Раздел IV. Опасные вещества в пищевом производстве

В литературе указывается, что признаются потенциально опасными 50 тыс., из 10 млн. известных химических веществ, с другой стороны, отмечается, что любое химическое вещество токсично при определенных условиях воздействия. Способы безопасного обращения с химическими веществами, которые закреплены в законодательстве и применяются на практике это: формирование и реализация государственной политики по нормативному обеспечению, проведению испытаний и сертификации химических веществ; установление органов исполнительной власти, специально уполномоченных при обращении с химическими веществами; испытания, регистрация веществ; определение требований, обеспечивающих безопасность их обращения; производственный контроль; допуск к обращению с ними лиц, надлежаще квалифицированных. *(122) В Российской Федерации производится регистрация потенциально опасных химических и биологических веществ

Классификация опасных веществ, так как она представлена в законодательстве и существует на практике подробно изложена в юридической литературе. *(123) Выделены следующие разновидности опасных химических веществ: радиоактивные, химические (токсичные, взрывчатые, наркотические, психотропные, воспламеняющиеся, горючие, используемые в сельском и лесном хозяйстве), биологические (бактериологические, микробиологические) вещества. Недостаточна информация о сфере применения норматива ПДОК /предельно допустимые остаточные количества/, важные вопросы пищевой безопасности обозначены, полностью не раскрыты, или раскрыты менее подробно, чем другие институты экологического права. Важное прикладное значение проблематики, наличие содержательных правовых регламентаций диктует необходимость системного, целостного, институционально выделенного изложения этих вопросов в учебниках и учебных пособиях для юристов. Предлагается акцентировать это в связи с экологическим правом т.к., в отличие от медицинского, изучение это отрасли обязательно по государственному стандарту высшего юридического образования.

Опасные вещества, химические соединения, препараты, изготовленные на их основе - которые контролируются в пищевых продуктах, это соединения: 1) антропогенного происхождения (поступающие из почв, вод, воздуха); 2)традиционно используемые в животноводстве и растениеводстве; 3) загрязняющие пищевые продукты в процессе переработки пищевого сырья (в технологических целях); 4) возникающие в связи с перевозкой, хранением, упаковкой продукта.

В российском законодательстве используется термин "контаминация", "контаминанты", "допустимый уровень нормируемых контаминантов". Он происходит из международного пищевого законодательства, в котором понятие "contaminants" применяются для обозначения субстанций, которые непреднамеренно поступили в пищевые продукты и продовольственное сырье, то есть появились в них из-за загрязнения окружающей среды, агросельскохозяйственной практики, процессов производства, переработки, хранения, упаковки, перевозки или обманных действий. *(124)

В гигиенических нормативах для пищевых продуктов и сырья установлены допустимые уровни содержания потенциально опасных химических соединений, биологических объектов в пищевых продуктах.

По некоторым из соединений (препаратов) нормируются их допустимые остаточные количества в продовольственном сырье и пищевых продуктах. Норматив остаточных количеств применяется для пестицидов и агрохимикатов, фумигантов, стимуляторов роста животных (гормональных препаратов), лекарственных средств для животных, кормовых добавок, других ветеринарных препаратов.

В мясе и мясопродуктах контролируются как допущенные к применению в сельском хозяйстве кормовые антибиотики - грицин, бацитрацин; лечебные антибиотики - антибиотики тетрациклиновой группы, левомицетин. В молоке и молочных продуктах контролируются пеницилин, стрептомицин, антибиотики тетрациклиновой группы, левомицетин; в яйцах и яйцепродуктах - бацитрацин, стрептомицин, левомицетин.

В отдельных пищевых продуктах контролируется содержание азотосодержащих соединений: гистамина - в рыбе семейств лососевых; нитратов - в плодоовощной продукции; N-нитрозаминов - в рыбе и рыбопродуктах, мясных продуктах и пивоваренном солоде. Содержание микотоксинов - афлотоксина, дезоксиниваленола, зеараленона, патулина - контролируется в пищевых продуктах растительного происхождения. Полихлорированные бифенилы контролируются в рыбе и рыбопродуктах; бензапирен - в зерне, в копченных и рыбных продуктах.

Радиационная безопасность пищевых продуктов определяется нормами радиационной безопасности. Пищевые добавки применяются согласно допустимым уровням содержания их в пищевых продуктах, допустимым остаточным количествам для вспомогательных средств.

Преобладают в продуктах питания контаминанты антропогенного происхождения, накопление которых связано с техническим загрязнением окружающей среды.

Источники загрязнения пищевых продуктов некоторыми химическими веществами промышленного происхождения.

┌────────────────┬──────────────────────────────┬───────────────────────┐

│ Химические │ Источники │ Загрязняемые продукты │

│ вещества │ │ │

├────────────────┼──────────────────────────────┼───────────────────────┤

│Полихлорбифенилы│Электротехническая │Рыба, женское молоко │

│(ПХБ) │промышленность │ │

│ │ │ │

│Диоксины │Примеси в полихлорфенолах│Рыба, коровье молоко,│

│ │(ПХВ) и некоторых других│говяжий жир, мясо│

│ │хлорфенолах; присутствуют в│птицы │

│ │гербицидах, наиболее токсичен│ │

│ │(ТХДД) │ │

│ │ │ │

│Пентахлорфенол │Используется в качестве│Различные продукты │

│ │пестицида и консерванта│ │

│ │древесины │ │

│ │ │ │

│Свинец │Автомобильные выхлопные│Зерновые, овощи,│

│ │газы, процесс сгорания угля,│консервированное │

│ │производство свинца, пайка│молоко, │

│ │швов в консервных банках,│консервированная рыба,│

│ │глиняная посуда, покрытая│кислые продукты │

│ │свинцовой глазурью │ │

│ │ │ │

│Кадмий │Аппаратура, осадки в│Зерновые и овощи,│

│ │канализации, процессы плавки│мясные продукты на│

│ │ │фермах │

│ │ │ │

│Ртуть │Промышленные отходы,│Мясо, яйца, молочные│

│ │применение пестицидов,│продукты │

│ │энергетические установки,│ │

│ │работающие на угле и│ │

│ │продуктах переработки нефти │ │

│ │ │ │

│Медь │Медьсодержащие пестициды,│Различные продукты │

│ │гербициды; соли меди,│ │

│ │применяемые в качестве│ │

│ │добавки в корм животным,│ │

│ │медная посуда и различная│ │

│ │аппаратура консервного│ │

│ │производства │ │

│ │ │ │

│Мышьяк │Медиплавильные заводы,│Различные продукты │

│ │электростанции, использующие│ │

│ │бурый уголь, оборудование│ │

│ │инвентарь, тара │ │

│ │ │ │

│Радионуклиды │АЭС, ТЭЦ на угле, испытания│Различные продукты │

│ │ядерного оружия, последствия│ │

│ │ЧАЭС │ │

└────────────────┴──────────────────────────────┴───────────────────────┘

Основные международные организации по безопасности продовольствия: ФАО (Food and Agriculture Organizatuion); ВОЗ (World Health Organization); Международная эпизоотическая организация (International Office of Epizootics); Комиссия по делам Codex Alimentarius.

Комиссия по делам Codex Alimentarius (ККА) была создана Конференцией ФАО в 1961 году с целью установления международных стандартов для облегчения торговли продовольствием и продукцией сельского хозяйства. В 1962 году была учреждена Объединенная программа ФАО/ВОЗ по стандартам на пищевые продукты, исполнительным органом которой стала ККА. ККА является межправительственным органом, открытым для всех членов ФАО и ВОЗ. В настоящее время в ККА входят около 163 государств. Стандарты ККА на безопасность пищевых продуктов специально указаны в Соглашении о СПС//Соглашение о применении санитарных и фитосанитарных мер. *(125) Соглашения ВТО, выработанные в ходе Уругвайского раунда, известные как Соглашение о ТБТ//Соглашения о технических барьерах в торговле, признают важность научно обоснованных стандартов для устранения искусственных, неоправданных или дискриминационных барьеров в торговле продовольственными товарами.

Стандарты Кодекса, технические нормы и правила представляют собой рекомендации государственным органам, позволяющие вести торговлю такими продуктами питания, которые являются безопасными, отличаются хорошим качеством, надлежащим образом маркированы, приготовлены и упакованы в гигиенических условиях. Ни Соглашения об СФС, ни Соглашения о ТБТ не обязывают правительства использовать стандарты кодекса, предусматривают меры воздействия в случаях, когда то или иное правительство применяет нормативы или иные меры, которые оказались строже стандартов Кодекса.

Роль объединенной программы ФАО\ВОЗ по стандартам на пищевые продукты и роль ККА значительно возросла после вступления в силу Соглашения ВТО о СФС и Соглашения о ТБТ. Стандарты Кодекса используются при разработке национальных нормативов, либо непосредственно в виде ссылок. В законодательстве может даваться ссылка на соответствующие тексты Кодекса или указывается, что текст Кодекса был использован в качестве основы для конкретного закона.

Комиссия по делам Codex Alimentarius (ККА) приняла свыше 200 стандартов на отдельные виды пищевых продуктов, общих стандартов в области маркировки продуктов и пищевых добавок, правил гигиены общего характера, около 2800 конкретных предельных значений химических веществ, присутствующих в пищевых продуктах. В связи с пониманием значения токсикологии химических веществ и признания важности оценки риска, в Кодексе детально рассматриваются ситуации, касающиеся химических пищевых добавок и остатков химических веществ. При разработке стандартов Кодекса оценка рисков выполняется комитетами независимых экспертов, созываемых ФАО и ВОЗ. Решения принимаются при наличии достаточной научной определенности, в соответствии с принципом предосторожности. Последний позволяет применять меры по предотвращению или минимизации угрозы здоровью до того времени, когда более полные знания позволят применить меры, основанные на анализе риска с большей научной определенностью.

ФАО предоставляет странам-членам техническую помощь по широкому кругу вопросов, связанных с соглашениями о СФС и ТБТ. Особое внимание при этом проявляется к укреплению национальных систем контроля пищевых продуктов, соответствию национальной нормативной базы международным стандартам и созданию систем проверки и сертификации импорта (экспорта) продовольственных товаров. ФАО предоставляет следующую техническую помощь странам-членам: разработка национальных стратегий контроля пищевых продуктов; обновление законодательной и нормативной базы в области контроля пищевых продуктов; разработка политики и методики контроля; передача лабораторных методик и совершенствование работы лабораторий; требования в отношении работы персонала и принятие программ обеспечения качества; разработка процедур проверки, отбора проб и расследования.

Ключевым элементом политики Европейского Союза является обеспечение высоких стандартов безопасности пищевой продукции на своей территории. Агропищевой сектор играет ведущую роль в европейской экономике, и в общемировом масштабе производства пищи и напитков. Существенная роль общего рынка ЕС - обеспечение высокого уровня безопасности и качества продукции, поступающей как из всех государств-участников, так и из третьих стран. ЕС поддерживает и проводит в жизнь согласованный, всеобъемлющий, открытый, гибкий подход к политике пищевой безопасности. Принят ряд основополагающих правовых актов в этой сфере. Это Green Paper on food law (COM(97)176 final), White paper of food safety (COM 1999 (719 final). Элементами европейской пищевой политики являются: отслеживание продукции на протяжении всех пищевых цепей (traceаbility "from farm to table"); высокий уровень научных гарантий и партнерства (Scientific Cooperation); продвижение новых пищевых разработок; подробные правила санкционирования новых продуктов и компонентов пищи (novel foods); создание высокоэффективной системы реагирования (Rapid Alert Systems and emergency measures); применение принципа предосторожности; контроль; использование отзыва продукции; обеспечение благосостояния животных; устойчивое сельское хозяйство; нормирование контаминантов (установление max levels) и остаточных количеств опасных веществ в пищевых продуктах и сырье (MRLs/maximum residue limits).

European food authority (EFSA), Scientific Committee for food (SCF), Food and Veterenary Office (FVO), Committee on the Food Chain and Animal Health - ведущие организации Европейского союза, отвечающие за безопасность пищи и здоровье потребителей. Эффективность европейской системы пищевой безопасности проявилась в ходе произошедшего в Европе в конце 90-ых годов диоксинового кризиса. Диоксином, токсичным веществом, которое может вызвать онкологические заболевания, был в 1999 г. загрязнен резервуар, предназначенный для хранения бельгийского мяса и жира на фирме Verkest. Партия животного жира оказалась загрязненной и компания Verkest направила жир для использования в качестве корма для животных. Последующие измерение показали высокие уровни диоксина в корме для животных и в жире цыплят. Заражение кормов диоксинами в Бельгии вызвали ряд мер по отзыву продукции и запрету импорта продукции животного происхождения из европейских государств.

Указывается, что производство пищи и пищевых продуктов сопровождается экологическими, социальными, экономическими последствиями. Здоровье потребителей - приоритетные в смысле защиты факторы пищевого производства.

Приложение N 1

2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевыхпродуктов санитарно-эпидемиологические правила и нормативыСанПиН 2.3.2.1078-01

2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты Гигиенические требования по применению пищевых добавоксанитарно-эпидемиологические правила и нормативыСанПиН 2.3.2.1293-03(утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФот 18 апреля 2003 г. N 59)

Распоряжение Администрации Президента РФ и Аппарат Правительства РФ 6 августа 2004 г. N 1363/1001(в ред. изменений, утв. Администрацией Президента РФ, АппаратомПравительства РФ от 23 сентября 2004 г. N П41-20094)

Список нормативных правовых актов:

1. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"//СЗ РФ. 2002 г. N 52 (ч.1) Ст. 5140

2. Основы законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 г.//ВВС РФ 1993 г. N 33 Ст. 1318

3. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"//СЗ РФ 1999 г. N 14 Ст. 1650; 2002 г. N 1 (ч. 1) Ст. 2

4. Федеральный закон от 5 июля 1996 г. N 86-ФЗ "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности"//СЗ РФ 1996 г. N 28 Ст. 3348; 2000 г. N 29 Ст. 3005

5. Закон РФ от 14 мая 1993 г. N 4979 "О ветеринарии"//Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1993 г. N 24 Ст. 857

6. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей" (в ред. от 9 января 1996 г.)//ВВС РФ 1992 г. N 15 Ст. 766; СЗ РФ 1996 г. N 3 Ст. 140

7. Федеральный закон "О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки" от 5 декабря 1998 года

8. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"

9. Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти"//СЗ РФ 2004 г. N 21 Ст. 2023

10. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"//СЗ РФ 2004 г. N 11 Ст. 945

11. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации" от 30 июня 2004 г. N 321//СЗ РФ 2004 г. N 28 Ст. 2898

12. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации" от 30 июня 2004 г. N 321//СЗ РФ 2004 г. N 28 Ст. 2898

13. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" от 30 июня 2004 г. N 322//СЗ РФ 2004 г. N 28 Ст.2899

14. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору" от 30 июня 2004 г.//Российская газета - 15 июля 2004 г.

15. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о Федеральному агентстве по техническому регулированию и метрологии" от 17 июня 2004 г.

16. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации" от 16 июня 2004 г.

17. Распоряжение Администрации Президента РФ N 1363, Аппарата Правительства РФ N 1001 от 06.08.2004 (ред. от 23.09.2004) "О перечне полных и сокращенных наименований Федеральных органов исполнительной власти"//"Российская газета", N 170 11.08.2004

18. Проект Федерального закона "Общий технический регламент. Требования санитарно-эпидемиологической безопасности к пищевым продуктам, материалам и изделиям, контактирующим с пищевыми продуктами"//www.gsen.ru

19. "Гигиенические требования к безопасности и пищевой ценности пищевой продукции: Санитарные правила и нормы: СанПиН 2.3.2.1078-01" от 6 ноября 2001 г.//Российская газета N 176, 18.09.2002

21. "Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)" от 17 апреля 2003 г.//Российская газета N 108, 05.06.2003 г.

Список использованной литературы:

1. Аронов И., Версан В. Декларации о соответствии: мифы и реальность//Стандарты и качество, N 11, 2000 г.

2. Бехт А. Контроль безопасности пищевых продуктов в РФ. Анализ состояния.//Пищевая промышленность N 6, 2003 г.

3. Голиченков А.К. Организационно-правовые формы санитарно-экологического контроля в СССР. М.: МГУ. 1984 г. с. 101

4. Голиченков А.К. Санитарный кодекс России: проблемы разработки проекта//Вестник Моск. Ун-та. Сер. 11 Право. 1991 г. N 4 с. 41-51

5. Голиченков А.К. Концепция санитарного законодательства//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11 Право 1990 г. N 6 с. 40-52

6. Дмитриченко М.И. Экспертиза качества и обнаружение фальсификации продовольственных товаров - СПб.: Питер, 2003 г. с. 160

7. Дубовик О.Л. Экологическое право. Элементарный курс. 2-е изд., переработанное и доп. - М.: Юристъ, 2004 г. с. 304

8. Кузнецова О.Н., Кичигин Н.А. Государственный экологический контроль: проблемы разграничения компетенции//ж. Законодательство и экономика, 2004 г.

9. Минин Б.А. Социально-экономические аспекты сертификации качества продуктов.// Пищевая промышленность N 7, 2001 г.

10. Онищенко Г.Г. Основные задачи государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения страны//Вопросы питания, N 6, 2003 г.

11. Онищенко Г.Г. "Концепция государственной политики в области здорового питания. Состояние и меры по совершенствованию государственного санитарно-эпидемиологического надзора"//Вопросы питания N 1, 2002 г.

12. Парций Я.Е. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О качестве и безопасности пищевых продуктов" - М.: Колос, 2001 г. с. 160

13. Парций Я.Е. Комментарий к Федеральному закону "О техническом регулировании". Постатейный - М.: Фирма "Интерстандарт", 2004 г. с. 212

14. Парций Я.Е. Комментарий к правилам торговли (к законодательству о торговле). Издательство Юрайт. 2003 г. с. 655

15. Поздняковский В.М. Гигиенические основы питания, безопасность и экспертиза пищевых продуктов. Учебник. Новосибирск, 2002 г.

16. Панкина Г.В. Устранение избыточности сертификации: Баланс интересов//Стандарты и качество. N 3 2002 г.

17. Петухов А.И. К вопросу об организации госсанэпиднадзора за пищевой продукцией из генетически модифицированных источников//Вопросы питания. N 6 2000 г.

18. Райх Н., Нойшитцер К. Контроль безопасности пищевых продуктов в РФ. Пути реформирования.//Пищевая промышленность N 6, 2003 г.

19. Рахманов М., Овчаров В. Международные стандарты в области оценки соответствия. Стандарты и качество//N 6, 2004 г.

20. Сергеев В.Н. Стандартизация, сертификация и качество пищевой продукции//Пищевая промышленность N 5, 2003 г.

21. Сергеев Ю.Д. Профессия врача: юридические основы. - К.: 1988 г. с. 208

22. Сергеев Ю.Д. Медицинское право в Российской федерации//Федеральный научно-практический журнал Медицинское право 2003 г. N 2, с. 3-5

23. Тутельян В.А., Княжев В.А. "Реализация концепции государственной политики здорового питания населения России: научное обеспечение//Вопросы питания, N 3, 2000 г.

24. Храмова Ю.Р. Экспериментальное животное: основы правового регулирования. Федеральный научно-практический журнал "Медицинское право", N 2, 2004 г. Юрист, с. 5-12

25. Храмова Ю.Р. Безопасность продукции: современные требования правового обеспечения. Федеральный научно-практический журнал "Медицинское право", N 1, 2004 г. Юрист, с. 18-23

26. Ярандайкин Р.С. Правовые аспекты санитарного контроля//Пищевая промышленность, N 7, 2001 г.

27. Ежемесячный журнал "Вестник технического регулирования" N 7 (8), 2004 г.; N 8(9) 2004 г.

28. Медико-биологическая оценка пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных источников: Методические указания.- М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России, 2000 г. - с. 95

29. Гигиена продовольственных товаров: Учебное пособие//Е.К. Шарковский М.: Новое знание. 2003 г. - с. 263

──────────────────────────────

*(1) Уведомление о разработке общего технического регламента "Требования санитарно-эпидемиологической безопасности к пищевым продуктам, материалам и изделиям, контактирующим с пищевыми продуктами"//Вестник технического регулирования N 2 (3) 2004 г. (Приложение)

*(2) Парций Я.Е. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О качестве и безопасности пищевых продуктов". - М.: Колос, 2001 г. - с. 160

*(3) О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2002 году: Государственный доклад. - М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2003 г. с. 39

*(4) Приказ Минздрава РФ от 15 апреля 1997 г. N 117 "О порядке экспертизы и гигиенической сертификации биологически активных добавок к пище".

*(5) СанПиН 2.3.2.1078-01, п. 2.24.

*(6) Документ, в котором изготовитель гарантирует соответствие безопасности каждой партии пищевых продуктов требованиям общих и специальных технических регламентов. Проект ТР "Требования санитарно-эпидемиологической безопасности к пищевым продуктам, материалам и изделиям, контактирующим с пищевыми продуктами" ст. 2

*(7) Порядок санитарно-эпидемиологической экспертизы технических документов на пищевые продукты: Методические указания.- М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России, 2000 г.

*(8) Постановления Правительства РФ "Об утверждении Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении"

*(9) Проект общего технического регламента "Требования санитарно-эпидемиологической безопасности к пищевым продуктам, материалам и изделиям, контактирующим с пищевыми продуктами" см.www.gost.ru

*(10) Применяются согласно соотношению общих и специальных норм права

*(11) Комиссия "Codex Alimentarius" - это специализированная комиссия ФАО/ВОЗ по разработке стандартов на продовольственные товары, по рассмотрению и утверждению уровня пищевых добавок для конкретных продуктов питания

*(12) ЕОК - неполитическая, некоммерческая, самоуправляемая организация, полноправными членами которой являются 34 европейских страны

*(13) СЗ РФ, 2000 г. N 2, ст. 150

*(14) утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 ноября 2001 г.//Российская газета от 18.09.2002 г.

*(15) утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 18 апреля 2003 г.//Российская газета от 20.06.03 г.

*(16) утв. Главным государственным санитарным врачом 17 апреля 2003 г.//Российская газета от 05.06.2003 г.

*(17) Санитарные правила по применению пищевых добавок (утв. зам. Главного государственного санитарного врача СССР 29 сентября 1978 г. N 1923-78)

*(18) О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2002 году: Государственный доклад. - М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2003 г., с. 39

*(19) СЗ РФ. 2001. N 33. часть 1 ст. 3436

*(20) Об этом смотри подробнее комментарий к статье 6 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов"

*(21) Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии//Сокр. наименование Ростехрегулирование

*(22) Обеспечивает опубликование: уведомлений о разработке и завершении публичного обсуждения проектов технических регламентов; текстов проектов технических регламентов, проекта федерального закона о техническом регламенте, заключений экспертных комиссий по техническому регулированию, о разработке, завершении публичного обсуждения и утверждении национального стандарта, перечня национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов, официальное опубликование национальных стандартов; осуществляет ведение федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, перечня продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, единого реестра выданных сертификатов, государственного реестра аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность по оценке соответствия продукции. Указанное агентство подведомственно Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации (Минпромэнерго России)

*(23) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека//Сокр. наименование Роспотребнадзор

*(24) Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Сокращенное наименование//Сокр. наименование Минздравсоцразвития России

*(25) Федеральная служба по ветеринарному и пл. санитарному надзору.//Сокр. наименование Россельхознадзор

*(26) п. 2.18 "Гигиенические требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. СанПиН 2.3.2.1078-01

*(27) СЗ РФ, 2000, N 48, ст. 3295

*(28) ГОСТ Р 50460-92 "Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования"; ГОСТ Р 51150-98 "Продукция, свободная от хлорорганических соединений. Знак Свободна от хлора"; ГОСТ Р 51760-2001 "Тара потребительская полимерная. ОТУ"; ГОСТ Р ИСО 14021-2001 "Этикетки и декларации.экологическая маркировка типа II. Самодекларации"

*(29) ГОСТ Р ИСО 14020-99 "Экологические этикетки и декларации. Основные принципы", ГОСТ Р ИСО 14021-2000 "Этикетки и декларации экологические. Самодекларируемые экологические заявления. (Экологическая маркировка типа II)" а также НД-11-2002 "Система обязательной сертификации по экологическим требованиям. Экологическая маркировка продукции

*(30) Вестник Госстандарта России. 2004 г. N 1. с. 7

*(31) МУК 2.3.2.971-00 Порядок санитарно-эпидемиологической экспертизы технических документов на пищевые продукты: методические указания

*(32) Брэнд это раскрученная торговая марка, обеспечивающая узнаваемость соответствующего производителя или его продукции покупателем, в случае регистрации получающая статус товарного знака

*(33) Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"//СЗ РФ 2004 г. N 35 ст. 3607

*(34) одобрена постановлением Правительства Российской Федерации N 917 от 10 августа 1998 г.

*(35) утв. Президентом РФ от 4 декабря 2003 г. N Пр. 2194

*(36) для обеспечения защиты жизни и здоровья человека, охраны окружающей среды, имущества (государственного и частного), недопущения введения в заблуждение потребителей

*(37) См. подробнее. Неуловимые стандарты//Российская газета 2004 г. N 27 с. 3; Потребитель в законе//Российская газета от 9 сентября 2004 г.

*(38) Обязательные требования к продукции, процессам (методам) производства, эксплуатации и утилизации, в отношении которых технические регламенты в семилетний срок не будут приняты, прекращают свое действие по истечении такого срока

*(39) Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554 "Об утверждении положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании"//СЗ РФ, 2000 г. N 21 ст. 3295

*(40) Классификатор санитарно-гигиенических и эпидемиологических норм и методических документов//утв. заместителем Гл. государственного санитарного врача 9 апреля 1993 г.

*(41) Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

*(42) Министерство здравоохранения и социального развития России//Сокр. наим. Минздравсоцразвития России

*(43) Министерство сельского хозяйства Российской Федерации//Сокр. наимен. Минсельхоз России

*(44) Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. N 988 в ред. Пост. Правительства РФ от 11.02.03 N 90 "О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий"

*(45) См. Закон РФ от 19.06.95 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 13; Постановление Госкомсанэпиднадзора России от 5 января 1993 г. N 1 "О порядке выдачи гигиенических сертификатов на продукцию"

*(46) Информационное письмо Минздрава Российской Федерации от 28 августа 1998 г. N 1100/2026-98-02 "О прекращении выдачи гигиенических сертификатов"

*(47) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 марта 2001 N 89 "О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий, парфюмерной и косметической продукции, средств и изделий для гигиены полости рта, табачных изделий"

*(48) Приказ Роспотребнадзора от 09.09.2004 N 13 "О государственном реестре и информационной системе учета продукции, веществ, препаратов, прошедших государственную регистрацию"

*(49) ст. 18 Федерального закона РФ от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 02.11.2004) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"

*(50) Приказ Минздрава России от 15.08.01 N 326 "О порядке проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок"

*(51) Приказ Минздрава РФ от 15.08.2001 N 325 (ред. от 18.03.2002) "О санитарно-эпидемиологической экспертизе продукции"//РГ N 210 27.10.2001

*(52) Конкретный состав доказательств устанавливается в техническом регламенте на данную продукцию. Под третьей стороной понимается орган по сертификации и (или) аккредитованная испытательная лаборатория

*(53) утв. постановлением Госстандарта России N 21 от 28 апреля 1999 г. (Правила)

*(54) Парций Я.Е. Комментарий к Федеральному закону "О техническом регулировании". Постатейный. Москва.: Фирма "Интерстандарт", 2004 г., с. 212

*(55) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека//Сокр. наименование (Роспотребнадзор)

*(56) Федеральная служба по ветеринарному и пл. санитарному надзору//сокр. наимен. Россельхознадзор

*(57) Ее полномочия определены Законом РФ "О ветеринарии" и Положением об этой службе, утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 1992 г. N 830

*(58) Министерство сельского хозяйства Российской Федерации//сокр. наимен. Минсельхоз России

*(59) Федеральное агентство по сельскому хозяйству//сокр.наимен. Россельхоз

*(60) См. об этом подробнее в Приказе Минздрава РФ от 17.07.2002 N 228 "О порядке проведения мероприятий по контролю при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора"//РГ N 192 10.10.2002 Приказом утверждены Правила проведения мероприятий по контролю при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора, образцы документов, журналы учета подконтрольных объектов; акты проверок, постановлений, предписаний

*(61) Приказ Минздрава РФ от 23.12.2002 N 400 "Об утверждении перечня должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях"//РГ N 15 25.01.2003

*(62) Методические рекомендации по проведению социально-гигиенического мониторинга, утв. Минздравом РФ от 25.05.2001 N 2001/83//СЗ РФ 27.11.2000 N 48 ст. 4701

*(63) Положением о социально-гигиеническом мониторинге, утв. Постановлением Правительства РФ 01.06.2000 N 426

*(64) п. 5.3.5. Положения о Ростехрегулировании, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294

*(65) п. 5.7. Положения о Роспотребнадзоре, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322

*(66) СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов", Приложение 1

*(67) Проблемы безопасности пищевых продуктов в России//Вопросы питания, 1994 г., N 3 с. 33-39

*(68) Диоксины относятся к классу полициклических ароматических углеводородов (ПАУ) Бензапирен - это один из наиболее канцерогенных представителей ПАУ. Канцерогенные ПАУ образуются в природе путем абиогенных процессов. Ежегодно в биосферу поступают тысячи тонн бензапирена природного происхождения, еще больше - из техногенных источников (промышленные предприятия, транспорт)

*(69) Микотоксины (от греческого mykes - гриб) представляют собой вторичные метаболиты микроскопических плесневых грибов. Известные 30 тыс. видов плесневых грибов в большинстве своем продуцируют высокотоксичные метаболиты, в частности более 120 микотоксинов. С гигиенических позиций микотоксины - это особо опасные токсичные вещества.

*(70) Государственный доклад о санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской федерации в 2003 году: Государственный доклад. - М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2004 г. с. 50-55; с. 63-64

*(71) Приказ Минздрава РФ от 15.08.2001 N 325 (ред. от 18.03.2002) "О санитарно-эпидемиологической экспертизе продукции"//РГ N 210 27.10.2001

*(72) Установлен действующий с 1 июля 2000 г. порядок оценок технических документов органами и учреждениями госсанэпидслужбы Российской Федерации, другими специально аккредитованными организациями.//Методические указания 2.3.2.971-00 "Порядок санитарно-эпидемиологической экспертизы технических документов на пищевые продукты"

*(73) Закон г. Москвы от 24 мая 2000 г. "О качестве и безопасности пищевых продуктов" ст. 8 п. 2

*(74) Условия признания продукции некачественной и опасной содержатся в Положении о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. N 1263

*(75) Подробно об общих требованиях применения знака соответствия и порядка обеспечения маркирования этим знаком см. "Правила применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции". Утв. Постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 г. N 14

*(76) Транспортный устав железных дорог Российской Федерации; Правила перевозок грузов на железнодорожном транспорте

*(77) Парций Я.Е. Комментарий к правилам торговли (к законодательству о торговле) М. Издательство Юрайт, 2003 г. 655 страниц

*(78) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 июля 2001 г. N 18 "О введении в действие санитарных правил - СП 1.1.1058-01"

*(79) Государственный доклад о санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2003 году: Государственный доклад. - М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2004 г. с. 67

*(80) Положение о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.10.1999 N 1104)

*(81) В законодательстве Европейского Союза Директивы, также как и Регламенты, содержат правила общего характера, являются нормативными актами, имеют обязательную силу на территории всех государств-участников и верховенство над национальным законодательством.

*(82) Regulation (EC) 258/97 on novel foods and novel foods ingredients/OJ L 43, 14.2.1997, p. 1. - распространял свое действие на все новые пищевые продукты как органического, так и ГМ происхождения.

*(83) OJ 2003 L 268/1

*(84) OJ 2003 L 268/24

*(85) Orphans at the window. (Nature biotechnology, volume 22, Number 9, September 2004)

*(86) 11 пищевых продуктов из GMOs были разрешены Европейской Комиссией как существенно эквивалентные.

*(87) например, Директива такими методами называет мутагенез как метод изменения генетического материала под воздействием ионизирующего излучения или химических веществ; оплодотворение.

*(88) то есть меры предосторожности ослабляются постепенно, шаг за шагом, только если оценки первоначального периода в отношении защиты человеческого здоровья и окружающей среды показывают безопасность следующего шага

*(89) Получившие согласия по Директиве 90/220/ЕЭС - GMOs должны по упрощенной процедуре пройти до 2006 года возобновленное согласие. При возобновлении согласия пересматриваются условия выпуска.

*(90) Генно-модифицированные пища и корма по Регламенту 2003 г. - это продукция, содержащая или состоящая из GMOs, произведенная из GMOs или содержащая ингредиенты, полученные из генно-модифицированных источников.

*(91) Commission Recommendation of 23 July 2003 on guidelines for the development of national strategies and best practices to ensure the coexistence of genetically modified crops with conventional and organic farming\\OJ L 189

*(92) OJ 2003 L 287/1

*(93) М.И. Ковалев "Генетика человека и его права", ж. "Государство и право", 1994 г. N 1, стр. 12-22; А.И. Иойрыш, О.А. Красовский "Правовые аспекты генной инженерии", ж. Государство и право, 1997 г., N 3, с. 112-115; А.И. Иойрыш "Правовые и этические проблемы клонирования человека", ж. "Государство и право", 1998 г., N 11 с. 87-93; М.О. Квачадзе "Эксперименты в сфере генной инженерии и правовые вопросы", Московский журнал международного права, N 3, 1999 г.; В. Орешкин, Ю. Смирнов "Особенности патентной защиты объектов генной инженерии", ж. Интеллектуальная собственность, N 6, 1999 г. с. 27-29; О.Е. Потехин, О.А. Красовский "Правовые вопросы межграничного перемещения генетически измененных живых организмов", ж. Биотехнология, 1999 г., N 6, с. 80-86., О.Л. Дубовик "Экологические преступления", комментарий к главе 26 УК РФ, М.: Спарк, 1998 г.

*(94) Глава XVII "Правовое регулирование генно-инженерной деятельности".//Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах: учеб. Пособие. - 2-е изд. переработ. и доп., Москва, 2005 г. с. 242-245; Храмова Ю.Р. Генно-инженерные достижения в аспекте эколого-правовой проблематики//Ежемесячный общеправовой журнал Юридический мир, 2003. N 3. с. 7-15

*(95) Федеральный закон от 5 июня 1995 г. N 86-ФЗ "О правовом регулировании генно-инженерной деятельности"//СЗ РФ, 1996 г. N 28, ст. 3348

*(96) Постановление Правительства РФ 16 февраля 2001 г. N 579 "О государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов"//СЗ РФ, 2001 г. N 9, ст. 860

*(97) Письмо Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2000 г. N 2510/5752-32 "О маркировке потребительской упаковки продовольствия, полученного на основе генетически модифицированных источников". Правовая база - "Консультанат Плюс"

*(98) СанПиН 2.3.2.1842-04 "Дополнения и изменения N 3 к СанПиН 2.3.2.107801". Правовая база - "Консультанат Плюс"

*(99) Госстандарт РФ 29 декабря 2003 г. ввел в действие два норматива: ГОСТ Р 52173-2003 "Сырье и продукты пищевые. Метод идентификации генетически модифицированных источников (ГМИ) растительного происхождения" и ГОСТ Р 52174-2003 "Биологическая безопасность. Метод идентификации генетически модифицированных источников растительного происхождения с применением биологического микрочипа"

*(100) Государственный доклад о санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской федерации в 2003 году: Государственный доклад. - М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2004 г. с. 44-46

*(101) Положение о лицензировании деятельности, связанной с возбудителями инфекционных заболеваний человека, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.96 N 390

*(102) Постановление Правительства РФ от 18 января 2002 г. "О государственной регистрации кормов, полученных из генно-модифицированных организмов"

*(103) Постановление Гл. государственного санитарного врача РФ от 16.09.2003 N 149 "О проведении микробиологических и молекулярно-генетической экспертизы генно-модифицированных организмов, используемых в производстве пищевой продукции"

*(104) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 7 от 6 апреля 1999 г. "О порядке гигиенической оценки и регистрации пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных источников"

*(105) Подробнее об этом см. Гигиена продовольственных товаров: Учеб. пособие. Е.К. Шарковский, 2003 г., с. 141-162

*(106) М.Г.Смирнова, Г.Н.Шатров Оценка потребления пищевых добавок в России//ж. Гигиена и санитария, 2003 г., N 6, с. 59-62

*(107) Ст. 14 Федерального закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

*(108) П. 3.7. СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов"

*(109) Ст. 15 Федерального закона РФ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"

*(110) п. 5.3.1. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г.

*(111) Пищевые добавки регламентируются санитарными правилами по их основным функциональным классам: кислоты, основания и соли; консерванты; антиокислители; пищевые добавки, препятствующие слеживанию и комкованию; эмульгаторы, стабилизаторы, загустители; улучшители для муки и хлеба; красители; фиксаторы цвета; глазирователи; ароматизаторы и усилители вкуса; подсластители; носители-наполнители и растворители-наполнители. Вспомогательные средства регламентируются санитарными правилами по их основным функциональным классам: флокулянты и сорбенты, экстракционные и технологические растворители; катализаторы; питательные вещества для дрожжей; ферментные препараты; материалы и носители для иммобилизации ферментов

*(112) Приложения к Санитарным нормам и правилам ("Гигиенические требования по применению пищевых добавок. СанПин 2.3.2.1293-03"; "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. СанПиН 2.3.2.1078-01")

*(113) Объединенный комитет экспертов ФАО/ВОЗ по пищевым добавкам и контаминантам

*(114) Санитарные правила по применению пищевых добавок (утв. Зам. Главного государственного санитарного врача СССР 29 сентября 1978 г. N 1923-78)

*(115) Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 15.09.97 N 21 "О государственной регистрации биологически активных добавок к пище"

*(116) Постановление Гл. Государственного санитарного врача Российской Федерации от 11.11.2004 г. N 6 "Об усилении Госсанэпиднадзора за производством и оборотом БАД"

*(117) Но это происходит крайне редко, т.к. они как модели патологического состояния не дают оценки влияния препарата, например БАД, на весь организм животного, а потом и человека

*(118) и т.к. установление уровня жестокости трудно формализовать, в зарубежных странах в каждом случае это определяется этическим комитетом, учрежденным при каждой экспериментальной клинике и лаборатории

*(119) Комментарий к КоАП РСФСР об административных правонарушениях, ст. 102 1 "Жестокое обращение с животными"//Под ред. И.И. Веремеенко, Н.Г. Салищевой, М.С. Студеникиной. 1999 г.

*(120) утв. Главным государственным санитарным врачом СССР от 06.04.1973 N 1045-73//Сборник важнейших официальных материалов по санитарным и противоэпидемическим вопросам: Том 2.- М.: Информационно-издательский центр Госкомсанэпидназора РФ, 1992 г.

*(121) см. в частности & 2 - Правовой статус эмбриона//Сальников В.П., Старовойтова О.Э., Никитина А.Е., Кузнецов Э.В. Биомедицинские технологии и право в третьем тысячелетии. Сп.б. университет МВД России, 2003 г.; А.А. Рерихт Биоэтика и права человека: научные исследования (обзор)//Современное медицинское право в России и за рубежом: Сб. научн. тр. РАН ИНИОН, Москва 2003 г. с. 214-230

*(122) М.М.Бринчук, Е.А.Иванов, Е.В.Кловач, В.И.Сидоров "Правовое регулирование безопасного обращения с химическими веществами"

*(123) Глава XV "Правовое регулирование обращения с опасными веществами"//Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах: Учеб. Пособие. - 2-е изд., переработ. и доп. - М.: Изд-во Проспект, 2005 г.

*(124) P.73 White paper of food safety//Commission of the European Communities, Brussels, 12 January 2000 г.

*(125) SPS Agreement//Organization Agreement on the Application of Sanitary and Phytosanitary Measures


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: