3.1. В стандарте используются термины с соответствующими опреде
лениями, приведенными в ГОСТ Р ИСО 9000-2001 и Руково
дстве по качеству. Наиболее употребимыми терминами являются:
Данные - фактические значения величин, характеризующих объект, получаемые в результате наблюдений, измерений, оценок.
Данные о качестве - данные о характеристиках и показателях качества объекта. Информация - значимые данные.
Должностная инструкция - нормативный документ, определяющий обя-занности, права, полномочия, задачи должностного лица, состав выполняемых работ, критерии и показатели качества их выполнения.
Должностное лицо - сотрудник, занимающий в соответствии со штатным расписанием должность руководителя, специалиста или служащего.
Записи - документы, содержащие достигнутые результаты или свидетельства осуществленной деятельности.
Информационная база СМК совокупность взаимосвязанных данных по всем этапам жизненного цикла продукции, регистрация которых предусмотрена в системе менеджмента качества.
|
|
Нормативный документ (ЯД) - документ, содержащий правила, принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, в том числе нормы на продукцию, процессы, работы и пр.
Объект - то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено (в том числе продукция всех видов, система, организация, лицо или комбинация из них).
Подразделение - организационно оформленная группа сотрудников предприятия, имеющая определенные функции, задачи, права и обязанности, внутреннюю структуру и определенную самостоятельность в рамках предоставленных полномочий.
Процедура - установленный способ осуществления деятельности или процесса. Документированная процедура - документ, содержащий процедуру. Руководящий документ - документ, устанавливающий обязательные требования к различным видам деятельности.
Примечание 1. Руководящий документ может быть в виде. СТП, документированной процедуры, нормативного документа, Руководства по качеству.
Процесс - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы. Несоответствие - невыполнение требования.
Стандартизация - деятельность по установлению норм, правил и характеристик.
3.2. Сокращения:
ГОСТ Р - Государственный стандарт Российской Федерации;
ДИ - должностная инструкция;
ИСО - международный стандарт Международной организации по стан-
дартизации;
НТД - нормативно-методическая документация;
ОАО - открытое акционерное общество;
ОКи СР - отдел кадров и социального развития;
ОПФМ - отдел по производству формирования программ, маркетингу, тендерам и ценовой политике;
|
|
ОФ - отдел финансирования, бухгалтерского учета и налоговой политики;
ПП рдсмк СНиП сосмк спдс спкп ССБТ стп тд тк тп ТР |
тс УД |
- положение о подразделении;
- руководящий документ предприятия:
- система менеджмента качества;
- строительные нормы и правила;
- служба, ответственная за организацию системы менеджмента качества;
- система проектной документации для строительства;
- система показателей качества продукции;
- система стандартов безопасности труда;
- стандарт предприятия;
- технический документ;
- технологическая карта;
- технологический процесс;
- технологический регламент;
- технологическая схема;
- управление делами.
4. Управление документацией
4.1. Общие положения.
4.1.1. Основными функциональными направлениями по управлению документацией являются определение состава, разработка, распределение и поддержание в рабочем состоянии всех документов, определяющих, формирующих и регистрирующих качество работ подразделений предприятия в рамках СМК.
4.1.2. Поддержание документов и рабочем состоянии означает, что:
• используемые документы понятны, четки, достоверны (включая данные пересмотра), удобны для идентификации и ведутся в соответствии с установленными требованиями;
• документы актуализированы и их выпуски доступны на всех участках, где проводятся работы, обеспечивающие эффективное функционирование СМК;
• изменения к документам утверждены и имеют дату введения в действие;
• все пользователи уведомлены об изменениях в документах;
• устаревшая документация своевременно изымается из всех пунктов ее рассылки или применения.
Процесс управления документацией и данными предусматривает:
• определение состава документов и данных;
• планирование, разработку и оформление;
• издание и распространение;
• внедрение;
• поддержание в рабочем состоянии;
• анализ и актуализацию (при необходимости переутверждение) документов;
• закрепление ответственности руководителей и персонала предприятия по всем этапам работы с документами;
• определение подразделений, координирующих работу по управлению документацией:
• укомплектование организации законодательными актами и другими внешними нормативными (СНиП, ГОСТ, ССБТ, СПДС) и руководящими документами (РДП, ТД), определяющими требо-
вания и положения по порядку проведения работ в рамках, предусмотренных статусом ОАО «М»;
• обеспечение сохранности, идентификации документов и изменений по предотвращению использования устаревших и несоответствующих документов;
• контроль выполнения работ, в том числе за внедрением, внесением изменений в документах и доведением их до исполнителей.
4.2. Подлежащая управлению документация.
4.2.1. Внутренняя и внешняя документация, которая должна отслежи-
ваться с целью отражения их текущего статуса относительно изменения или отмены, а также с целью предотвращения использования утративших силу и/или устаревших документов.
4.2.2. Все этапы работ по управлению документацией должны быть распределены между подразделениями и должностными лицами предприятия. В Приложении А настоящего документа приведена минимальная номенклатура документов, обеспечивающая функционирование СМК ОАО «М» в соответствии с положениями ГОСТ Р ИСО 9001-2001.
4.2.3. Все виды документов, подлежащих управлению, распределены по следующим перечням.
А - Основной перечень документации и данных по управлению качеством, охватывающий Руководство по качеству, Политику в области качества, Руководящие документы СМК, программы и планы качества;
Б - Перечень должностных инструкций и положений о подразделениях;
|
|
В - Перечень технологических, методических, организационно-методических, рабочих и контрольных инструкций, положений и рекомендаций;
Г - Перечень внешних правовых (законодательных) и нормативно-технических документов (ГОСТ, СНиП, ССБТ, СПДС и других).
4.2.4. Дополнительные разъяснения по перечням.
В перечень В собираются технологическая документация (ТР, ТК, ТС, ТП), инструкции, методики, положения, рекомендации, типовые документы (формы), определяющие и разъясняющие порядок и правила проведения работ применительно к конкретным направлениям деятельности предприятия.
В перечень ^собираются:
• законодательные акты Российской Федерации;
• постановления Правительства Российской Федерации и московского правительства;
• распорядительные и инструктивные документы вышестоящих, инспектирующих и надзорных органов;
• государственные стандарты;
• отраслевые стандарты;
• строительные нормы и правила;
• строительно-технологические нормы;
• ведомственные строительные нормы;
• ведомственные нормы технического проектирования;
• ведомственные правила пожарной безопасности;
• своды правил;
• методические документы;
• руководящие документы;
• рекомендации. 4.2.5. Ведение перечней.
Форма и правила ведения перечней А, Б, В приведены в Приложении Б к настоящему стандарту. Они едины и отличаются лишь местом хранения и ведения.
Основной перечень А хранится и ведется в ПОСМК. Перечень Б хранится и ведется в отделе кадров. Перечень В хранится и ведется в ОПФМ.
Перечень внешних правовых и нормативно-технических документов (перечень 7) хранится и ведется секретарем-референтом и в соответствующих подразделениях. Форма и порядок ведения Перечня аналогичны по форме и порядку ведения стандартному библиотечному каталогу. 4.3. Ответственность и полномочия.
4.3.1. Ответственными по управлению документацией являются:
начальник СОСМК - по документам первого и второго уров
ней (Политика в области качества, Руководство по качеству, Руко
водящие документы СМК, программы по качеству);
|
|
начальник ОПФП и руководители соответствующих подразделений - по документам третьего уровня (рабочие документы, нормативно-технические, организационно-методические, внешние);
начальник СОСМК и руководители подразделений - по документам четвертого уровня (регистрирующие и отчетные документы) в части сбора, регистрации данных о качестве, идентификации, хранении, изъятии из обращения).
4.3.2. Ответственность должностных лиц и подразделений по кон
кретным группам документов приведена в Приложении А на
стоящего стандарта.
4.4. Разработка, оформление, утверждение и выпуск документации.
4.4.1. Порядок разработки Руководства по качеству и Политики в области качества представлены в Руководстве по качеству.
4.4.2. Разработка и утверждение руководящего документа (документированной процедуры).
Руководящие документы организации относятся ко второму уровню документации СМК, являются одним из средств реализации Политики в области качества и вместе с Руководством по качеству составляют комплекс основополагающих документов системы менеджмента качества. Они конкретизируют положения Руководства по качеству в отношении выполнения отдельных функций СМК или в отношении определенных видов продукции (или работ).
Порядок подготовки новой редакции РД (как равно СТП или других аналогичных документов) СМК проводится в следующей последовательности.
I
4.7.2. Порядок внесения изменений в документацию и данные СМК предприятия, а также основные участники работ приведены ниже в табл.
Таблица
Порядок внесения изменений в документацию и данные системы менеджмента качества предприятия
№ п/п
1
1.1
1.2
1.3 2
Наименование работы
2
Анализ предложений по изменению документации и
данных СМК ________________________________
Получение предложений по изменению документации от заинтересованных подразделений и лиц, организаций - разработчиков документации, организаций - источников внешних документов и
данных_____________________________________
Анализ технико-экономической обоснованности предложений по изменению и оценке целесообразности внесения изменений в
документацию СМК__________________________
Согласование решения об изменении документа с
Изменение документов и данных, проверка, согласо-
вание, издание и распространение измененного
документа (в порядке, установленном для данного вида
документа)__________________________________
Ответственность
3
Разработчик документа Разработчик или источник документа
Разработчик документа
Разработчик документа Распределение ответственности в соответствии с Приложением А
Как правило, внесение изменений во внутренние документы является результатом корректирующих действий и актуализации.