Признаками системной организации управления качеством на предприятии является:
1) соответствие системы определенной концепции;
2) документирование системы;
3) охватывание системой не только организационной
структуры управления предприятием, но и системы уп
равления процессами создания продукции.
Хорошо известно, что в России организационные структуры управления, как правило, имеют иерархический характер, где управление происходит сверху вниз. Однако иерархические организационные структуры с вертикальной системой отношений «начальник — подчиненный (исполнитель)» плохо соответствует целям управления качеством. Не случайно некоторые специалисты называют такие системы кладбищем, ибо прямоугольники, изображающие элементы структуры, очень напоминают надгробные плиты.
Современная философия управления качеством уделяет большое внимание как горизонтальным процессам управления качеством (например, процессы, проходящие по линии «маркетинг — конструктор — производственник — испытатель — торговец»), так и вертикальным процессам, для которых характерно не только направление сверху вниз, но и снизу вверх. Примерами встречного (снизу вверх) вертикального управления является знаменитые кружки качества.
|
|
Примеры организационных схем управления качеством рассмотрим, изучая этапы развития системного управления качеством в XX веке.
Начало XX века характеризуется появлением массового производства и развитием процесса индустриализации.
Начальный этап системного подхода к управлению качеством связан с появлением в 1905 году системы Тейлора.
В системе Тейлора каждый отдельный исполнитель в процессе создания товара отвечал только за свою операцию и не был заинтересован в результатах общего труда.
Система устанавливала требования к качеству изделий в виде полей допусков или определенных шаблонов, настроенных
на верхнюю и нижнюю границы допусков (так называемые проходные и непроходные калибры).
Для обеспечения успешного функционирования системы Тейлора были введены первые профессионалы в области качества — инспекторы (в России — технические контролеры).
Система мотивации предусматривала штрафы за дефекты и брак, а также увольнение.
Система обучения сводилась к профессиональному обучению и обучению работать с измерительным и контрольным оборудованием.
Взаимоотношения с поставщиками и потребителями строились на основе требований, установленных в технических условиях (ТУ), выполнение которых проверялось при приемочном контроле (входном и выходном).
Все отмеченные выше особенности системы Тейлора делали ее системой управления качеством каждого отдельно взятого изделия.
|
|
Начальный этап развития управления качеством можно охарактеризовать так: «Качество продукции как соответствие стандартам».
В 1924 году в США были изобретены статистические методы управления качеством: контрольные карты Шухарта и таблицы статистического приемочного контроля, что ознаменовало переход от управления качеством отдельно взятых изделий к управлению качеством процессов.
Системы качества усложнились в результате включения в их состав служб, разрабатывающих и использующих статистические методы.
В начальный период внедрения статистических методов последние не были ориентированы на предупреждение дефектов. Контролируя производственный процесс или конечный продукт, определяли число годных изделий по отношению к дефектным. При выявлении отклонений от заданных значений намечали соответствующие мероприятия. В процессе развития статистических методов акцент с инспекции и выявления дефектов был перенесен на их предупреждение путем выявления причин дефектов и устранения их на основе изучения процессов и управления ими.
Постепенно был осознан факт, что дефекты обходятся изготовителю тем дороже, чем позднее они выявляются. Дока-
зано, что в среднем устранение дефекта на стадии конструкторской разработки обходится в 10 раз дешевле, чем если он будет обнаружен в производстве. Стоимость устранения того же дефекта у заказчика возрастает еще в 10 раз.
Возникла новая специальность — инженер по качеству, в обязанности которого входит анализ качества и дефектов продукции, построение контрольных карт и т. п.
К профессиональному обучению добавилось обучение статистическим методам анализа, регулирования и контроля.
В отношениях поставщика и потребителя существенную роль стал играть статистический приемочный контроль.
Второй этап в развитии системного управления качеством можно охарактеризовать так: «Качество продукции как соответствие стандартам и стабильность производства».
В 50-е годы была выдвинута концепция тотального (всеобщего) управления качеством TQC (Total Quality Control). Ее автором стал американский ученый А. Фейгенбаум.
На этом этапе появились документированные системы качества, устанавливающие ответственность и полномочия, а также взаимодействие в области качества всего руководства предприятия, а не только специалистов служб качества.
На предприятиях появилась должность менеджера по качеству.
Системы мотивации стали смещаться в сторону человеческого фактора. Было замечено, что вовлечение всех участвующих в создании конкретных ценностей в процесс выработки решения и осознанное принятие ответственности за реализацию этого решения повышают мотивацию и приводят к успеху. Материальное стимулирование уменьшилось, моральное — увеличилось. Главными мотивами качественного труда стали работа в коллективе, признание достижений коллегами и руководством, забота фирмы о будущем работника, его страхование и поддержка его семьи.
Увеличилась продолжительность профессионального обучения и переподготовки работников. Например, начиная с 70-х годов продолжительность обучения одного работника в Японии и Южной Корее достигла одного месяца.
Системы взаимоотношений «поставщик — потребитель» начали предусматривать сертификацию продукции третьей
стороной. Повысились требования к качеству в контрактах, стали более ответственными гарантии их выполнения.
Внедрение и развитие концепции TQC в разных странах мира осуществлялись неравномерно. Несмотря на то что основные идеи TQC были рождены в США и Европе, лидером в развитии концепции TQC стала Япония.
|
|
В 60-е годы начался так называемый «японский вызов».
Завоевание рынка японцы начали с оптических товаров (фотоаппаратов), продолжили этот процесс производством автомобилей, бытовой электроники, компьютеров и радиоэлектронной аппаратуры.
Поначалу попытки японцев захватить западный рынок сбыта осмеивались. Первые японские товары имели качество ниже всякой критики. Дизайн, если речь не шла о его прямом копировании (первоначально японцы действительно прибегали к прямому копированию), вызывал только насмешки. Инструкции по эксплуатации и описанию конструкций товаров были малопригодны для практического применения и часто служили объектом для шуток и карикатур, которые позволяла себе пресса.
Но уже в 70-х годах понятие «японский вызов» сменилось понятием «японская угроза». За сравнительно короткое время Япония вошла в узкий круг экономических гигантов. Японские товары достигли и превзошли уровень качества товаров экономически развитых держав. Товары внешне инновативны, имеют качество, на которое с уважением ориентируется западный мир, разнообразны по дизайну. Японские экспортные поставки приобрели грандиозный размах.
Системы TQC развивались в Японии с большим акцентом на применение статистических методов. Сами японцы долгое время подчеркивали, что они используют подход TQSC, где S — Statistikal (ñòàòèñòè÷åñêèé).
Далее, концепция TQC развивалась на основе вовлечения сотрудников в планирование и управление процессами и принципами «думать совместно» (посредством в первую очередь кружков качества).
Как-то известного авторитета в области управления качеством японского профессора X. Цубаки спросили: «В чем секрет успехов в Японии в области качества — в использовании ста-
тистических методов, кружков качества или чего-то еще?». Он ответил: «Все, что вы перечислили, играет свою роль, но, пожалуй, самое главное — это прекрасно поставленная система обучения персонала как внутри, так и вне предприятия, а также особая система мотивации».
|
|
В период развития концепции TQC в Европе стали уделять большое внимание документированию систем обеспечения качества и их регистрации или сертификации третьей (независимой) стороной. Например, в этот период был разработан британский стандарт BS 7750, устанавливавший порядок систем качества.
Третий этап в развитии системного управления качеством можно обозначить так: «Качество продукции, процессов, деятельности как соответствие рыночным требованиям».
Следует заметить, что развитие системного, комплексного управления качеством имело место и в Советском Союзе. Здесь было рождено много отечественных систем.
Среди них: Саратовская система бездефектного изготовления продукции (БИП); Ярославская НОРМ (научная организация работ по увеличению моторесурса), созданная в Ярославском объединении «Автодизель»; Рыбинская НОТПУ (научная организация труда, производства и управления), разработанная на Рыбинском моторостроительном заводе; Горьков-ская система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий).
В основу системы БИП был положен самоконтроль труда непосредственно исполнителем. Исполнитель нес ответственность за качество изготовливаемой продукции.
Система НОРМ предусматривала планомерный, систематический контроль моторесурса двигателей и циклическое его увеличение на основе повышения надежности и долговечности всех узлов и деталей, определяющих планируемый моторесурс. В системе НОРМ планирование количественного показателя качества и его реализация осуществлялась на всех стадиях жизненного цикла продукции.
Для НОТПУ характерно комплексное использование методов научной организации труда, производства и управления с постоянным совершенствованием технологии и технологического оборудования для каждого рабочего места
и для предприятия в целом. Предусматривалась количественная оценка уровня организации труда, производства и управления в рамках предприятия, цехов, участков.
Одна из лучших систем — КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий), заведомо опередившая свое время. Система включала комплекс инженерно-технических и организационных мероприятий, обеспечивающих выпуск продукции высокого качества и надежности с первых промышленных образцов. Характерными особенностями КАНАРСПИ бьши:
- комплексность задач обеспечения качества продукции;
- поисковый характер системы, предполагающий всемер
ное развитие исследований, направленных на повыше
ние качества продукции и развитие конструкторских,
технологических и испытательных служб предприятия;
- организация работ по получению объективной и своев
ременной информации о качестве выпускаемых изделий;
- активное участие предприятия-изготовителя и исполь
зующих продукцию организаций в совершенствовании
конструкций изделий и повышении технологического
уровня ее эксплуатации.
Четвертый этап, который можно обозначить так: «Качество как удовлетворение требований и потребностей общества, потребителей и персонала предприятий», начался в 80-е годы.
В настоящее время с определенной долей условности можно выделить три уровня систем управления качеством, имеющие некоторые концептуальные различия:
- системы, соответствующие требованиям стандартов
ИСО;
- общефирменные системы управления качеством (рас
пространенная английская аббревиатура — TQM);
- системы, соответствующие критериям национальных или
международных (региональных) премий по качеству.