В настоящее время требуется привлечение всеобщего внимания к качеству как на макро-, так и на микроуровне социально-экономической системы общества.
Государственное регулирование качества в РФ осуществляется посредством стандартизации, сертификации продукции и обеспечения единства измерений.
Стандартизация устанавливает нормы и правила в целях обеспечения безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества человека, ее взаимозаменяемости и технической совместимости и других необходимых мероприятий, осуществляемых в интересах государства и потребителя. Сертификация представляет собой механизм, позволяющий подтверждать требования и нормы нормативных документов по стандартизации и приравненных к ним документов. Система обеспечения единства измерений позволяет обеспечить достоверную и воспроизводимую метрологическую оценку этих требований.
Исходя из требований государственного регулирования качества, субъекты хозяйственной деятельности строят системы управления качеством, которые могут концептуально различаться, будучи, тем не менее, ориентированными на достижение одних и тех же целей. Вопросам организации прогрессивных систем управления качеством посвящена отдельная глава учебного пособия.
|
|
Любая система управления качеством может эффективно функционировать лишь в том случае, если она опирается на прогрессивные методы управления качеством — статистический приемочный контроль, статистическое регулирование технологических процессов, японские «семь инструментов качества», групповые методы анализа и решения проблем и т. д., которые рассматриваются в данном пособии.
Для того чтобы эффективно управлять качеством, необходимо уметь его количественно измерять. Квалиметрии как
науке о количественных методах оценки качества и областям ее практического применения посвящена самостоятельная глава.
Радикальное решение проблемы высокого качества в России невозможно без оздоровления экономики и существенной отработки хозяйственного механизма. Но вместе с тем крайне необходима и переоценка, и мобилизация тех экономических и организационных рычагов, которые способны позитивно воздействовать на качество в масштабах всего государства. Осуществить это можно, лишь опираясь на результаты всестороннего анализа и переосмысления накопленного отечественного и зарубежного опыта. По этой причине один из разделов данного учебного пособия посвящен эволюции менеджмента качества с учетом прогрессивных систем управления качеством, зародившихся в нашей стране в 70-е годы двадцатого столетия.
Таким образом, учебное пособие дает основополагающие представления об основных элементах теории, экономики и организации обеспечения качества и управления им и может быть использовано для подготовки специалистов в области управления качеством на предприятиях.