Методы управления качеством | ||||
Классификационный признак | оргашпа-ЦИОННО- распоряди-тсльные | инженерно-технологические | экономические | социально-психологические |
Основной канал воздействия | Организационный (регламентирование, стандартизация ит.п.) | Инженерно-технологический (автоматика, автоматизация, механизация и т.п.) | Экономический (зарплата, цены ит.п.) | Социальный (свойства личности, статус лич- ности, общность интересов работников ит.п.) |
Характер воздействия | Прямой | Прямой | Косвенный | Косвенный |
Мотивы поведения | Необходимость соблюде- • ния требований к качеству и наличия ответственности за качество | Смешанные (соблюдение требований к «выходным» параметрам, материальный и моральный интерес) | Материальный интерес | Моральный (духовный) интерес |
Основа выбора методов | Организационный анализ | Инженерно-технический анализ | Технико-экономический анализ | Социально-психологические исследования |
Ограничения при выборе методов | Соответствие правовым нормам и требованиям в области качества | Возможности техники,технологии исоответствие требованиям экологии и безопасности | Соответствие экономическим законам и нормативам по качеству | Соответствие морально-этическим нормам, правилам и требованиям |
1.6.2. Организационно распорядительные методы управления качеством
|
|
Организационно-распорядительные методы управления качеством осуществляются посредством обязательных для исполнения директив, приказов и других предписаний, направленных на повышение и обеспечение необходимого уровня качества.
В груп пу организационно-распорядительных методов уп ра вле ни я качеством следует включать методы:
• регламентирования (общеорганизационного, функционального, должностного, структурного):
• стандартизации (на основе стандартов различного уровня и статуса);
• нормирования (на базе норм времени, численности, соотносительности, численных величин);
• инструктирования (ознакомления, объяснения, совета, предостережения, разъяснения);
• распорядительных воздействий (на основе приказов, распоряжений, указаний, постановлений, контроля исполнения с использованием превентивного п оперативного воздействий и т.п.). Среди них необходимо отметить: разработку и реализацию политики в области качества, утверждаемой первыми руководителями организаций; разработку. реализацию СТП. руководств, процедур и другой НТД и НМД по управлению качеством; разработку и внедрение положений о подразделениях и должностных инструкций; подбор, расстановку, воспитание и аттестацию кадров по управлению качеством; внедрение передового опыта по управлению качеством; обеспечение выполнения целевых программ по качеству; приказы и распоряжения по управлению качеством; обеспечение выполнения требований МС, ГОСТ и ТУ; контроль за исполнением требований НТД, НМД и решений по управлению и обеспечению качества.
|
|
Применение организационно-распорядительных методов управления качеством обусловливает создание совокупности документов различного статуса При этом к каждому документу следует предъявлять исключительно жесткие требования к качеству их содержания, в противном случае данные методы управления качеством не могут полностью реализоваться в практике управления. В связи с этим к документам по управлению качеством следует предъявлять следующие требования:
• логическая последовательность и четкость изложения информации;
• краткость, конкретность, простота i точность формулировок, исключающих возможность неоднозначного толкования;
• убедительность аргументации;
• информационная выразительность;
• достаточность и обоснованность;
• небольшой объем;
• малоизменчивость (стабильность);
• качественная содержательность.
Политика в области качества является одной из важнейших составных частей управления качеством. Данный документ должен быть первичным в составе документации при использовании организационно-распорядительных методов управления качеством, это связано с необходимостью принятия ответственности высшим звеном менеджеров за проведение политики в области качества, что в принципе становится первоначальным при реализации системного управления качеством.
При формировании политики предприятия в области качества следует учитывать т р е б о в а н и я. предъявляемые к ней; руководство должно определять политику в письменной форме, она подписывается первым руководителем; она должна согласовываться с другими направлениями деятельности предприятия; руководство должно обеспечивать понимание каждым членом коллектива разработанной политики в области качества, неуклонно ее осуществлять и проводить в жизнь; она должна быть сформулирована таким образом, чтобы ее положения касались каждого члена трудового коллектива, а не только качества выпускаемой продукции. Документ, раскрывающий политику в области качества, должен быть кратким, простым, доходчивым и запоминающимся, отражать требования к качеству работы каждого работника.
По существу, приемлемой политикой в области качества подукции может быть признана та, которая положительно отвечает на ряд вопросов: является ли она краткой; касается ли она каждого работника коллектива предприятия; установлены ли в ней стандарты (требования) к качеству работы; охвачены ли в ней все аспекты качества поставляемой потребителю продукции и услуг (этот вопрос следует относить также к срокам поставки продукции, иене, качеству конечных результатов деятельности предприятия, включая услуги); подписана ли политика в области качества первым лицом предприятия?
В зарубежной практике политика в области качества формулируется таким образом, что отвечает на многие перечисленные выше вопросы. Например, корпорация «IBM» в подписанную президентом политику в области качества наряду с прочим включила следующее: «Мы будем поставлять нашим заказчикам бездефектные, конкурентоспособные товары и услуги точно в установленные сроки». Анализ этого заявления показывает, что оно:
1) обращено к каждому работнику корпорации;
2) четко определяет показатели уровня качества работы (ожидается от каждого поставка бездефектной продукции и услуг точно в
|
|
срок, но лучше было бы записать так, чтобы каждый понимал: от него требуется работа без ошибок);
3) охватывает все аспекты качества (в том числе цену, срок поставки и исполнение);
4) подписана первым лицом корпорации.
Один из примеров формулирования политики в области качества зарубежным предприятием приведен ниже.