Примерная сетка недельных занятий в подготовительной группе

День недели Первая половина дня Вторая половина дня Кто проводит
Понедельник 1. Аппликация/ Лепка 2. Физкультурное   3. Занятие по курсу: «Познаю себя» Воспитатель Воспитатель Воспитатель
Вторник 1. Ознакомление с окружающим 2. Логопедическое 3. ИЗО 4. Физкультурное (на улице)   Воспитатель Логопед Воспитатель Воспитатель
Среда 1. Логопедическое 2. Информатика/ риторика 3. Музыкальное   4. Экология Логопед Воспитатель Муз.руков. Воспитатель
Четверг 1. Логопедическое 2. Математика 3. Физкультурное   4. Занятие в библиотеке Логопед Воспитатель Воспитатель Воспитатель
Пятница 1. Обучение грамоте 2. Математика 3. Музыкальное   Воспитатель Воспитатель Муз.руков.

Система обучения детей правильному произношению и элементам грамоты имеет три последовательных периода, каждый из которых имеет свои цели и задачи, определенное количество фронтальных занятий.

Разделы Старшая группа Подготовительная группа
Периоды обучения: 1 – ый период   сентябрь – I половина ноября   сентябрь – I половина ноября
2 – ой период II половина ноября – I половина февраля II половина ноября – I половина февраля
3 – ий период II половина февраля - май II половина февраля – май
Количество занятий (в неделю): фронтальные подгрупповые индивидуальные   2 (в каждом периоде) ежедневно ежедневно   3 (в каждом периоде) ежедневно ежедневно
Продолжительность занятий: фронтальные подгрупповые индивидуальные   20 мин. 10-15 мин. 10-15 мин.   30 - 35 мин. 10-15 мин. 10-15 мин.

Логопедические занятия – основная форма коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения речи. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной, систематической работы по формированию фонематических процессов, коррекции звуковой стороны речи и обучению элементам грамоты на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях. Вместе с тем на логопедических занятиях проводится работа по обогащению знаний об окружающем мире, развитию психологической базы речи, воспитанию нравственных качеств.

Основные цели фронтальных занятий:

-- усвоение произношения ранее поставленных звуков, активное использование их в различных формах самостоятельной речи;

-- формирование навыка звукового анализа и синтеза;

-- знакомство с буквами русского алфавита;

-- овладение навыками чтения и письма (печатные буквы);

-- совершенствование высших психических функций;

-- устранение пробелов лексико-грамматического характера;

-- совершенствование навыков связной речи;

-- актуализация знаний об окружающей действительности;

-- формирование личности ребенка.

Фронтальные занятия проводятся на протяжении всего времени обучения в определенной системе, по единому плану с учетом индивидуальных особенностей детей. При планировании фронтальных занятий логопед должен ясно представлять место каждого занятия в общей системе обучения: что пройдено и хорошо усвоено детьми, что ещё требует закрепления, какой новый материал следует донести до сведения детей.

Лексический материал фронтальных занятий должен быть наполнен звуками, правильно произносимыми всеми детьми (или почти всеми детьми), и одновременно способствовать расширению и уточнению словаря, формированию умения правильно строить словосочетания, предложения, развитию связной речи, высших психических функций.

Большое место в коррекционном процессе занимает обучение грамоте. Оно рассчитано на два года (старшая и подготовительная группы). Последовательность изучения звуков и букв дается в соответствии с системой подготовки к обучению грамоте в школе, предложенной Г.А. Каше.

На первом году на занятиях по обучению грамоте дошкольники приобретают четкие представления о каждом звуке, совершенствуют навык звукового анализа и синтеза (выделяют гласные, согласные звуки из ряда звуков; дифференцируют на слух звуки; анализируют звуковой состав слогов, слов; объединяют звуки в слоги, слова...).

В подготовительной к школе группе звук и буква изучаются параллельно. Названия букв даются в соответствии с произнесением звука в конечной позиции слов (дом, мак), что облегчает процесс обучения чтению. С первых занятий вводится буквенное изображение изучаемых звуков. При запоминании графического начертания буквы используется система упражнений по профилактике дисграфии, дислексии. Для повышения эффективности формирования навыка звуко-слогового, звуко-буквенного анализа используется символика (схемы, звуковые линейки, картинки-символы …). Для проведения звуко-буквенного анализа используются только те слова, написание которых не расходится с произнесением (мишка, книга, мох).

Система, предложенная Г.А. Каше, предполагает развитие и формирование графических навыков у детей в течение учебного года (одно занятие в неделю проводит воспитатель).

Все содержание обучения на фронтальных занятиях реализуется через упражнения, предлагаемые детям в занимательной, игровой форме. К фронтальным занятиям дети подготавливаются на подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Основные цели подгрупповых занятий:

-- подготовка детей к усвоению усложненного фонетического и лексико-грамматического материала на фронтальных занятиях;

-- закрепление знаний, умений и навыков, полученных на индивидуальных занятиях;

-- контроль за произношением поставленных звуков, за правильным употреблением лексико-грамматических категорий.

На подгрупповые занятия дети объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения, по уровню развития лексико-грамматического строя. Например, в первой подгруппе три ребенка, у которых нарушено произношение свистящих звуков, во второй – дети, у которых нарушено произношение свистящих звуков и неярко выражено лексико-грамматическое недоразвитие и т.д. Количество детей в подгруппах -- три-четыре человека. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики коррекции речи. Продолжительность занятий определяется работоспособностью детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: