Дети и время


Я считаю, что учить тайм-менеджменту нужно как плава­


нию и чтению: чем раньше, тем лучше. Если не с детского


сада, то как минимум — со среднего или раннего школьного


возраста.


Для студентов и старших школьников ничего специально


изобретать не надо. Они, как правило, с большим интересом


воспринимают именно «взрослые» технологии — «у меня


все как у настоящих менеджеров». Для младшего школьного


возраста необходимо внести больше элемента игры, разно­


цветности, азарта.


Начинать рекомендую со следующих технологий:


Самомотивация («слоны», «лягушки», «пряники» и


т.д.) — промедление и откладывание важных задач в


детском тайм-менеджменте обычно является ключевой


проблемой.


Обзорная таблица ежедневных дел — как сказал один


менеджер, «теперь мой сын не забывает, что кроме


«погулять» и «посмотреть телевизор» существуют еще


«сделать уроки» и «вынести мусор», и встречает меня


вечером так: «Папа, ура, я сегодня все успел!».


Планирование хороших оценок — с помощью обзорных


таблиц.



На последнем пункте остановлюсь особо. Главное, что


можно и нужно привить ребенку при обучении тайм-ме­


неджменту, — это «проактивный» подход к жизни, о кото­


ром мы говорили в третьей главе. Напомню, термин «про-


активность» принадлежит Стивену Кови: он различает в


жизни «реактивный» подход, жизнь как реакция на внешние


стимулы, и «проактивный», когда мы не просто реагируем,


но планируем свою жизнь и осуществляем упреждающие


действия.


Поясню на простом примере. «Ты хочешь золотую медаль


(или: хорошие оценки в четверти, в году и т.п.)? Что для


этого нужно?» — Нужно не «вообще учиться», а расставлять


приоритеты, выбирая наиболее проблемные на данный мо­


мент направления и «проактивно» занимаясь именно ими.


Например, составить очень простую таблицу оценок (тех­


нология реальная, из практики):


Проблемное направление сразу видно, это алгебра. Что


нужно сделать, чтобы его выправить? Очевидно, получить


минимум три пятерки. Нацеливаем усилия именно на этот


сегмент, уделяем алгебре больше времени и сил, премируем


себя шоколадками, активно тянем руку на уроках. Закры­


ваем проблемное направление, смотрим вокруг и перенаце­


ливаем усилия на другой предмет. И т.д. — поддерживаем


баланс, гибко меняя приоритеты по ходу учебы.


Важно выбрать подходящее хотение — вполне возможно,


это не школьные оценки, а успехи в спортивной секции, до­


стижения в каком-то хобби, увлечении. Ориентируйтесь не

Предмет Текущие оценки
Русский                
Алгебра                
Геометрия                
                 



столько на «социально-значимые» показатели, сколько на


собственные устремления ребенка. После выбора хотения


методология остается той же: цели, подзадачи, приоритеты,


ежедневные «проактивные» действия в выбранном направ­


лении, самомотивация и награды себе.


Виталий Королев, статья «Тайм-менеджмент для дочки - история


одной игры».
известно, что дети не хотят, чтобы их учителя


вызывали к доске отвечать урок. Кто не помнит своих школьных


ощущений в момент, когда учитель говорит заветные слова: «А сей­


час к доске пойдет...» и смотрит в журнал. Так и хотелось спрятать­


ся под парту.


А что если изменить к этому отношение? Если ребенок хочет по­


лучать хорошие оценки, то почему бы ему самому не взять инициа­


тиву в свои руки и не вызваться отвечать самому, предварительно


особенно хорошо подготовив именно этот урок. Здесь важна опера­


ция по выбору приоритетов, «направления главного удара»: учим


все уроки, но особенно готовим тот, в котором завтра хотим достичь


успеха. И в момент опроса стараемся не спрятаться, а вызваться,


чтобы труд даром-то не пропал.


Кроме планирования мы ввели и прогнозирование результатов.


Оно относится к разного рода внеплановым опросам, контрольным


работам. В отличие от планирования, прогнозируемый результат не


зависит уже от воли прогнозиста. Он скорее выявляет объектив­


ность самооценки. Если удается точно спрогнозировать будущую


оценку, то Полинка получает 2 или 1 плюсик, в зависимости


пятерка это была или четверка. Полинка подхватила эту игру и быс­


тро разобралась с тонкостями различия между прогнозом и пла­


ном. Кстати, моя консультационная практика показывает, что не


всякий директор различает эти понятия...»


Еще одно важное направление школьного ТМ — пла­


нирование времени при подготовке к экзаменам. Обычно


родительская позиция тут — «сиди и учи до посинения».


Увы, это не работает, потому что неграмотно. Более реалис­


тичный подход таков:


— Определение, сколько часов в день ребенок объективно


может работать над подготовкой (реально —


максимум — 10).



— Разделение объема работы на этот бюджет времени (40


билетов, 5 дней по 10 часов в день — реальная цифра


«1 час на 1 билет», плюс резерв 10 часов) и уделение


каждой порции работы не больше полагающегося ей


времени.


— Управление рабочей нагрузкой: раз в час — 5 мин.


активная пауза, после каждого
блока


работы — смена активности (сходили в магазин, погу­


ляли и


Кроме того, при подготовке к экзаменам мы обычно де­


лаем совсем не то, что будем делать на экзамене. Готовясь


к сочинению, где будем писать, — мы читаем, готовясь к


устному экзамену — опять же читаем. Гораздо лучше при


подготовке к сочинению написать на каждую тему эссе


размером в полстранички с ключевыми мыслями; гото­


вясь к устному экзамену — проговорить ключевые мысли


каждого билета (кому угодно — бабушке, собаке, портрету


М.В.Ломоносова...).


И в заключение — несколько принципов из практики.


Виталий Королев, «Тайм-менеджмент для дочки - история одной


игры». «Во-первых, ловите инициативу ребенка. Он должен первым


проявить свое хотение.


Во-вторых, импровизируйте, придумывайте игру, а не воспита­


тельный процесс. Одно из основных отличий первой от второго в


том, что ребенок понимает: игру он может прекратить в любой мо­


мент, а воспитательный процесс - нет.


В-третьих, не бойтесь фиксации планов и результатов. Это не «бу­


мажки», а то твердое, что «не вырубишь топором».


И в-последних: занятые папы и мамы, впишите в свои с ребенком


органайзеры время, которое вы проводите вместе. Хотя бы для об­


суждения главного события дня».




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: