ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
Единство музыкальной и педагогической сторон в деятельности учителя музыки предполагает наличие у него определенных личностных качеств, обеспечивающих эффективность этой деятельности. К таким качествам прежде всего необходимо отнести:
Музыкальность,
Эмпатийность,
Профессиональное мышление и самосознание,
Артистизм,
Креативность,
Личностную профессиональную позицию.
Музыкальность
О природе музыкальности и ее проявлениях говорилось при характеристике музыкальности ребенка как субъекта педагогики музыкального образования. Все сказанное относится и к учителю музыки. Но уровень развития музыкальности учителя музыки должен быть неизмеримо выше, в противном случае учитель не сможет и подлом мере осуществлять свою профессиональную деятельность.
Музыкальность помогает учителю музыки адекватно воспринимать новые знания в искусстве, оценивать интересные, хотя, может быть, испорные произведения, еще не получившие общественного признания. Ярко выраженная музыкальность практически всегда помогает учителю более определенно формировать свою собственную позицию в отношении того или иного музыкального явления.
|
|
Одним из важнейших проявлений музыкальности у учителя музыки является музыкальный вкус. Наличие развитого музыкального вкуса является необходимым условием достижения успехов и процессе формирования музыкальной культуры школьников.
Музыкальность учителя музыки проявляется во всех видах его педагогической деятельности: в вокальном и инструментальном исполнительстве, в управлении вокально-хоровой работой с учащимися, в собственной музыкально-пластической деятельности и в руководстве ею на музыкальных занятиях, в управлении инструментальным детским исполнительством, в собственных импровизациях (сочинении музыки) и в руководстве этим процессом, в организации драматизации, мюзиклов, в отборе музыкальных произведений для занятий и т.п.
Музыкальность учителя проявляется также в особой, во многом интуитивной оценке музыкальности ребенка с учетом перспективы его развития, — что представляется крайне важным для всего процесса музыкального образования. Чем более музыкален учитель, тем скорее он сможет распознать наличие и своеобразие музыкальности в своем воспитаннике и при этом найти наиболее целесообразные для данного ученика или класса в целом пути развития их способностей.
Следует обратить внимание и на то, что музыкально-педагогическая деятельность учителя стимулирует развитие музыкальности учителя музыки, активизируя различные психические процессы. Так, особое значение приобретает развитие музыкальной памяти учителя музыки.
|
|
Как уже отмечалось, музыкальная память является составной частью музыкальных способностей и «представляет собой способность человека к запоминанию, сохранению в сознании и последующему воспроизведению музыкального материала». (Теплов Б.П. Психология музыкальных способностей. — М.; Л., 1947). Принято выделять несколько ее видов: слухо-образную, двигательно-моторную, эмоциональную, конструктивно-логическую и зрительную.
Для музыканта-педагога, подчеркивает Т.Н.Воронова, значение памяти очень велико, так как игра наизусть дает возможность ярче воплотить художественный образ, проявить свое отношение к данному произведению. Эффективное развитие личности музыканта-педагога, его эрудиция, мышление зависят во многом от количества сочинений, сохраненных в памяти (См.: Воронова Т.Н. Музыкальная память //Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учеб. пособие / Под общ. ред. А. Г. Каузовой и А. И. Николаевой- — М., 2001. — С. 105.)
Процесс рационального усвоения репертуара, подчеркивает автор, должен включать в себя следующие важные моменты:
1. Анализ формы музыкального произведения, т.е. выяснение его структуры и композиционно-драматургического плана.
2. Выяснение общих интонационных особенностей произведения, вытекающих из своеобразия музыкального языка композитора.
3. Установление конкретных смысловых связей между структурой целого произведения и отдельными частями.
4. Определение особенностей и взаимосвязей основных средств художественной выразительности, применяемых в произведении. (См.: Воронова Т.Н. Музыкальная память//Теория и методика обучай игре на фортепиано: Учеб. пособие/ Под общ. ред. А. Г. Каузовой и А. И. Николаевой.-М., 2001.-С. 107)
К этому следует добавить, что сохранение в памяти определенного круга произведений, включающего в себя музыку разных стилей, жанров и форм, дает возможность учителю музыки свободно варьировать музыкальный материал на уроке, устанавливая столь необходимые арки между историческими эпохами, музыкальными жанрами и стилями, творчеством различных композиторов. В конечном счете это приводит, с одной стороны, к организации урока музыки как урока искусства, а с другой — позволяет подвести учащихся к осознанию целостной картины музыкального мира.
Влияние педагогической деятельности на развитие музыкальности учителя музыки можно проследить и в том, что, наблюдая за деятельностью своих учеников, общаясь с ними в процессе совместного исполнения, педагог, отдавая детям свою музыкальную энергетику, воспринимает от них соответствующий ответный заряд, который обогащает его. Об этом много написано в театральной педагогике, в воспоминаниях концертирующих музыкантов. Отмеченный факт развития музыкальности учителя музыки тем более ценен, поскольку в условиях занятий в школе он носит постоянный, а не эпизодический (как в театре, концерте) характер.
Развитие музыкальности учителя музыки невозможно вне связи с развитием всего его духовного мира и прежде всего вне связи с музыкой — основным «генератором» развития музыкальности. Эта связь осуществляется в постоянном обогащении и углублении собственных музыкальных впечатлений, музыкального опыта и его выражения в музыкальном исполнительстве как эффективном пути познания музыкального искусства.