2.1. Квалиметрия как наука
и ее роль в управлении качеством
2.1.1. Основные понятия квалиметрии
Термин «квалиметрия» образован от латинского gualitas - качество (или quails - какой по качеству) и греческого metreo - измеряю. В настоящее время данный термин широко распространен в теории и практике управления.
Активное развитие квалиметрия получила в середине 1960-х гг., когда при принятии решений, связанных с качеством, стали применяться количественные методы ее оценки.
Квалиметрия как наука объединяет количественные методы оценки качества, используемые для обоснования решений по управлению качеством и по смежным с ним вопросам управленческой деятельности. Она включает взаимосвязанную систему теории:
• общую квалиметрит, предусматривающую разработку общетеоретических проблем понятийного аппарата, измерения, оценивания, квалиметрического шкалирования и т.п.;
• специальные квалиметрии, классифицированные по видам методов и моделей оценки качества (например, экспертная, вероятностно-статистическая, индексная, таксономическая квалиметрия и др.);
|
|
• предметные квалиметрии, дифференцированные по видам объектов оценивания (продукции - технических устройств, изделий и т.п.; услуг; труда; процессов; проектная квалиметрия и т.п.).
В последние годы в квалиметрии появились новые направления: социологическая, педагогическая, логистическая квалиметрия и др. Это связано с ее «экспансией» и «диффузией» во многие сферы материальных и нематериальных видов человеческой деятельности.
У квалиметрии как науки имеются статусы: экономический, технический, технико-экономический, общенаучный, системный.
Экономический статус определяется экономическим содержанием качества и его взаимодействием с потребительной стоимостью. С этих позиций квалиметрия предусматривает использование методов эконометрии для измерения и дальнейшей оценки экономических свойств различных объектов.
Технический статус обусловлен взаимосвязью технического аспекта качества с количественными и качественными изменениями конкретных технических свойств измеряемых объектов.
Технико-экономический статус определяется направленностью квалиметрии на обобщенное комплексное измерение качества оцениваемых объектов. Следует осуществлять оценку как технических, так и экономических свойств.
Общенаучный статус отражает взаимосвязь философского аспекта категории качества со всеми другими, что обусловливает необходимость и возможность формирования и использования наряду с общей теорией и специальными видами квалиметрии предметной квалиметрии.
|
|
Системный статус квалиметрии подразумевает использование системного подхода при формировании и обеспечении качества.
Наряду с указанными статусами квалиметрия может обладать социологическим и правовым статусами. Очевидно, что перечисленные статусы определяют кватометрию как науку, имеющую в целом междисциплинарный статус.
Важнейшим вопросом квалиметрии является объективное установление уровня качества. Применительно к продукции в соответствии с определением, приведенным в разделе 1, уровень качества представляет собой относительную характеристику качества продукции, основанную на сравнении совокупности показателей ее качества с соответствующей совокупностью базовых показателей.
2.1.2. Роль квалиметрии в управлении качеством
Интенсивное развитие квалиметрии в последние годы связано с массовостью задач по оценке качества, постоянно возникающих в практике управления. Среди них наиболее важны следующие:
• прогнозирование потребностей, технического уровня и качества;
• разработка методов определения численных значений показателей качества:
» разработка принципов и методов оценки качества;
• выбор оптимального варианта продукции для ее разработки и постановки на производство;
• определение оптимальных показателей качества, их нормирование, разработка ТУ и стандартов на новую продукцию;
• определение научно-технического уровня НТД;
• расчет и принятие конкурентоспособной цены продукции;
• установление рынков сбыта и целесообразности выхода на рынок;
• планирование разработки и освоения новых видов продукции;
• определение наиболее рациональных путей повышения и обеспечения качества;
• оценка качества труда исполнителей, подразделений и т.п.;
• определение коммерческой перспективности, обоснование модернизации и/или снятия с производства продукции;
• планирование повышения качества изготовления продукции;
• планирование технического уровня и качества;
• проведение контроля и испытаний;
• установление целесообразности капитального ремонта и определение качества его проведения;
• выбор моделей сертификации продукции иСМ К:
• проведение внешними организациями оценокСМ Ксмсжни-ков и поставщиков (сырья, материалов, комплектующих деталей и т.п.);
• проведение внутренних оценок своихСМ К и ее различныхпод-систем;
• сертификацияСМ К;
• аттестация производства;
• выбор продукции при ее приобретении (например, при закупке оборудования, станков, приборов, материалов);
• определение и создание оптимальных условий хранения, транспортирования и восстановления продукции;
• изучение динамики качества и конкурентоспособности продукции;
• подведение итогов деятельности предприятия и его подразделений;
• выполнение отчетных и подготовка информационных материалов о качестве и конкурентоспособности продукции.
Очевидно, что перечисленные задачи далеко не исчерпывают всей проблематики и роли квалиметрии в управлении качеством.