1. В чем заключаются сущность и особенности организационного проектирования системы МК, его роль и место в эффективном обеспечении управления качеством?
2. Какие стадии включает организационное проектирование СМК?
3. Применительно к каким условиям на российских предприятиях и в организациях могут создаваться СМК?
4. Какой примерный состав этапов и работ включает каждая из стадий организационного проектирования СМК?
5. Кому целесообразно возглавлять на действующем предприятии работы по организационному проектированию СМК, удовлетворяющей требованиям международных стандартов, и какова при этом роль управленческих и других подразделений?
6. Что представляет собой сертификация продукции и услуг?
7. Какие основные функции выполняет национальный орган по сертификации?
8. Какие формы сертификации используются в России?
9. Какие органы входят в организационную структуру сертификации?
10. Какие схемы сертификации продукции и услуг используются в России?
11. Каков порядок проведения сертификации продукции?
|
|
12. Определите наиболее актуальные направления деятельности менеджеров по управлению качеством.
13. Дайте характеристику этапов развития отношений менеджеров к управлению качеством.
14. Что представляют собой группы качества и конкурентоспособности? Какие основные принципы организации групп качества и конкурентоспособности?
15. Какие критерии следует использовать при определении восприятия менеджерами современной концепции управления качеством?
16. Сформируйте организационную структуру управления группами качества и конкурентоспособности.
17. Какой состав работ следует выполнить при подготовке, создании и обеспечении функционирования групп качества и конкурентоспособности?
18. Какие методы и инструментарий следует использовать группам качества и конкурентоспособности при решении соответствующих задач?
19. В чем сущность и возможности диаграмм Парето и Исикавы?
20. Какова роль информационного обеспечения для эффективного управления качеством?
21. Какие требования предъявляются к информационному обеспечению управления качеством?
22. Какие классификационные признаки следует использовать при разработке классификатора возможных причин брака продукции?
23. В чем сущность непрерывного обучения и повышения квалификации в области обеспечения качества и управления им?
24. Какие работы следует выполнить при формировании программы, связанной с повышением квалификации работников в области качества и управления им, в рамках целевой программы «Качество»?
25. Разработайте тематический план учебной программы обучения или повышения квалификации работников подразделения (по выбору) по курсу «Управление качеством».
|
|
26. В чем заключается роль, сущность и цели подтверждения соответствия инновационного характера продукции, услуг, работ, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ и других объектов техническим регламентам, стандартам и условиям договоров?
27. Раскройте понятия «подтверждение соответствия», «сертификация», «сертификат», «система сертификации».
28. Какими принципами следует руководствоваться при проведении подтверждения соответствия объектов инновационной деятельности установленным требованиям?
29. Какие формы подтверждения соответствия на территории России должны использоваться в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании»?
30. В чем заключается сущность добровольного и обязательного подтверждения соответствия какого-либо объекта как результата инновационной деятельности?
31. Какие преимущества имеет сертифицированная продукция?
32. В чем заключается целесообразность совместной сертификации продукции и систем менеджмента качества?
33. Какие схемы могут использоваться при декларировании и сертификации обязательного подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов?
34. Раскройте сущность и содержание работ по самооценке, аудиту и проведению сертификации систем менеджмента качества?
35. Какие используются общие методологические подходы к определению эффективности управления качеством?
36. Перечислите основные виды эффектов и обоснуйте наиболее приоритетные в настоящий период времени.
37. Какими принципами следует руководствоваться при определении эффективности управления качеством?
38. Какие показатели могут быть использованы при определении эффективности управления качеством?
Во всем цивилизованном мире качество, во многом определяю- щ ее ко нк у рен тос пос о бн ость, являе тся стратегическим коммерческим императивом, поэтому ему должно уделяться приоритетное внимание на всех уровнях управления. Особенно это необходимо понимать и реализовывать предпринимателям, управленческим работникам, всем остальным работникам, а также представителям властных структур России.
Попытка внедрить приоритет управления качеством применительно к централизованной плановой экономике осуществлялась на многих отечественных предприятиях и была первым шагом к использованию системного подхода. Однако ожидаемого результата не было достигнуто. В переходный период российской экономики к рыночным отношениям управление качеством еще не стало приоритетным, стратегическим императивом оно может быть только при интегра-тивном (конвергенциальном) системном управлении качеством, позволяющем комплексно использовать совокупность известных управленческих подходов и предполагающем создание СМК. Эти системы должны учитывать требования МС ИСО по управлению качеством, в которых: приоритеты необходимо расставлять таким образом, чтобы качеству продукции уделялось первостепенное внимание во имя потребителя (заказчика), подкрепляемое эффективной инновационной политикой; изготовитель обязан организовать рациональную систему сбора, учета и обработки, анализа и хранения в течение необходимого срока информационных данных о качестве, обеспечивая тем самым превентивно-перманентную и оперативную обратную связи; изготовитель обеспечивает нахождение нужных поставщиков и смежников, тесно взаимодействует с ними; управление качеством может быть эффективным только тогда, когда изготовленная продукция удовлетворяет ее потребителей, и это ими подтверждается.
|
|
Среди всех направлений современного управления качеством приоритетной деятельностью должна стать активизация и постоянная творческая направленность работы каждого участника цепочки «наука - производство - товарообращение - эксплуатация», что невозможно без высокой квалификации в области повышения и обеспечения качества. Следовательно, каждому из нас осознанно необходимо осуществлять непрерывное образование и неукоснительно реализовывать все принципы системного управ-
I
ления качеством в области повышения, обеспечения, сохранения и поддержания необходимых уровней качества продукции, услуг, работы и всей жизни.
Для этого во всех сферах деятельности нам необходима только одна диктатура — «диктатура качества» при системном его управлении. Такая диктатура позволит, в итоге, повысить инновационную активность, обеспечит необходимое потребителям качество и, как следствие, конкурентоспособность продукции, услуг, работ и российских предприятий, а в конечном итоге, конкурентоспособность всей страны. При этом государство, потребители, независимые организации и различные общества должны постоянно уделять внимание качеству и надзору за ним.
Приложения |
Приложение 1