Системы можно различать по различным признакам, т.е. классифицировать. Характеризуя системы одним или несколькими признаками в зависимости от решаемой задачи, выбирают разные принципы классификации.
Классификация (от лат. classis — разряд, класс и facio — делаю, раскладываю) - система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знания или деятельности человека. На практике же под термином классификации обычно понимают процесс разнесения объектов по классам (группам), фиксируя закономерные связи между группами объектов с целью принадлежности объекта к той или иной группе (классу).
Классификация начинается с введения классификационного признака. Согласно словарям, классификационный признак (реквизит классификации) - элемент содержания понятия, который позволяет отнести объект (понятие) к определенному классу: объект относится к данному классу, если он обладает данным классификационным признаком.
В основе всех видов классификации лежит отношение эквивалентности, поскольку после введения на данном множестве такого отношения, это множество разбивается на непересекающиеся классы эквивалентности. Принадлежность объекта к конкретному классу указывает на определенные его свойства, которыми обладают все объекты, относящиеся по данному признаку к определенному классу, что и используется на практике. Все элементы данного класса с точки зрения зафиксированных признаков классификации считаются неразличимыми (эквивалентными). Например, студентов данного университета можно классифицировать по признаку факультета, на котором они учатся. В результате формируются множества, где будут собраны студенты, которые учатся только на определенном факультете. При этом, например, в множестве студентов экономического факультета не окажется студентов физического факультета. Если же этих же студентов классифицировать по факту военной подготовки, то образуются два множества студентов университета: студенты, проходящие военную подготовку, и все остальные.
|
|
Наличие классификации – показатель определенного развития той или иной теории. Любая классификация всегда относительна и часто неоднозначна, поскольку она существенно зависит от цели и условий решаемой задачи, объема располагаемых ресурсов, а также субъекта, формирующего данный класс объектов и многих иных причин. В этой связи сложно сформировать строгие и вместе с тем адекватные условия на переходы от одного класса к другому. Поэтому на практике же поступают упрощенно, вводя наиболее удобные признаки отношения объекта к определенному классу. Примером тому является классификационная шкала успеваемости студентов: отлично, хорошо, удовлетворительно и неудовлетворительно. Казалось бы, все исключительно просто, поскольку для выставления каждой из этих оценок имеются весьма обширные инструкции. Однако на практике решать эту задачу весьма трудно.
|
|
Среди объектов одного класса всегда можно найти объекты, которые с существенной долей уверенности можно отнести к иному классу. В этой связи при любой классификации желательно, чтобы соблюдались следующие требования:
· полнота охвата объектов рассматриваемой области;
· однозначность интерпретации выбранных реквизитов классификации;
· возможность включения в процесс классификации новых объектов.
Цель любой классификации - ограничить выбор подходов к отображению системы и дать рекомендации по выбору метода их исследования.
Перед началом собственно процедуры классификации следует определить, для чего конкретно она производится и какими свойствами должны обладать объединяемые в классы объекты. В дальнейшем эти свойства и принимаются за признаки классификации.