Я считаю, что учить тайм-менеджменту нужно как плава
нию и чтению: чем раньше, тем лучше. Если не с детского
сада, то как минимум — со среднего или раннего школьного
возраста.
Для студентов и старших школьников ничего специально
изобретать не надо. Они, как правило, с большим интересом
воспринимают именно «взрослые» технологии — «у меня
все как у настоящих менеджеров». Для младшего школьного
возраста необходимо внести больше элемента игры, разно
цветности, азарта.
Начинать рекомендую со следующих технологий:
— Самомотивация («слоны», «лягушки», «пряники» и
т.д.) — промедление и откладывание важных задач в
детском тайм-менеджменте обычно является ключевой
проблемой.
— Обзорная таблица ежедневных дел — как сказал один
менеджер, «теперь мой сын не забывает, что кроме
«погулять» и «посмотреть телевизор» существуют еще
«сделать уроки» и «вынести мусор», и встречает меня
вечером так: «Папа, ура, я сегодня все успел!».
— Планирование хороших оценок — с помощью обзорных
|
|
таблиц.
На последнем пункте остановлюсь особо. Главное, что
можно и нужно привить ребенку при обучении тайм-ме
неджменту, — это «проактивный» подход к жизни, о кото
ром мы говорили в третьей главе. Напомню, термин «про-
активность» принадлежит Стивену Кови: он различает в
жизни «реактивный» подход, жизнь как реакция на внешние
стимулы, и «проактивный», когда мы не просто реагируем,
но планируем свою жизнь и осуществляем упреждающие
действия.
Поясню на простом примере. «Ты хочешь золотую медаль
(или: хорошие оценки в четверти, в году и т.п.)? Что для
этого нужно?» — Нужно не «вообще учиться», а расставлять
приоритеты, выбирая наиболее проблемные на данный мо
мент направления и «проактивно» занимаясь именно ими.
Например, составить очень простую таблицу оценок (тех
нология реальная, из практики):
Проблемное направление сразу видно, это алгебра. Что
нужно сделать, чтобы его выправить? Очевидно, получить
минимум три пятерки. Нацеливаем усилия именно на этот
сегмент, уделяем алгебре больше времени и сил, премируем
себя шоколадками, активно тянем руку на уроках. Закры
ваем проблемное направление, смотрим вокруг и перенаце
ливаем усилия на другой предмет. И т.д. — поддерживаем
баланс, гибко меняя приоритеты по ходу учебы.
Важно выбрать подходящее хотение — вполне возможно,
это не школьные оценки, а успехи в спортивной секции, до
стижения в каком-то хобби, увлечении. Ориентируйтесь не
|
|
|
столько на «социально-значимые» показатели, сколько на
собственные устремления ребенка. После выбора хотения
методология остается той же: цели, подзадачи, приоритеты,
ежедневные «проактивные» действия в выбранном направ
лении, самомотивация и награды себе.
Виталий Королев, статья «Тайм-менеджмент для дочки - история
одной игры».
известно, что дети не хотят, чтобы их учителя
вызывали к доске отвечать урок. Кто не помнит своих школьных
ощущений в момент, когда учитель говорит заветные слова: «А сей
час к доске пойдет...» и смотрит в журнал. Так и хотелось спрятать
ся под парту.
А что если изменить к этому отношение? Если ребенок хочет по
лучать хорошие оценки, то почему бы ему самому не взять инициа
тиву в свои руки и не вызваться отвечать самому, предварительно
особенно хорошо подготовив именно этот урок. Здесь важна опера
ция по выбору приоритетов, «направления главного удара»: учим
все уроки, но особенно готовим тот, в котором завтра хотим достичь
успеха. И в момент опроса стараемся не спрятаться, а вызваться,
чтобы труд даром-то не пропал.
Кроме планирования мы ввели и прогнозирование результатов.
Оно относится к разного рода внеплановым опросам, контрольным
работам. В отличие от планирования, прогнозируемый результат не
зависит уже от воли прогнозиста. Он скорее выявляет объектив
ность самооценки. Если удается точно спрогнозировать будущую
оценку, то Полинка получает 2 или 1 плюсик, в зависимости
пятерка это была или четверка. Полинка подхватила эту игру и быс
тро разобралась с тонкостями различия между прогнозом и пла
ном. Кстати, моя консультационная практика показывает, что не
всякий директор различает эти понятия...»
Еще одно важное направление школьного ТМ — пла
нирование времени при подготовке к экзаменам. Обычно
родительская позиция тут — «сиди и учи до посинения».
Увы, это не работает, потому что неграмотно. Более реалис
тичный подход таков:
— Определение, сколько часов в день ребенок объективно
может работать над подготовкой (реально —
максимум — 10).
— Разделение объема работы на этот бюджет времени (40
билетов, 5 дней по 10 часов в день — реальная цифра
«1 час на 1 билет», плюс резерв 10 часов) и уделение
каждой порции работы не больше полагающегося ей
времени.
— Управление рабочей нагрузкой: раз в час — 5 мин.
активная пауза, после каждого
блока
работы — смена активности (сходили в магазин, погу
ляли и
Кроме того, при подготовке к экзаменам мы обычно де
лаем совсем не то, что будем делать на экзамене. Готовясь
к сочинению, где будем писать, — мы читаем, готовясь к
устному экзамену — опять же читаем. Гораздо лучше при
подготовке к сочинению написать на каждую тему эссе
размером в полстранички с ключевыми мыслями; гото
вясь к устному экзамену — проговорить ключевые мысли
каждого билета (кому угодно — бабушке, собаке, портрету
М.В.Ломоносова...).
И в заключение — несколько принципов из практики.
Виталий Королев, «Тайм-менеджмент для дочки - история одной
игры». «Во-первых, ловите инициативу ребенка. Он должен первым
проявить свое хотение.
Во-вторых, импровизируйте, придумывайте игру, а не воспита
тельный процесс. Одно из основных отличий первой от второго в
том, что ребенок понимает: игру он может прекратить в любой мо
мент, а воспитательный процесс - нет.
В-третьих, не бойтесь фиксации планов и результатов. Это не «бу
мажки», а то твердое, что «не вырубишь топором».
И в-последних: занятые папы и мамы, впишите в свои с ребенком
|
|
органайзеры время, которое вы проводите вместе. Хотя бы для об
суждения главного события дня».