Как правило, на судах для соединения различных элементов электрооборудования применяются гибкие проводники специального исполнения, которые обеспечивают их теплостойкость, негорючесть и защиту от воздействия воды и масла. Все судовые электропроводники принято делить на 4 группы:
- Судовые кабели.
- Судовые провода.
- Провода.
- Шнуры.
Судовым кабелем называют один или несколько изолированных друг от друга гибких проводников, заключенных в общую защитную оболочку, допускающую прокладку непосредственно по металлическим деталям корпуса судна, как в сырых помещениях, так и на открытых палубах.
Судовой провод – то же, но с защитной оболочкой допускающей прокладку по металлическим элементам корпуса только внутри сухих и отапливаемых помещениях.
Провод – это изолированный или неизолированный проводник, допускающий прокладку только по изоляторам, а в первом случае – и по изолирующим прокладкам.
Шнур представляет собой один, два или три изолированных проводника, имеющих общую или раздельную металлическую оболочку из хлопчатобумажных или шелковых нитей.
|
|
На судах шнур используется для питания бытовых электроприборов только в сухих или отапливаемых помещениях.
В отдельных случаях для увеличения механической прочности на кабели и провода не имеющие экрана для защиты от радиопомех надевается металлическая оплетка, или металлический рукав. Наибольшее применение на судах получили следующие типы кабелей: КНР различных модификаций (КНРБ, КНРЭ и др.), а так же кабели типа КБН, РМ, СРМ и др. Все они предназначены для эксплуатации в установках с неподвижной прокладкой. На рис.71 представлены 4 вида наиболее применяемых электрических проводников.
Для силовых кабелей неподвижной прокладки используются следующие обозначения:
- К – кабель.
- Б – броня (металлическая оплетка).
- С – свинцовая оболочка.
- Р – резиновая изоляция жил и внешней оболочки.
- Н – негорючий.
- М – морское исполнение.
- Б – в кабелях без брони означает использование прокладки между жилами из бутил-каучука.
- П – оплетка из стальных оцинкованных проволок.
- Э – экранированный (обычно это оплетка из медных проводников).
- В - полихлорвиниловая изоляция.
- О – облегченный.
Для подвижной прокладки применяются кабели типа: НРШМ (НШМ) – обозначение то же, но Ш –шланговый.
Эти же обозначения используются для кабелей осветительных сетей, и для слаботочных сетей (связь, сигнализация).
К дополнению к указанным обозначениям еще применяют:
- С – судовой, если буква стоит в конце обозначения.
- М – малогабаритный, если буква стоит в конце обозначения.
|
|
- Т – телефонный.
В таких сетях на отечественных судах наибольшее распространение получили кабели типа КНРТ, КНРТП, КНРТЭ, КНРЭТЭ. Где вторая буква Э означает эластичный (повышенной гибкости).
Кабели КСМ (КСМТ, КСМТЭ, КСМЭТЭ) применяются для неподвижной прокладки. Для подвижной прокладки, кроме КНРЭТЭ применяется кабель типа МЭРШН, а так же кабель КУШГ.
В ряде кабелей две буквы Э обозначают наличие экранирования не только внешней оболочки, но и каждой жилы. Для сетей 400 Гц и выше используются специальные высокочастотные кабели типа РК, РД, РКС, РКГ, РКПГ, где:
- Р – радио кабель.
- К – коаксиальный.
- Д – двухжильный.
- С – в свинцовой оболочке.
- ПГ – повышенной гибкости.
10.2. Электрические распределительные устройства
Кроме назначения, указанного в самом названии, все распределительные устройства (РУ) предназначены для обеспечения надежности работы СЭЭС и безопасности их эксплуатации. Более 80% повреждений, или аварий в электрической части судовой электростанции определяются неправильным действием персонала при оперативных переключениях в схеме. Поэтому, от состава и комплектации РУ, степени их автоматизации существенно зависит надежность и эксплуатационная безопасность. В состав РУ входят: сборные шины, защитная и коммутационная аппаратура, регулирующие и сигнальные устройства, электроизмерительные приборы и другие элементы управления. Все РУ принято классифицировать по:
- назначению
- конструктивному выполнению
- роду тока.