Классификация особенностей методов управления качеством

  Методы управления качеством
Классифика­ционный при­знак оргашпа-ЦИОННО- распоряди-тсльные инженерно-технологические экономиче­ские социально-психологи­ческие
Основной канал воз­действия Организа­ционный (регла­ментиро­вание, стандар­тизация ит.п.) Инженерно-технологиче­ский (автоматика, автоматизация, механизация и т.п.) Экономиче­ский (зарплата, цены ит.п.) Социаль­ный (свойства личности, статус лич- ности, общность интересов работников ит.п.)
Характер воздействия Прямой Прямой Косвенный Косвенный
Мотивы поведения Необхо­димость соблюде- • ния тре­бований к качеству и наличия ответст­венности за качество Смешанные (соблюдение требований к «выходным» параметрам, материальный и моральный интерес) Материаль­ный интерес Мораль­ный (духовный) интерес
Основа выбора методов Организа­ционный анализ Инженерно-технический анализ Технико-экономиче­ский анализ Социально-психологи­ческие ис­следования
Ограниче­ния при выборе методов Соответ­ствие пра­вовым нормам и требо­ваниям в области качества Возможности техники,техно­логии исоот­ветствие требо­ваниям эколо­гии и безопас­ности Соответст­вие эконо­мическим законам и нормати­вам по каче­ству Соответст­вие мо­рально-этическим нормам, правилам и требованиям

1.6.2. Организационно распорядительные методы управления качеством

Организационно-распорядительные методы управления качест­вом осуществляются посредством обязательных для исполнения ди­ректив, приказов и других предписаний, направленных на повыше­ние и обеспечение необходимого уровня качества.

В груп пу организационно-распорядительных методов уп ра вле ни я качеством следует включать методы:

• регламентирования (общеорганизационного, функционального, должностного, структурного):

• стандартизации (на основе стандартов различного уровня и статуса);

• нормирования (на базе норм времени, численности, соотноси­тельности, численных величин);

• инструктирования (ознакомления, объяснения, совета, предос­тережения, разъяснения);

• распорядительных воздействий (на основе приказов, распоря­жений, указаний, постановлений, контроля исполнения с ис­пользованием превентивного п оперативного воздействий и т.п.). Среди них необходимо отметить: разработку и реализацию политики в области качества, утверждаемой первыми руководи­телями организаций; разработку. реализацию СТП. руко­водств, процедур и другой НТД и НМД по управлению качест­вом; разработку и внедрение положений о подразделениях и должностных инструкций; подбор, расстановку, воспитание и аттестацию кадров по управлению качеством; внедрение передо­вого опыта по управлению качеством; обеспечение выполнения целевых программ по качеству; приказы и распоряжения по управлению качеством; обеспечение выполнения требований МС, ГОСТ и ТУ; контроль за исполнением требований НТД, НМД и решений по управлению и обеспечению качества.

Применение организационно-распорядительных методов управ­ления качеством обусловливает создание совокупности документов различного статуса При этом к каждому документу следует предъяв­лять исключительно жесткие требования к качеству их содержания, в противном случае данные методы управления качеством не могут полностью реализоваться в практике управления. В связи с этим к документам по управлению качеством следует предъявлять следую­щие требования:

• логическая последовательность и четкость изложения инфор­мации;

• краткость, конкретность, простота i точность формулировок, исключающих возможность неоднозначного толкования;

• убедительность аргументации;


• информационная выразительность;

• достаточность и обоснованность;

• небольшой объем;

• малоизменчивость (стабильность);

• качественная содержательность.

Политика в области качества является одной из важнейших состав­ных частей управления качеством. Данный документ должен быть пер­вичным в составе документации при использовании организационно-распорядительных методов управления качеством, это связано с необ­ходимостью принятия ответственности высшим звеном менеджеров за проведение политики в области качества, что в принципе становится первоначальным при реализации системного управления качеством.

При формировании политики предприятия в области качества сле­дует учитывать т р е б о в а н и я. предъявляемые к ней; руково­дство должно определять политику в письменной форме, она подпи­сывается первым руководителем; она должна согласовываться с дру­гими направлениями деятельности предприятия; руководство долж­но обеспечивать понимание каждым членом коллектива разработан­ной политики в области качества, неуклонно ее осуществлять и про­водить в жизнь; она должна быть сформулирована таким образом, чтобы ее положения касались каждого члена трудового коллектива, а не только качества выпускаемой продукции. Документ, раскрываю­щий политику в области качества, должен быть кратким, простым, доходчивым и запоминающимся, отражать требования к качеству работы каждого работника.

По существу, приемлемой политикой в области качества подукции может быть признана та, которая положительно отвечает на ряд во­просов: является ли она краткой; касается ли она каждого работника коллектива предприятия; установлены ли в ней стандарты (требова­ния) к качеству работы; охвачены ли в ней все аспекты качества по­ставляемой потребителю продукции и услуг (этот вопрос следует от­носить также к срокам поставки продукции, иене, качеству конечных результатов деятельности предприятия, включая услуги); подписана ли политика в области качества первым лицом предприятия?

В зарубежной практике политика в области качества формулиру­ется таким образом, что отвечает на многие перечисленные выше вопросы. Например, корпорация «IBM» в подписанную президентом политику в области качества наряду с прочим включила следующее: «Мы будем поставлять нашим заказчикам бездефектные, конкурен­тоспособные товары и услуги точно в установленные сроки». Анализ этого заявления показывает, что оно:

1) обращено к каждому работнику корпорации;

2) четко определяет показатели уровня качества работы (ожидает­ся от каждого поставка бездефектной продукции и услуг точно в


срок, но лучше было бы записать так, чтобы каждый понимал: от не­го требуется работа без ошибок);

3) охватывает все аспекты качества (в том числе цену, срок по­ставки и исполнение);

4) подписана первым лицом корпорации.

Один из примеров формулирования политики в области качества зарубежным предприятием приведен ниже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: