Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие в стране, не могли не затронуть систему образования и воспитания подрастающего поколения.
За последние десятилетия международным сообществом принят ряд документов, в которых провозглашена приоритетность прав детей в обществе.
«Концепция дошкольного воспитания» (1989) наметила новые подходы к воспитанию дошкольников: гуманизация и деидеологизация дошкольного образования, воспитание общечеловеческих ценностей, личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослых с детьми.
«Временное положение о дошкольном учреждении» (1991) дало возможность каждому дошкольному образовательному учреждению выбирать программу обучения и воспитания, вносить в нее собственные дополнения и изменения, создавать авторские программы.
Закон Российской Федерации «Об образовании» (1991), «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (1995) закрепили право ДОУ на самостоятельный выбор программы обучения и воспитания дошкольников из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления, и её коррекцию.
|
|
Таким образом, право дошкольных учреждений работать по разным образовательным программам, отход от жестко регламентированных форм воспитания и обучения детей, гуманизация педагогического процесса характеризуют общие тенденции перестройки образования. Для дошкольных работников открылись широкие возможности использования различных образовательных моделей и инновационных технологий, а также создания авторских методик и программ нового поколения.
В настоящее время определены главные приоритеты современного дошкольного образования:
-- сохранение и укрепление здоровья, обеспечение благоприятных условий для развития детей, создание комфортной развивающей предметной среды;
-- обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка, создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности детей, самовыражения и импровизации в любой деятельности;
-- осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка с максимальным использованием всех резервов, возможностей его организма в компенсации дефекта с привлечением широкого круга специалистов, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение детей с проблемами в психофизическом развитии и эмоционально-волевой сфере;
-- приобщение детей к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, истине, трудолюбию, любви к Родине, семье, окружающей природе, …;
-- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка, преодоление формализма в отношениях коллектива детского сада и семьи;
-- уважение права ребенка на сохранение своей индивидуальности, раскрепощение образовательного процесса, эмоциональное насыщение атмосферы ДОУ.
Естественно, процесс обновления системы дошкольного образования и воспитания не мог не затронуть организацию и содержание коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии.