Заключение. Для Беларуси реальная возможность остановить экономическую и социальную деградацию - сделать свою экономику более эффективной

Для Беларуси реальная возможность остановить экономическую и социальную деградацию - сделать свою экономику более эффективной. Если будет обеспечен высокий и стабильный экономический рост (как правило, 6-8% ежегодно), то для того чтобы достичь уровня жизни развитых европейский стран, потребуется 35-40 лет. Вместе с тем, если удается создать механизм продвижения наиболее талантливых людей из всех слоев общества в интеллектуальную и управленческую элиту, то экономическое развитие страны может быть ускорено.

Начиная активный процесс формирования рыночной экономики, следует учитывать проблемы, с которыми могут столкнуться реформаторы:

быстрое снижение инфляции и переход к положительным процентным ставкам увеличивают риск банкротств крупных предприятий и рост безработицы, которая может достичь 12-15%;

ужесточение монетарной политики создаст ряд проблем в бюджетной сфере. Поэтому необходимо снижение расходов государственного бюджета и степени субсидиарности общества. Одновременно нужно резко стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, сняв все ограничения самозанятости;

низкие доходы граждан, когда 65% из них тратится на питание, уменьшают емкость внутреннего рынка и снижают спрос на продукцию легкой промышленности, ограничивают внутренние накопления.

Эти проблемы предопределяют следующие действия по реализации реформаторской экономической политики:

ограничение прямого вмешательства правительства в рыночные процессы, отмена административного регулирования цен и тарифов;

установление независимости Национального банка и разделение функций основных правительственных институтов в сфере макроэкономической политики;

снижение протекционизма и постепенное уменьшение государственной поддержки в отношении субъектов хозяйствования. Это дает возможность предотвратить массовую безработицу, включить рыночные механизмы эффективного использования основных ресурсов и создания конкурентной среды для естественных монополий;

выравнивание условий хозяйствования субъектов всех форм собственности, в том числе за счет резкого снижения объемов государственных дотаций и трансфертов для предприятий, имеющих большую кредиторскую задолженность перед банками, бюджетом;

включение в процесс глобализации и активизация открытой рыночной экономической модели с использованием инвестиционного и технологического потенциала ТНК.

Выполнение задач стабилизации, либерализации и институциональных преобразований должно осуществляться системно. Реформы начинаются одновременно по основным направлениям экономической политики, но характеризуются различной продолжительностью в зависимости от конкретных условий. Предприятия и домашние хозяйства имеют возможность адаптироваться к новой экономической среде. Правительство берет на себя обязательства достижения конкретных результатов в макроэкономической стабилизации.

Для оценки эффективности действий «правительства реформ» используются следующие критерии стабилизации:

1)дефицит государственного бюджета не превышает 3%;

2)расходы на обслуживание внешнего и внутреннего долга не превышают 8% ВВП;

3)инфляция не превышает 15-17% в год;

4)государственные расходы в структуре ВП не превышают 40%;

5)курс национальной валюты устанавливается рыночными механизмами;

6)безработица составляет не более 15%;

7)доля занятых в негосударственном секторе превышает 60%;

8)уровень частных сбережений составляет 15-20% ВВП.

Достижение данных параметров считается стратегической целью среднесрочных реформ. Одновременно формируется новая социально-психологическая ситуация в пользу принципа «экономика для всех», при реализации которого отсутствуют возможности формирования олигархов, несправедливое распределение собственности и власти.


ЛИТЕРАТУРА:

1. Алферова Л.А., Мезенцева Н.С. Экономика.// Учебное пособие Томского межвузового центра дистанционного образования. – г. Томск. 2000.

2. Базылев «Экономическая теория», Мн. 1998 г.

3. Боголюбов Н.Н., Лазенбникова А.Ю. Человек и общество.// Издательство «Просвещение». – г. Москва. 1996.

4. Борисов Е.Ф. «Глобальная экономика», М. 1996 г.

5. Войтович А.Г. «Глобальные проблемы мира», М. 1999 г.

6. Воловин Е. «Глобализация экономики и ее влияние на национальные бюджеты. Проблемы теории и практики управления», 1999 г.

7. Загорулько В. «Экономические аспекты глобальных проблем. Основы экономической теории и практики», В. 1994 г.

8. Камаева В.Д. «Экономическая теория»М.1995г.

9. Клюня В.Л.,Новикова И.В. «Экономическая теория»М.1997 г.

10. Макконелл К.Р. «Экономикс» т.2, М. 1992 г.

11. Райзберг Б.А. «Курс экономики», М. 1997 г.

12. Сажина М.А., Чибрикова Г.Г. Экономическая теория.// Издательская группа «НОРМА-ИНФРА·М». – г. Москва, 1999.

13. СелищевА.С. «Макроэкономика»,М.1996 г.

14. Соколинский В.М. «Глобальные проблемы экономики», М. 1998 г.

15. Тухватулина Л.А. Мировая экономика.// Учебное пособие Томского Государственного Университета Систем Управления и Радиоэлектроники. – г. Томск. 2002.

16. Ходов А.Т. «Основы государственной экономической политики»Мн.1997г.

17. «Глобализация как источник международных конфликтов и обострения конкуренции», Международный журнал «Проблемы теории и практики управления» №6 1998 г.

18. «Глобальные проблемы современности. Глобализация международных отношений», «Международные отношения», май, №6 М. 1999 г.

19. https://www.minfin.gov.by/

20. https://www.president.gov.by


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: