арена Пролеткульта выступила с хоровым чтением стихотворений рабочего поэта А. Гастева. В дальней­шем осуществлялись хоровые инсценировки стихотворений Уит­мена, Верхарна, рабочих поэтов Кириллова, Маширова.

При всей противоречивости этих спектаклей-концертов тем не менее, как отмечают исследователи, «эти выступления подни­мали, мобилизовывали зрителя. Они являлись проявлениями четко целеустремленного, политически заостренного театра, так напряженно требовавшегося массам в эти дни гигантского на­пряжения воли и энергии пролетариата».

В дальнейшем этот прием был взят на вооружение «Синей блузой». В европейском театре наш опыт был подхвачен Э. Пискатором и руководимым им Рабочим театром Большого Берли­на, немецкими рабочими, агитационными коллективами «Крас­ная ракета» и др.

Пожалуй, наиболее убедительное драматургическое воплощение массовое хоровое чтение нашло у Б. Брехта, сделавшего этот прием одним из сильнейших агитационных средств полити­ческого театра.

Большая потребность в массовых действах молодого искусства в послереволюционные годы вызвала к жизни целую серию массовых зрелищ во многих городах страны: «Пантомима ве­ликой революции» в Москве, «Интернационал» в Киеве, «Вос­хождение революции» в Воронеже, «Поступь свободных наро­дов» в Харькове, массовые зрелища в Самаре, Казани, Иркутске, Самарканде и т. д. И всегда тема победившего народа была основной в этих представлениях.

Говоря о становлении жанра массовых празднеств и зрелищ в нашей стране, мы должны назвать имена тех, кто своим та­лантом и мастерством способствовал утверждению этого жанра на первоначальном этапе. Это, во-первых, крупнейшие советские режиссеры. Поставленная в 1918 году Вс. Мейерхольдом «Мистерия-буфф» Маяковского явилась, по существу, первым шагом к созданию агитационного театра народных масс, во многом определившим развитие жанра в будущем. Дело, начатое В. Мейерхольдом, продолжили К. Марджанов, Н. Охлопков, Н. Петров, С. Радлов, В. Соловьев. Развитию жанра способствовали режиссеры старшего поколения А. Алексеев-Яковлев и Н. Евреинов, замечательные художники М. Добужинский, В. Щуков, Ю. Анненков, режиссеры Н. Виноградов, К. Держа- вин, В. Мишеев, А. Пиотровский.

Поиск монументального народно-героического массового спектакля вели многие режиссеры, идущие в авангарде молодого искусства России. И даже такой тончайший художник, как Е. Б. Вахтангов.

В первую годовщину Октября, как раз в то время, когда Маяковский с Мейерхольдом ставили в Петрограде «Мистерию-буфф», Вахтангов в Москве готовил постановку театрализован­ного праздничного действа, названного им «спектаклем ноябрь­ских торжеств» и «спектаклем празднеств».

Сведения об этом массовом театрализованном представле­нии, к сожалению, чрезвычайно скудны. Мы можем судить о нем только по косвенным данным. Но даже и они кое-что про­ясняют.

В дневнике режиссера в эти дни появляется несколько за­писей, которые представляют для нас интерес чрезвычайный. Вот фрагмент одной из них. - Идут века.

- Ночь. Далеко за пределами осязания пространства огонь. В ночи слышна песнь надежды, тысячи приближающихся людей. Идет, идет народ строить свою свободу...» И еще в дневнике — несколько позже:

- «Надо сыграть мятежный дух народа. Сейчас мелькнула мысль: хорошо, если бы кто-нибудь написал пьесу, где нет ни одной отдельной роли. Во всех актах играет только толпа. Мятеж. Идут на преграду. Овладевают. Ликуют. Хоронят павших. Поют мировую песнь свободы».

Характерно, что здесь возникают образы и масштабы, неожиданные для Вахтангова: революционная тематика, монумен­тальность замысла, тема народа, идущего на борьбу за свою свободу,- все это ново и непривычно для режиссера до тех пор замкнутого в камерной атмосфере театральных студий.

Что это — совпадение? Случайное стечение обстоятельств?

 

Или это один из набросков сценария массового театрализован­ного представления? (Вахтангов мечтал создать в своей студии спектакль о революции.)

Но одно бесспорно: в период подготовки «спектакля ноябрь­ских торжеств» Вахтангов соприкоснулся с темой революции, с темой народа.

И можно только пожалеть, что болезнь не позволила ему довести работу над «спектаклем ноябрьских торжеств» до конца. Может быть, жанр развивался бы еще стремительнее и свое­образнее, если бы к нему прикоснулась рука гениального мастера - Евгения Багратионовича Вахтангова.
В послереволюционные годы многие города страны отмеча­ли памятные годовщины массовыми постановками под от­крытым небом. На этих народных спектаклях родилась плеяда молодых режиссеров. И среди них - Н. П. Охлопков. В 1921 году совсем еще молодым человеком он поставил в Иркутске, на городской площади, массовую инсценировку, основной темой которой была победа труда над капиталом. «В нашей инсценировке - вспоминал Н. П. Охлопков, - принимали участие четы­ре тысячи пехотных солдат и две тысячи кавалеристов. Был и большой сводный оркестр. Ведущие роли исполняли молодые артисты драмтеатра... Постановка была горячо принята тыся­чами зрителей. И я поныне храню очень теплые воспоминания об этой необычной моей первой режиссерской работе».

Интересно отметить, что молодой Н. П. Охлопков, впослед­ствии один из выдающихся режиссеров современного театра, на­чал свой режиссерский путь с массового политического пред­ставления.

Исторической достоверностью была отмечена в 1923 году массовая инсценировка в Иваново-Вознесенске, посвященная восьмой годовщине со дня забастовки ивановских ткачей. Эта постановка, сделанная талантливо и изобретательно, с докумен­тальной точностью восстанавливала события восстания 1915 года.

После окончания массовой инсценировки состоялся митинг-реквием, закончившийся исполнением «Интернационала», могуче гремев­шим над городом в исполнении 20-тысячного хора рабочих...

8 ноября 1927 года в Киеве, на площади ипподрома, перед 50 000 зрителей ожили эпизоды «Восстания арсенальцев в 1917 году» — от драматических сцен заседания большевиков-под­польщиков до огромных массовок, разгона демонстрации рабо­чих, осады Арсенала, атак пехотных частей и кавалерии, рас­стрела рабочих - арсенальцев и финального торжественного па­рада частей Красной Армии. Среди участников представления были и рабочие - арсенальцы, реальные герои восстания 1917 го­да. Они же помогали при создании сценария и при постановке. Это придавало всему представлению документальность и исто­рическую точность.

С середины 1920-х годов жанр массовых праздников и зрелищ стал обогащаться новыми разновидностями. Теперь центр иска­ний в области жанра переместился из Ленинграда в Москву, где проводились эксперименты в поисках новых форм.

10 мая 1925 года состоялся первый общемосковский карнавал книги. По улицам Москвы, заполненным многотысячными толпами, двигались карнавальные колонны. Автомашины, офор­мленные в виде книг, являлись сценическими площадками, на которых выступали чтецы, музыканты, танцоры, коллективы ху­дожественной самодеятельности. (Е. Рюмин в книге «Массовые празднества» (1927), дает подробное описание этого карнавала.)

Узловым моментом всего праздника явились массовые ин­сценировки на Хамовническом плацу, посвященные темам борь­бы трудящихся с империализмом, единению народностей нашей страны и др. В осуществлении этих инсценировок принимали участие крупнейшие издательства: Госиздат, Центральное изда­тельство народов СССР и др.

В 1926 году, в дни Первомая, на Каланчевской площади в Москве было поставлено массовое представление, прославляющее людей труда. За два дня представление собрало более се­мидесяти тысяч человек.

Говоря о московских опытах в области различных форм массовых зрелищ, мы должны вспомнить Н. И. Подвойского, По его инициативе и под его руководством в мае 1928 года на Воробьевых горах в Москве было поставлено массовое пред­ставление «Великий Октябрь». По режиссерскому решению спектакль продолжал традиции массовых постановок Красного Петрограда. Он осуществлялся силами коллектива массового действия при Обществе строительства международного Красно- го стадиона, которое возглавлял Н. И. Подвойский. Нужно сказать, что коллектив массового действия в 20-е годы создал целый ряд и других постановок, посвященных текущему политическому моменту.

К проводившейся в Москве I Всесоюзной спартакиаде наро­дов СССР был приурочен водный праздник на Москве-реке.

В 1930-е годы, в связи со строительством по всей стране пар­ков культуры и отдыха и стадионов определенный интерес представляли массовые постановки на их территориях.

Летом 1930 года в ЦПКиО им. Горького была осуществлена постановка «Развернутым фронтом». Для написания сценария был приглашен В. В. Маяковский, проявивший большой интерес к этой работе: его увлекли масштабы и размах грандиозного народного празднества. К сожалению, великий поэт не успел написать сценарий. Работа эта была выполнена его другом поэтом Н. Асеевым.

На основе асеевского сценария режиссер С. Радлов и художник Я. Ромас создали замечательный народный праздник, творчески развивающий традиции массового театра, рожденного в Красном Петрограде. Действие шло по всему парку, по набережным Москвы-реки (массовки с участием воинских частей и на самой реке: бой джонок с эскадрой «вражеских» минонос­цев; умело была использована пиротехника.

Яркий и эмоциональный массовый театрализованный праздник «Развернутым фронтом» явился заметной вехой в станов­лении жанра.

В конце 30-х годов, когда в Москве было окончено строи­тельство стадиона «Динамо» (в то время крупнейшего в стра­не), на его поле было поставлено массовое представление «Ру­ки прочь от Испании!» (режиссер С. Радлов). В представлении выступления актеров и коллективов перемежались с политиче­скими лозунгами и воззваниями. Театрализованное действие пе­рерастало в митинг, в который включались многотысячные зри­тели, наполнившие трибуны стадиона.

Это представление-митинг можно считать началом нового на­правления в жанре. Популярная в послереволюционные годы форма театрализован-ного митинга строилась на включении в ход политического митинга концертных номеров: выступления хоров, оркестров, артистов-чтецов. Массовое представление «Ру­ки прочь от Испании!» было решено в основном средствами ис­кусства.

В театрализованном представлении-митинге заключены ог­ромные возможности массовой политической пропаганды, поэ­тому так интересны все этапы поиска в этой разновидности жанра.

В 1934 году страна чествовала героев челюскинской эпопеи. В июне, в Центральном парке культуры и отдыха в Ленинграде готовились к встрече челюскинцев и героев-летчиков. Героям Арктики посвящался своеобразный парад самодеятельного ис­кусства, которым завершалась олимпиада художественной са­модеятельности ленинградских профсоюзов.

Территория парка была празднично украшена. В центре его сооружен макет лагеря челюскинцев, у входа в парк — громад­ная карта Арктики с обозначением маршрутов похода «Челюс­кина» и полета отважных летчиков.

На Масляном лугу была выстроена специальная трибуна почета, которую заняли герои-полярники. Мимо трибуны про­шли в веселом карнавальном шествии тридцать тысяч исполни­телей, одетых в костюмы представителей различных трудовых профессий. Во главе шествия «плыл» макет прославленного ле­докола «Красин» в окружении «шлюпок» и «байдарок». После шествия на большой эстраде у Елагина дворца состоялся кон­церт коллективов художественной самодеятельности. Праздни­ком песни, в котором участвовал пятитысячный сводный хор и двухтысячный оркестр, завершился этот день.

8 июля 1935 года в Московском ЦПКиО им. Горького был проведен первый карнавал, в котором участвовали десятки тысяч москвичей.

Праздник проходил одновременно на всей территории пар­ка: на его эстрадах, площадках, аллеях, прудах, набережной Москвы-реки, наконец, в Зеленом театре, зрительный «зал» которого вмещает 20 тысяч зрителей.

С тех пор красочные веселые карнавалы стали устраиваться во многих городах страны.

Вопросы к самопроверке:

1. Первые советские массовые праздники и зрелища.

2. Агиттеатры и их известные постановки.

3. Творчество В. Мейерхольда в постановке массовых праздников и зрелищ.

4. Создание митингов-спектаклей, митингов-концертов.

5. Создание ТРАМов.

6. Различные формы театрализованных представлений в первые годы советской власти.

Литература:

1. Гагчин, В. Н. Культура России: Досуговая культура. - М., 2001.

2. Генкин, Д. М. Массовые праздники. - М.: Просвещение, 1975.

3. Жигульский, К. Праздник и культура.- М.: Прогресс, 1985.

4. Журнал «Праздник» 2001-2008 г.г.

5. Мазаев, А. И. Праздник как социально-художественное явление. - М.:
Наука, 1978.

6. Наши новые праздники.- М:.Эксмо, Яуза, 2007.

7. Петров, Б. Н. Массовые спортивно-художественные представления.- М.: Изд- во ФОН, 2001.

8. Райт, Дж. Глобализация и спорт // Спорт для всех.-2002.- №1-2 С.28-30

9. Родиченко В.С. Олимпийский учебник студента.- М.- Сов. спорт, 2005.

10. Розовский, М. Режиссер зрелища. М.: Сов. Россия, 1975.

11.Стрельцов, Ю. А. Культурология досуга. - М., 2002.

12. Традиционные формы досуга. История и современность. - М.,1993.

13.Туманов, И. М. Режиссура массового праздника и театрализованного

концерта. - М.: Просвещение, 1976.

14. Черняк, Ю. М. Режиссура праздников и зрелищ.- Минск: Тетра Системс,

2004.

15. Чечетин, А. И. История театрализованных представлений: уч. пос. для

вузов, колледжей культуры.- М.: МГУКИ, 1999.- вып.2. 80 с, Вып.3 -82 с.

16. Шароев, И. Г. Режиссура эстрады и массовых представлений.- М., Про-­
свещение, 1986.

17. Шароев, И.Г. Театр народных масс. - М.: ГИТИС, 1978.

18.Энциклопедический словарь юного зрителя. М: Педагогика, 1989.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: