Организация совещаний


На совещаниях съедается море времени. Ведь один час со­


вещания — это 5, 10, 20 человеко-часов, в зависимости от


количества участников. Миллион книжек и статей про это


написано, «а воз и ныне там». Повторим самоочевидные


вещи, которые очень легко понимать, но трудно делать.


1. Определите формат совещания и не смешивайте раз­


ные форматы в рамках одного совещания. Типовые


форматы:


Мозговой штурм. Цель: креативно решить про­


блему. Правила: сначала «генерация идей» (любой


степени безумности) с их обязательной фиксацией,


и только после этого — этап критики и проработки


на реализуемость.


Планерка-оперативка. Цель: скоординировать


действия членов команды в текущей ситуации,


довести до людей нужную информацию, опера­


тивно отреагировать на текущие проблемы. Пра­


вила: «Появилась гениальная идея — запиши не


озвучивая, вынеси на стратегическое совещание».


Желателен жесткий порядок (очередность) выступ­


лений, наличие в письменном виде стандартного


списка вопросов.



Стратегическое совещание. Цель: обсудить перспек­


тивные направления развития, принять решения по


масштабным, долгосрочным вопросам. Правила:


желательно наличие в явном виде сформулирован­


ных и прописанных критериев принятия решений


(расстановки приоритетов).


2. Определите круг участников. Иногда полезно исполь­


зовать «ньюмаваши» (по-японски — «окучивание кор­


ней») — небольшие совещания в малых группах, позво­


ляющие в первом приближении согласовать позиции


перед большим совещанием.


Компания «Днепротехсервис» - управляющая компания за­


вода
В кофе-брейке слышны споры на по­


вышенных тонах. Спрашиваю: что такое? «Есть проблема -


нужно ли организовывать собственное производство такого-


то оборудования... Да нет такой проблемы вообще!.. Есть, но


не в производстве!..» - Стоп, стоп, спокойно.


Вывожу на мультимедиапроектор чистый
«Да­


вайте прописывать процедуру постановки проблемы. С чего


она вообще начинается?» - решили, что с инициатора про­


блемы. Записали: «Инициатор: Маркетинг управляющей ком­


пании (ФИО директора по маркетингу)». Что дальше? Решили:


стороны, заинтересованные в процессе постановки пробле­


мы (именно постановки, а не решения - для решения уже


есть корпоративные процедуры -ТЭО, бизнес-планирование


и т.д.). Выписали: «Заинтересованные стороны: Маркетинг уп­


равляющей компании; Маркетинг завода; Производство; Фи­


нансы». Задаю резонный вопрос: так, и почему же о проблеме


говорили громко и эмоционально 15 человек, если на этапе


постановки она касается только четверых?


Подобным же образом «опроцедурили» остальной про­


цесс постановки проблемы (формулировки заинтересован­


ных сторон, «головной компетент» по проблеме и т.д.). Парал­


лельно с разработкой процедуры прогоняли через нее и са­


му исходную проблему. За 1,5 часа, таким образом, решили


недоразумение, существовавшее уже несколько недель,


и разработали процедуру разрешения таких недоразумений


в будущем.



Отдельно определите лидера, принимающего решения и


направляющего ход дискуссии (если вы собираете совеща­


ние, скорее всего это вы и будете), и отдельно — секретаря,


следящего за временем, фиксирующего все мысли и состав­


ляющего итоговый протокол. Как правило, эти две функции


стоит разделить.


3. Определите список вопросов для обсуждения. Мне не


нравится слово «регламент» — обычно это жесткий


план совещания, с планированием времени на каж­


дый вопрос, крайне неудобный в реальной практике.


Он редко бывает нужен, обычно достаточно просто


приоритезированного списка вопросов и общей вре­


менной рамки. Начинать рассмотрение вопросов,


естественно, необходимо с приоритетных.


Национальный банк Казахстана, проект подготовки корпора­


тивных ТМ-тренеров. Группа тренеров (руководители и со­


трудники Департамента развития персонала) сделали регла­


мент стандартной еженедельной планерки в форме «пирога


времени». Круг - это час, в который необходимо уместить ос­


новную часть планерки (плюс на входе и выходе - по 10-15


минут у директора департамента для вводного и заключи­


тельного выступлений). У каждого из четырех управлений,


входящих в департамент, - по 15 минут. Круг, соответственно,


делится на четыре части:


Каждый 15-минутный блок делится на 3 части: 1. «Стратеги­


ческая картонка» (какие результаты за эту неделю достигнуты


по ключевым целям). 2. Вопросы-проблемы внутри управле­


ния и между управлениями. 3. Вопросы, требующие вынесе­


ния «наверх», на другие департаменты или на зампредов.


Время регулируется с помощью 5-минутных песочных ча­


сов. Сэкономить время сегодня и добавить себе времени в


следующий раз - можно. Наоборот (сегодня добавить, на сле­


дующей планерке сэкономить) - нельзя.



4. Определите длительность совещания и назначьте


ответственного за время. Казалось
самоочевидно.


Только вот на тренингах, выполняя задания на группо­


вую работу, участники в лучшем случае с
раза


начинают сами вспоминать, что обязательно нужно


выбирать в группе человека, следящего за временем.


5. Организуйте обстановку, оборудование и рассылку


информационных материалов. Сюда входят брониро­


вание переговорной, наличие флипчарта, проектора,


бумаги и т.д. Варьируйте внешний антураж в зави­


симости от формата совещания: например, в одной


инвестиционной компании решили оперативки про­


водить стоя и в коридоре (обеспечивается четкость


и краткость), а стратегические совещания — сидя в


удобных креслах в переговорной (обеспечивается спо­


койная креативная обстановка).


Если к совещанию рассылаются какие-либо материалы


(что крайне желательно), обеспечьте их прочтение участ­


никами. Например, так:


— Разошлите краткое описание проблемы, по которой


необходимо принять решение на совещании.


— Затребуйте с участников прислать
e-mail минимум


варианта решения проблемы в срок не позднее


чем за сутки до начала совещания.


— Не
допускайте на совещание. Пусть один-

раза решение проблемы несколько пострадает — зато


в будущем совещания будут гораздо более эффективны.


Имейте в виду, что без дополнительных стимулов участ­


ники совещания вряд ли будут читать присланные матери­


алы, поскольку уважение к чужому времени, в частности к


времени коллег, собравшихся на совещание, в России слабо


развито.



6. Используйте схемы. Вспомните адресов ваших зна­


комых, именно точных адресов — «ул. Вавилова, д.


25, кв. 15». Вряд ли сможете — полагаю, вы помните


в лучшем случае
А вот на основе зрительной


памяти наверняка сможете добраться в сотню-другую


мест. Зрительная память имеет более высокую емкость,


чем словесная. Поэтому все вопросы, обсуждаемые на


совещании, материализуйте на флипчарте в виде схем.


Благодаря «запакованной» в эти схемы информации


на следующем совещании будет легко вспомнить все


уже достигнутые результаты и не ходить вокруг одного


и того же вопроса несколько раз. Схемы можно сфо­


тографировать (хотя бы фотоаппаратом, встроенным


в мобильный телефон) и разослать участникам как


приложение к протоколу принятых решений.


7. Зафиксируйте и разошлите принятые решения. Обя­


зательно вернитесь к этому протоколу на следующем


совещании. Если результаты совещания не зафикси­


рованы — считайте, его не было вообще.


Эдуард Фаритов, директор по развитию Группы «Русский стан­


дарт». «На совещаниях я фиксирую ход обсуждения в обычном


текстовом файле, но через мультимедиа-проектор вывожу его


на экран, так чтобы всем было видно. И по каждому пункту


обязательно добиваюсь от группы ответа на вопросы: «Бли­


жайший шаг? Срок? Ответственный?» Записываю; благодаря


экрану все это видят и на следующем совещании не имеют


возможности отговориться тем, что это не обсуждалось или


решения были другими».



Где взять время на тайм-менеджмент


В заключение разговора об изыскании резервов времени


разберемся с тем, где брать время на внедрение в вашу прак­


тику техник тайм-менеджмента.


Первое правило: используйте для этого любые «отходы


времени». Вполне достаточно тех обрезков и обрывков, ко­


торых бывает множество в течение каждого рабочего дня.


Например:


— В курилке — поспорьте с коллегой на $100, что в бли­


жайшие 3 дня сделаете письменный обзор ваших дол­


госрочных целей.


— В пробке или во время ходьбы — продумайте свои цели


на ближайшие несколько лет. При желании надиктуйте


на диктофон (обычно есть в мобильном телефоне).


— В приемной руководителя — используйте 15 минут


ожидания для того, чтобы эти цели прописать в


ноте или на бумаге. Выиграйте $100.


Второе правило: создайте четкий ритм повышения лич­


ной эффективности. Мы не считаем ежедневную чистку


зубов или душ «напрягом», потому что это давным-давно


вошло в привычку, создан ритм. То же самое в управлении


личным временем — лучше заниматься этим вопросом по


15 минут ежедневно, чем большими наскоками, но нерегу­


лярно.


У одного из отцов-основателей США и основоположников совре­


менного тайм-менеджмента, Бенджамина Франклина, за свои за­


слуги изображенного на 100-долларовой купюре, была оригиналь­


ная система внедрения добродетелей. На текущую неделю выбира­


лась какая-либо одна добродетель из списка и активно практико­


валась. На следующую неделю - следующая, и так далее. Через не­


сколько недель список завершался, и его прохождение начиналось


сначала. Такой же ритм вы можете применять для внедрения любых


инструментов тайм-менеджмента.



Рекомендую три простых принципа тайм-менеджерского


ритма:


— Ежедневно — одно маленькое разгребание завалов.


Почты во «Входящих», бумаг в центре рабочего стола,


задач с близким сроком выполнения в Outlook и т.п.


— Еженедельно — внедрение новой техники управления


временем. Провели тотальный хронометраж недели;


выбросили все бумажки и завели ежедневник; приду­


мали структуру папок для хранения файлов в «Моих


документах» и т.д.


— Ежеквартально — «дисциплинарная неделя». Живем


«правильно», не даем себе поблажек, выделяем пол­


часа в день на тайм-менеджмент. Название придумал


тренер по легкой атлетике — одну неделю в квартал


его ученики полностью соблюдали все диеты и жес­


ткие графики тренировок, а в остальное время жили


в облегченном режиме. Таким образом, был создан


хороший баланс отдыха и напряжения.


И главное, помните: вложения времени в тайм-менедж­


мент — это не затраты, а инвестиции. Вспомните знамени­


тый анекдот:


Некий человек увидел в лесу дровосека, с большим трудом рубив­


шего дерево совершенно тупым топором. Человек спросил его:


- Уважаемый, почему бы вам не наточить ваш топор?


- У меня нет времени точить топор - я должен рубить! - просто­


нал дровосек...


Выделять время на «заточку топора» непросто. Но успеш­


ные люди отличаются от не очень успешных именно тем,


что выделяют достаточно времени на инвестиции в свое


будущее.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: