(критические позитивно-негативные, т.е. имеющие в НТД ограничения на изменение значений показателей качества от имеющегося номинального значения «снизу — сверху» — «не менее — не более», для которых при увеличении или уменьшении значения от номинального свойственно ухудшение качества продукции)
Рис. 2.2.5. Показатели качества продукции, классифицированные по видам ограничений их численных значений
Показатели качества с ограничениями ха рактер из уют определенное свойство продукции, при превышении его допустимого значения превращают уровень качества в нуль. Поэтому на такие показатели при проведении оценки качества следует обращать особое внимание. Их можно назвать показателями «вето на качество». В любом случае при проведении оценки необходимо оговорить (как в ручных, так и машинных расчетах), что для показателей с ограничениями должны соблюдаться условия вида: для позитивных показателей:
Р, > РГпР\ (2.2.14)
для негативных показателей:
Л > /W (2.2.15)
для позитивно-негативных показателей:
|
|
Л"„Р < Р, < Лн„„- (2.2.16)
Нарушение этого условия математически можно выразить следующим образом:
[</», < Л"„Р) V(/> > />/•„„) V (*>.»„„ > Р, > Р!\ф)} -> Рг =0, (2.2.17)
т.е. при несоблюдении ограничений данный показатель равен нулю и уровень качества продукции также становится равным нулю. В большей части это относится к показателям назначения, надежности, безопасности и экологичности, так как их значения должны соответствовать требованиям стандартов или других НТД стран -потребителей данной продукции.
С учетом известных классификаций, их дополнений и уточнений все показатели качества целесообразно объединить в следующие группы:
1. Позитивные показатели (некритические), не имеющие ограничений сверху (0 < Р< да) или имеющие сверху только физический предел (0 < Р< Pimt,,р), например, 0 < кпд < 1; 0 < Октановое число < 100; вероятность безотказной работы: 0 < P(t) < 1.
2. Негативные показатели (некритические), не имеющие ограничений сверху (0 < Р < ос) или имеющие сверху только физический предел (0 < Р< РАпплр), например, вероятность отказа (0 < Р< 1).
3. Позитивные показатели первой группы (но критические), имеющие определенное ограничение снизу - «не менее» (/>„„ нсм„,а.< Р< оо), например, 5000 ч < Ресурс двигателя < *>.
4. Негативные показатели второй группы (но критические), имеющие определенное ограничение сверху - «не более» (0 < Р< Рпр „,,_),
например, 0 < Масса изделия < 10 кг, 0 < Параметр потока отказов < 0,00001 г ', 0 < Вероятность отказа изделия за 1000 ч < 0,99.
5. Позитивно-негативные показатели (критические), имеющие установленное номинальное значение и определенные ограничения с двух сторон: «не более» и «не менее». </>„„ „„,,„,, < Ршм< />„,, ж0(11С,.)
|
|
Такая классификация существенно упрощает математические обоснования как при оценке уровня качества, так и при оптимизационных расчетах отдельных показателей качества. Кроме того, показатели качества, классифицированные по ограничениям, позволяют определить категорию продукции, подразделяемую по признаку последствий при отказе, снижении или низком значении одного или совокупности показателей.
Следует отметить, что аналогично можно классифицировать также показатели качества услуг.
2.2.4. Показатели качествауслуг
Все показатели качества услуг можно классифицировать на:
• количественные (время ожидания и предоставления услуги; ха
рактеристики оборудования, инструмента, материалов и т.п.;
надежность оказания услуги; точность исполнения; полнота;
уровень автоматизации и механизации; безопасность; полнота
оказания услуги и т.п.);
• качественные (вежливость, доступность персонала, чуткость,
компетентность, доверие персоналу, уровень профессионально
го мастерства, эффективность контактов исполнителей и клиен
тов, искренность и т.п.).
При этом показатели качества услуг следует подразделить на ряд групп, например:
• функционального назначения;
• надежности;
• безопасности;
• экологичности;
• эстетичности;
• социальной значимости (оригинальности, престижности, соответствия моде);
• профессиональности исполнения (отсутствие возвратов на исправление, количество отказов в услуге, технический уровень исполнения услуги, выполнение услуг в установленные сроки, количество услуг с использованием новых видов и прогрессивных форм обслуживания и др.);
• культуры обслуживания (эргономичности: удобство мебели, оборудования и помещения; этичности: внимательности, доброже-
лательности и вежливости персонала; эстетичности: внутреннего и внешнего оформления помещений, внешнего вида персонала, внешнего вида мебели и оборудования; времени обслуживания: сроки исполнения услуги, время на ожидание в очереди, затраты времени заказчика на контакт с исполнителями, обслуживающим персоналом, затраты времени на ожидание прихода мастера на дом, затраты времени на поиск адреса обслуживающей организации и др.).
Применительно к конкретным видам услуг номенклатура групп и состав их показателей качества может быть иным или может быть дополнительно расширен в зависимости от целей использования и особенностей услуг.
2.2.5. Показатели качества систем управления качеством
Не менее важным является решение задач, связанных с оценкой системы управления качеством. Такие оценки могут быть внутренними и внешними, проводимыми соответственно своими и сторонними органами (независимыми организациями, смежниками, потребителями и заказчиками). При этом одной из важнейших задач внешних оценок может являться сертификация.
Для оценки системы управления качеством можно использовать следующие группы показателей:
1) организации общесистемного состояния системы, характеризующие целенаправленность, надежность, адаптивность, самоуправляемость, системность;
2) организации производственной подсистемы системы управления качеством, включающие уровни ее элементов и компонентов;
3) организации управляющей подсистемы системы управления качеством, включающие все уровни ее элементов и компонентов;
4) организации обеспечивающих подсистем системы управления качеством, характеризующие каждую из подсистем (делопроизводственную, нормативную и др.);
5) организации линейной подсистемы системы управления качеством.
Кроме того, необходимо оценить соответствующими показателями функционирование системы управления качеством в целом. Особенно важной является ее надежность (в данном случае ее следует понимать как качество системы).
|
|
В общем случае любую систему управления качеством, хорошо оснащенную ТСУ, можно представить как сложную систему, обеспечивающую изготовление продукции трех категорий по последствиям
от отказов (см. рис. 2.2.2). Чтобы создавать продукцию требуемого качества для каждой из категорий продукции, необходима надежная система управления качеством. Очевидно, что для продукции первой и второй категорий надежность систем должна быть выше, чем для третьей категории. К тому же для первой категории - надежность системы управления качеством должна быть не ниже гарантированной. Именно это изготовители должны доказать потребителям продукции первой и второй категорий.
Нахождение количественных характеристик надежности для системы управления качеством только для какого-то конечного времени (периода) не отразит реального состояния. Следовательно необходимо рассматривать систему в условиях достаточно большого интервала времени, что и имеет место в практике эксплуатации системы управления качеством. Для / -> г время нахождения системы в любом из возможных для нее состояний не зависит от начального момента рассмотрения процесса работы. При этом в пределе вероятность любого из состояний системы управления качеством Р,(I) будет величиной постоянной, т.е.
UmPj(t) = Pr (2.2.18)
Таким образом, учитывая то обстоятельство, что системы управления качеством предназначаются для длительной эксплуатации в качестве основных показателей надежности системы, выпускающей продукцию первой категории, целесообразно принять предельные вероятности исправной работы и отказа, т.е. относительные доли времени, в течение которых система будет соответственно обеспечивать бесперебойное управление качеством и находиться в состоянии отказа - бездействия (по существу, полного бездействия - «простоя» системы).
|
|
Системы управления качеством относятся к восстанавливаемым системам. Причем восстановление отказавших элементов может производиться как при ограниченной, так и неограниченной возможности. Потоки отказов и восстановлений систем управления качеством достаточно реально можно представить математической моделью, отражающей процессы Маркова.
2.2.6. Место показателей качества в комплексе показателей конкурентоспособности
В условиях рыночных отношений существенную роль играет, как уже указывалось ранее, конкурентоспособность продукции и услуг, самой значимой составляющей которой является качество. В свою
очередь, конкурентоспособность продукции и услуг является важнейшим компонентом конкурентоспособности предприятия.
Для оценки конкурентоспособности продукции и услуг, а также предприятия в целом как более емких понятий необходимо использовать более широкий спектр групп показателей. Для характеристики конкурентоспособности обычно принимается ограниченное количество показателей, отражающих, в основном, только потребительские свойства продукции и услуг. Вместе с тем, этого явно недостаточно, так как конкурентоспособность на рынке воспринимается современным потребителем более широко. Его интересуют свойства, характеризующие продукцию или услугу на всех стадиях ее жизненного цикла, включая утилизацию или вторичное использование после использования. В этой связи в состав групп показателей конкурентоспособности продукции и услуг следует включать показатели, характеризующие и технические свойства, и экономические, организационные. коммерческие, социальные, психологические. Учитывая предлагаемый состав показателей, целесообразно конкурентоспособность продукции и услуг определять на основе формирования г р у к п:
• показателей качества -- технических, экономических, сервис
ных и экономико-коммерческих;
• оказателей торгово-технического обслуживания, ремонтаи ути-лизации (уничтож ен ия);
• социально-психологических показателей.
Каждая из подгрупп группы показателей, характеризующих качество на каждой из стадий жизненного цикла, может включать параметры назначения, надежности и других, связанных с техническими, экономическими, сервисными и экономико-коммерческими свойствами продукции (состав этих показателей раскрыт ранее). Кроме того, на каждой из стадий следует учитывать ее особенности и дополнять эти группы соответствующими показателями. Так. например, проектные технико-экономические показатели качества должны более полно характеризовать основную конструкторскую и коммерческую идею и устанавливаемый уровень технического совершенства. Группу технических показателей качества изготовления, характеризующих реальное исполнение продукции, следует пополнить коэффициентами стабильности качества, дефектности, количеством дефектов и т.п., группу эксплуатационно-технических показателей, характеризующих реальные эксплуатационные характеристики в период эксплуатации, - показателями технологичности ремонта и обслуживания, коэффициентами антикоррозийного покрытия, поражения коррозией, а группу технических показателей качества утилизации (уничтожения) - коэффициентами технологичности утилизации, вторичного использования и др.
В группу экономико-коммерческих показателей качества могут включаться те показатели данного характера, которые не вошли в
предыдущие группы экономических показателей качества. В частности, в группу единовременных затрат следует включать такие показатели, как цена продукции на рынке; затраты на упаковку, транспортирование, хранение; таможенные сборы; налоги; затраты на монтаж, наладку, строительство сооружений для эксплуатации, обучение, НТД, НМД и др.
Особое место в системе экономико-коммерческих показателей занимают текущие затраты потребителя (цена потребления). Действительно, во многих случаях цепа потребления для потребителя играет более важную роль и имеет большую значимость, чем цена приобретения продукции. Особенно это относится к продукции машиностроения. Так, например, расходы на эксплуатацию холодильников, стиральных машин и электрических плит превышают цену их приобретения соответственно в 4,8; 4,4 и 3,6 раза. В цену потребления следует включать затраты на ремонт, приобретение запасных частей, материалов, оплату электроэнергии, техническое обслуживание, амортизацию, затраты на повышение квалификации, оплату налогов, заработную плату персонала, страхование и т.п.
Очевидно, что группа показателей качества среди других групп показателей конкурентоспособности продукции занимает самое значимое место.
Группа покаштелей торгово-технического обслуживания, ремонта и утилизации (уничтожения) продукции характеризует организационные и экономические условия реализации, эксплуатации и утилизации (уничтожения) продукции в период ее использования. Соответственно данную группу целесообразно разделить на две подгруппы.
Первая подгруппа включает организационно-стоимостные показатели: скидки с цены при продаже продукции (на определенное количество, сумму заказа, сумму купленных товаров за год), скидки при оплате наличными, скидки па определенный товар, сезонные скидки. скидки по требованию значимого клиента, функциональные скидки (на новый товар, проведение рекламы и т.п.), величины и сроки платежей, стоимостные и организационные условия поставок и доставок, стоимость и условия обучения, стоимость и сроки технического обслуживания и ремонта, условия и сроки гарантий, условия и сроки кредитования, возможность бартерных сделок, условия и сроки утилизации (вторичного использования, уничтожения), условия и скидки при возврате ранее купленного товара, соответствие качества продукции уровню потребителей, таможенные пошлины, сборы, акцизы, налоги и др.
Вторая подгруппа, составляющая организационно-неценовые показатели, включает: соответствие поставок комплектации, наличие
товарных знаков, сертификатов соответствия (качества, безопасности, экологичности и т.п.) на продукцию. наличие сертификатов на СК, оперативность, надежность и качество сервиса, послепродажного обслуживания, готовность заключения договоров, наличие сервисных структур, открытость и доступность информации о качестве продукции на всех стадиях ее жизненного цикла, соблюдение договорных условий и дисциплины, нетарифные барьеры (в том числе требования международных и национальных стандартов), др.
Э т и д в е п о д г руппы можно н а з в а т ь показателями торгово-технического обслуживания, ремонта и утилизации (у н и ч т ож е н и я ).
Группа социально-психологических показателей харак те ризует
социальные свойства конкурентоспособности и психологическое восприятие потребителем продукции как товара и товарного обслуживания. Они позволяют количественно оценить: готовность изготовителей (продавцов) оказать помощь в приобретении, доставке, монтаже, ремонте, обслуживании и утилизации (уничтожении) продукции; восприятие компетенции и надежности изготовителей (продавцов) по производству, товарному и эксплуатационному обслуживанию (в том числе по выполнению договорных обязательств); умение и желание войти в положение потребителей; вежливость и умение общаться изготовителей (продавцов); репутацию продукции, в том числе возможность довериться изготовителям (продавцам) в зависимости от их честности и порядочности; известность об объемах продаж продукции на рынке; известность о наличии и репутации сертификатов соответствия и знаков безопасности и экологичности продукции, систем управления качеством, знаков происхождения, товарных знаков и марок; соответствие продукции национальным традициям и политическим пристрастиям потребителей; сроки нахождения и известности (зрелость) продукции на рынках; информированность потребителей о своевременности обновления продукции и др.
Конкретный состав показателей конкурентоспособности следует определять в зависимости от цели их выбора, требований потребителей, особенностей и ситуации на рынке, так как конкурентоспособность - явление динамичное.
2.2.7. Конкурентоспособность продукции,
услуг и конкурентоспособность предприятия
Конкурентоспособность продукции и услуг тесно взаимосвязана с конкурентоспособностью предприятия. При этом конкурентоспособность продукции и услуг следует рассматривать как характеристику, отражающую возможность приспособления предпри-
ятия во времени к изменяющимся условиям конкуренции на рынке на основе эффективности всей деятельности и развития предприятия, степени удовлетворения потребностей и спроса потребителей в его продукции и услугах. При сравнении достигнутой конкурентоспособности предприятия с аналогичной характеристикой предприятий-конкурентов определяется уровень конкурентоспособности предприятия, как и для качества и конкурентоспособности продукции или услуги.
П ри этом конкурентоспособность предприятия, как правило, показывает его приспособляемость к изменениям на рынке на длительный период, а конкурентоспособность продукции - се возможности соперничать на рынке несколько меньший промежуток времени (применительно к данному моменту, дню, неделе, месяцу). Кроме того, они соотносятся друг с другом как целое и часть. Это обусловливает целесообразность характеризовать конкурентоспособность предприятия более широким спектром показателей, включающих в том числе показатели конкурентоспособности всех выпускаемых им видов продукции и оказываемых услуг.
В общем случае при определении конкурентоспособности предпри-ятия ее следует характеризовать следующим составом групп показателей (рис. 2.2.6):
• конкурентоспособности продукции, отражающей возможность со
перничать на рынке с аналогичными товарами конкурентов оп
ределенный промежуток времени (применительно к данному
моменту, дню, неделе, месяцу);
• образа (имиджа), отражающего целенаправленно созданное,
формируемое и в интересах потребителя и предприятия вне
дряемое в сознание и подсознание покупателей (заказчиков) и
другой заинтересованной аудитории ожидаемых ими представ
лений об особенностях деятельности, внутренних свойствах,
достоинствах и характеристиках, позволяющих отличать данное
предприятие (его продукцию, услуги) от других;
• товарно-сбытовыхгшожностей, отражающих наличие сбыто
вой сети и условия ее использования, а также осуществимость
намерений участия в ярмарках и выставках;
• организационно-технического совершенства производства и
управления, раскрывающего совершенство технологии, матери-
ально-технического оснащения технологических процессов и
организации всего производства и управления в целом, включая
защиту безопасности предприятия;
• финансового состояния, отражающего положение дел по платеже
способности, финансовой устойчивости, эффективности ис
пользования финансовых ресурсов, прибыльности и т.п.
Конкурентоспособность предприятия
Конкурентоспособность продукции
Образ (имидж) предприятия
Товарно-сбытовые возможности предприятия
Организационно-техническое совершенство производства и управления предприятием
Финансовое состояние предприятия
Рис. 2.2.6. Состав групп показателей, характеризующих конкурентоспособность промышленного предприятия
При этом надо иметь в виду, что все приведенные выше группы показателей формируются под влиянием конкурентных отношений в отрасли, регионе, стране и межгосударственных отношений. Следует отметить, что в ряде случаев отдельные наиболее важные для конкурентоспособности предприятий показатели можно не включать в какие-либо группы, а учитывать их наравне с ними. К таким показателям, например, может относиться объем продаж товара на том или ином рынке.
Группа показателей образа (имиджа) предприятия наряду с группой показателей продукции -• исключительно значимая составляющая, характеризующая конкурентоспособность предприятия. При этом целесообразно характеризовать конкурентоспособность предприятия подгруппами показателей, представленными на рис. 2.2.7.
Имидж предприятия во многом способствует завоеванию доверия потребителей, партнеров, инвесторов, поставщиков и всего общества. При этом большое значение для формирования имиджа предприятия имеет брэнд (от англ. brand- клеймо).
Брэнд - совокупность материальных и нематериальных категорий, которые формируют у потребителя благоприятное впечатление и вызывают желание приобрести товар именно данного предприятия с конкретной маркировкой среди множества других аналогичных. Основой брэнда является товарный так и другие входящие в него элементы (табл. 2.2.4).
Брэнд следует систематически поддерживать через рекламу и другие формы его продвижения.