Международная стандартизация и менеджмент качества

Не бывает стандартных компаний и стандартных потребителей, поэтому стандарты ИСО 9000 включают как концепции, принципы, общепризнанные подходы, так и рабочие модели.

Разработка стандартов началась в Международной организации по стандартизации (International Organization by Standardization, ISO) в 1979 году. У истоков первой редакции стандартов стояли и советские специалисты: А.В. Гличев, являвшийся в те годы президентом Европейской организации по качеству (ЕОК), В.В. Бойцов, председатель Госстандарта СССР, исполнявший обязанности президента ISO. Первая редакция стандартов ИСО 9000 появилась в 1987 году, вторая — в 1994-м. Третья редакция стандартов ИСО 9000, как уже говорилось выше, была выпущена в 2000 году. Обновленные стандарты ИСО 9000 создают новое понимание проблем менеджмента качества и обеспечения качества на основе опыта, полученного вследствие широкого применения предыдущих редакций стандартов.

Стандартам ИСО 9000 принадлежит будущее, поскольку они приносят финансовые преимущества применяющим их компаниям, и число их пользователей постоянно растет. По данным отчета Международной организации по стандартизации, на декабрь 2002 года в 159 странах было выдано 561 747 сертификатов на системы менеджмента качества, в том числе по ИСО 9001:2000 — 167 210 сертификатов. В Российской Федерации эти данные составляют 1710 и 314 сертификатов соответственно. Вывод очевиден: внедрение стандартов ИСО 9000 в России идет медленно, с большими трудностями. Старая пословица гласит, что русские медленно запрягают, но быстро едут. Вот только успеть бы к моменту вступления России во Всемирную торговую организацию наверстать изрядно упущенное!

Сила и слабость консенсусного подхода

Стандартизация основана на консенсусном подходе. Каждый участник подобной деятельности голосует, выражая свое мнение, причем все точки зрения должны приниматься в расчет. Такой подход имеет свои достоинства (широкое признание и распространение, глубокая экспертиза) и недостатки (принимаются только положения, вызывающие всеобщий интерес, рассматриваются только тривиальные решения). Основные итоги консенсусного голосования могут быть следующими: а) чье-либо предложение одобряется; б) одобренный текст издается; в) включаются альтернативные положения; г) аспекты, вызывающие дискуссии, в расчет не принимаются. Пользователи стандартов должны знать об этих подходах, поскольку проблем в понимании и применении стандартов, вызванных консенсусным голосованием, нужно избегать при внедрении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: