Этапы процесса управления качеством

1. Оценка уровня качества имеющихся на рынке аналогов, анализ требований покупателей.

2. Долгосрочное прогнозирование.

3. Планирование уровня качества.

4. Разработка стандартов.

5. Проектирование качества в процессе конструирования и разработки технологии.

6. Контроль качества исходного сырья и покупных материалов.

7. Операционный контроль в процессе производства.

8. Приёмочный контроль.

9. Контроль качества в условиях эксплуатации (послепродажный контроль).

10. Анализ отзывов и рекламаций покупателей.

Каждый этап распадается на много процессов с обратными связями.

В настоящее время - неценовая конкуренция – конкуренция качества. Играет роль В-основном для товаров долговременного пользования. Стоимость полного жизненного цикла:

- стоимость комплекса НИОКР

- затраты на изготовление изделий

- затраты потребителя на обслуживание, эксплуатацию и ремонт в течение всего периода функционирования изделия.

Таким образом, с подачи Фейгенбаума была внедрена Система управления качеством. На данном этапе удалось преодолеть старый конфликт между повышением качества и ростом эффективности производства.

Однако противоречие осталось на более высоком уровне. При ошибке в определении запросов в случае выхода годных с точки зрения производителя изделий затраты чрезвычайно велики.

ФАЗА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Зародилась в середине 60-х годов. TQM пришёл на смену TQC. Причины:

- развитие мирового рынка товаров и услуг

- резкое обострение конкуренции

- политика государственной защиты интересов потребителей.

Развитие теории надёжности. Развитие систем автоматического проектирования.

Основа концепции новой стадии:

• Большая часть дефектов изделий закладывается на стадии разработки из-за недостаточного качества проектных работ.

• Перенос центра тяжести работ по созданию изделия с натурных испытаний опытных образцов на математическое моделирование свойств изделий и процессов их производства.

• Вместо «ноль дефектов» - концепция «удовлетворённого потребителя». \

• Предоставление высокого качества за приемлемую цену, которая постоянно снижается.

Основные идеи сформулированы Генети Тагучи, доктор Мицуно, научные разработки «Тойоты» и «Мицубиси».

В рамках TQM удаётся практически преодолевать противоречие между качеством и эффективностью.

В 1987 году появилась серия стандартов, сильно повлиявшая на развитие TQM:

ИСО 9000 Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества

ИСО 9001 Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании.
ИСО 9002 Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже.

ИСО 9003 Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях.

ИСО 9004 Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания, а также терминологический стандарт ИСО 8402.

В 2000 году эти стандарты были расширены.

Сертификация систем менеджмента качества.

Качество продукции и качество услуг.

Взаимосвязь товара и услуги

УЛУЧШЕНИЮ НЕТ ПРЕДЕЛА

TQM - не просто управление качеством с целью выполнения требований (TQC), но ещё и управление целями и требованиями.

Одно из условий допуска предприятия к тендеру – наличие у него сертифицированной системы качества.

1993 год - 50 000 сертифицированных систем качества

1995 год – 100 000

2001 год – 200 000

ФАЗА КАЧЕСТВА СРЕДЫ

Стандарты ИСО 14000:

- введение в организации определённых экологических процедур

- осуществление мер по их соблюдению

- подготовка пакетов документов

- назначение ответственных за определённые области экологической деятельности.

Новая система призвана обеспечить уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду на трёх уровнях:

• Организационном – через улучшение организационного поведения фирм.

• Национальном – через создание государственной экологической политики.

• Международном – через улучшение условий международной торговли.

Системы качества 90-х годов:

- ИСО 14000

- QS 9000 – большая тройка производителей автомобилей в США – отраслевые требования

- ИСО 9004:2000 – требования к «всеобщему благоденствию» - включение требований всех заинтересованных сторон (в том числе и работников предприятия).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: